29 июня—празднование перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского (2002)

Святые мощи Феофана Затворника были тайно обретены на территории
Шацкой психбольницы, расположенной в зданиях разоренной безбожниками
Вышенской пустыни в 1973 году и сразу же перевезены в Троице-Сергиеву Лавру,
где находились в подклете Успенского собора до 1988 года. После канонизации свт.
Феофана в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви честные
мощи его были перенесены в храм прп. Сергия Радонежского, недалеко от
Вышенского монастыря а 29 июня 2002 года состоялось их перенесение в
Вышенский женский монастырь, возрожденный в 1993 году.
Святитель Феофан Затворник (1815-1894) — один из самых влиятельных
духовных писателей XIX века. Он оказал глубокое влияние на духовное
возрождение всего общества. Наиболее значительные труды его — «Письма о
христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский
посланий», «Начертание христианского нравоучения».
Святитель Феофан проявил себя ревностным служителем во всех сферах
церковной жизни. Но с юных лет он стремился к уединению, и идеал монашества
видел в совершенном отречении от всех житейских забот. В 1866 г. после 25-
летнего служения Церкви на различных поприщах, по прошению, он был
освобожден от управления Тамбовской епархией и уволен на покой в Успенскую
Вышенскую пустынь Тамбовской епархии, в качестве ее настоятеля, где через
шесть лет принимает твердое решение удалиться от мира и уйти в затвор.
Затвор — главный период жизни святителя, продолжавшийся почти 22 года. Но
чем дольше молчал язык затворника, тем громче говорило его перо, просвещая
заблудших, ободряя унывших, обличая вероотступников и еретиков. В кратчайший
срок он стал известен всей верующей России благодаря своим многочисленным
статьям, книгам, письмам и проповедям, завоевавшим сердце русского
православного человека. Ему много писали и сам он ежедневно писал около сорока
ответных писем. Письма святителя Феофана — богатейшая сокровищница, откуда
можно без конца черпать мудрые советы во спасение души. До последней минуты
своей жизни не переставал он быть истинным руководителем всех, кто бы к нему
не обращался.
Из писем преосвященного Феофана
Вне Церкви спасения нет. «В одиночку никто не спасается.
Спасается каждый не иначе, как в Церкви, т.е. в живом союзе
со всем сонмом верующих, через Церковь, и с Самым Господом,
как Главою ее. Господь назвал Свою Церковь — виноградным
деревом, в котором Он Сам лоза, или ствол дерева, а все
верующие — ветви на лозе, поэтому Церковь есть единое
нераздельное целое, живо соединенное в себе и во всех частях».
О молитве. «Молитве надо учиться. Сначала надо приобресть навык к
молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств, по готовым молитвам, как
учатся иностранным языкам по печатным разговорам. Ибо к Богу и слово должно
быть обращаемо боголепное. Достаточно в этом успев, можно молиться не
чужими, а своими словами. В это же время можно молиться коротенькими
молитовками, взяв за образец 24 молитовки святого Златоуста. Можно набирать
и другие подобные молитовки из псалмов, из молитв церковных и самому
составлять их. Сими коротенькими молитовками вы добре навыкнете держать
внимание не развлекающимся во время молитвы».
О смирении. «Гонитесь за смирением, всегда отбегающим. Ради него все
простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет; а без него никакие строгости
не помогут».
«Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и
смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя,
никакого себе значения не придает, не мудрствует и пр.. Всё сие смирение
обозначает. Главная черта смирения — чувствовать, что я ничто и если есть
что, все то Божие».
О душе. «Что делать с душой? Великая хитрость нужна, чтобы владеть собою.
Старцы Божии одолевали себя, но и то не всегда. Вот тут и толкуй о силе воли и
самовластии души! Где она, укажите, философы? Только тому, кто Господу
отдает себя совсем, дается сила владеть собой, или вливается в него такая сила».
О терпении. «Видим, что все рвутся из того, что приходится им терпеть, а всё
никак не могут вырваться, даже при больших средствах. Отчего так? От того,
что не ту дорогу взяли. Надо вступить на путь заповедей Божиих и благодушно
терпеть то, что приходится терпеть, тогда это самое претерпеваемое начнет
источать утешение. Вот и рай! Те, которые иным путем хотят водворить рай
на земле, лишь попусту трудятся. Еще премудрый сказал им: суета сует!».
О вере. В делах веры и спасения не философия требуется, а детское приятие
Божественной истины. Умишко надо ногами потоптать, вот как на картине
Михаил Архангел топчет сатану. Михаил Архангел — это ум, покорный истине
Божией, а сатана, это ум возмутившийся, суемудренный, от которого все
революции, и в семействах, и в Церкви…»
«Из людей, кто станет твердо в воле Божией, тотчас делается стойким и
твердым».
По материалам сайта: http://hram-troicy.prihod.ru
Тропарь святителя Феофана, глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский
подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие
изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога
спастися душам нашим.
Кондак святителя Феофана, глас 4
Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди
просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли
непрестанно о всех нас.
Величаем тя, / святителю отче наш Феофане, / и чтим святую
память твою / ты бо молиши о нас / Христа Бога нашего.