3 августа—день памяти святого пророка Божия Иезекииля (VI в. до Р.Х.)

21 июля / 3 августа Православная Церковь празднует день памяти святого пророка Божия Иезекииля (VI в. до Р.Х.).

Свя­той про­рок Изе­ки­иль про­ис­хо­дил из ев­рей­ско­го го­ро­да по име­ни Са­ри­ра. Он был сыном Ву­зия, от пле­ме­ни Ле­ви­и­на, и свя­щен­ни­ком Бо­га Выш­не­го. Во вре­мя вто­ро­го Иеру­са­лим­ско­го пле­не­ния он был от­ве­ден На­ву­хо­до­но­со­ром [1] в плен в Ва­ви­лон [2] вме­сте с Иоаки­мом, ца­рем иудей­ским, на­зван­ным Ие­хо­ни­ею Вто­рым (4 Цар. 24, 1). Три­жды взят был Иеру­са­лим ва­ви­лон­ским ца­рем На­ву­хо­до­но­со­ром: в пер­вый раз во дни иудей­ско­го ца­ря Иоаки­ма (ко­то­рый в Свя­щен­ном Пи­са­нии на­зы­ва­ет­ся так­же Ели­а­ки­мом (4 Цар. 23, 34), сы­на Иосии, бра­та Иоаха­за и Се­де­кии, от­ца дру­го­го Ие­хо­нии; он пер­вый был от­ве­ден На­ву­хо­до­но­со­ром в узах в Ва­ви­лон; то­гда же был от­ве­ден в плен и свя­той про­рок Даниил [3] с тре­мя от­ро­ка­ми, Ана­ни­ей, Аза­ри­ей и Ми­са­и­лом. Но в ско­ром вре­ме­ни Навуходо­но­сор от­пу­стил Иоаки­ма вновь цар­ство­вать в Иеру­са­лим, сде­лав его сво­им данни­ком. Про­цар­ство­вав в Иеру­са­ли­ме три го­да под вла­стью На­ву­хо­до­но­со­ра, Иоаким по ис­те­че­нии этих трех лет от­ло­жил­ся от него, не по­же­лав пла­тить ему да­ни. По­это­му сно­ва при­шло на Иеру­са­лим ва­ви­лон­ское вой­ско, свя­той го­род был взят, царь Иоаким убит и бро­шен за го­ро­дом на съе­де­ние псам, а на его ме­сто по по­ве­ле­нию На­ву­хо­до­но­со­ра по­став­лен был ца­рем сын его, то­же Иоаким, ко­то­ро­го на­зва­ли и дру­гим от­цов­ским именем – Ие­хо­ни­ею, и сде­ла­ли его вто­рым Ие­хо­ни­ей, та­ким же дан­ни­ком ва­ви­лон­ско­го ца­ря, ка­ким был преж­де его отец. Но так как и этот дру­гой Ие­хо­ния в очах Гос­по­да Бо­га де­лал зло, то по по­пуще­нию Бо­жию в непро­дол­жи­тель­ном вре­ме­ни На­ву­хо­до­но­сор сно­ва при­шел на Иеру­са­лим и взял в плен Ие­хо­нию со всем до­мом его, увел мно­же­ство знат­ных лю­дей, храб­рых му­жей, всех, кто был спо­со­бен но­сить ору­жие, раз­лич­ных ху­дож­ни­ков, взял так­же зо­ло­тые цер­ков­ные со­су­ды: это бы­ло вто­рое Иеру­са­лим­ское пле­не­ние. В это пле­не­ние взя­ты бы­ли: свя­той про­рок Ие­зе­ки­иль, Мар­до­хей и Иосе­дек, отец Иису­са, обновив­ше­го по­том с Зо­ро­ва­ве­лем ра­зо­рен­ный Иеру­са­лим­ский храм. Тре­тье же и последнее ра­зо­ре­ние и опу­сто­ше­ние Иеру­са­ли­ма На­ву­хо­до­но­со­ром бы­ло во дни ца­ря Седе­кии [4], ко­то­ро­го На­ву­хо­до­но­сор по­ста­вил ца­рем вме­сто Ие­хо­нии, на­ло­жив на него дань. Но ко­гда и Се­де­кия сверг с се­бя иго На­ву­хо­до­но­со­ра, то­гда тот же На­ву­хо­до­но­сор, при­дя со всем хал­дей­ским вой­ском, окон­ча­тель­но ра­зо­рил Иеру­са­лим, ис­тре­бив его ог­нем и ме­чем, а остав­ший­ся на­род увел в плен. С то­го вре­ме­ни пе­ре­ста­ло су­ще­ство­вать как царство Иудей­ское, так и всё цар­ство Из­ра­иль­ское. Это тре­тье ра­зо­ре­ние Иеру­са­ли­ма Наву­хо­до­но­со­ром по­дроб­но опи­са­но в жи­тии свя­то­го про­ро­ка Иере­мии [5].

На­хо­дясь в пле­ну Ва­ви­лон­ском, иерей Бо­жий Ие­зе­ки­иль жил близ ре­ки, на­зы­ва­е­мой Ховар; и яви­лось ему див­ное ви­де­ние на трид­ца­том го­ду его жиз­ни, в пя­тый год по взя­тии в плен Ие­хо­нии, в чет­вер­тый ме­сяц [6], в пя­тый день это­го ме­ся­ца: он ви­дел от­верз­ши­е­ся небе­са; с се­ве­ра дул силь­ный ве­тер и шло от­ту­да ве­ли­кое и пре­свет­лое об­ла­ко; по­сре­ди его дви­га­лось пла­мя, а кру­гом бы­ло бле­стя­щее си­я­ние; из это­го об­ла­ка яви­лось по­до­бие че­ты­рех жи­вот­ных, с ви­ду по­хо­жих на чи­стую, рас­ка­лен­ную в огне медь. Каж­дое животное име­ло по че­ты­ре ли­ца: ли­цо че­ло­ве­ка, льва, тель­ца и ор­ла. Кро­ме то­го, у них бы­ло по че­ты­ре кры­ла, а под кры­лья­ми – че­ло­ве­че­ские ру­ки; два кры­ла бы­ли про­стер­ты для по­ле­та, дву­мя дру­ги­ми они по­кры­ва­ли свои те­ла; огонь клу­бил­ся меж­ду жи­вот­ны­ми, и мол­ния ис­хо­ди­ла из ог­ня. Вид­ны бы­ли так­же че­ты­ре боль­ших ко­ле­са, по од­но­му при каждом жи­вот­ном; ко­ле­са эти с ви­ду бы­ли как ка­мень фар­сис цве­та ла­зур­но­го, как мо­ре, с зо­ло­тым от­блес­ком, про­из­во­ди­мым сол­неч­ны­ми лу­ча­ми. В этих ко­ле­сах вид­не­лись еще как бы дру­гие ко­ле­са; все эти ко­ле­са, как бы оду­шев­лен­ные, име­ли в се­бе си­лу жиз­ни и ото­всю­ду пол­ны бы­ли глаз, а че­ты­ре жи­вот­ные, ка­за­лось, бы­ли впря­же­ны в эти ко­ле­са как в ко­лес­ни­цу; и ко­гда дви­га­лись жи­вот­ные, дви­га­лись вме­сте с ни­ми и ко­ле­са; ко­гда же жи­вот­ные сто­я­ли, сто­я­ли и ко­ле­са. Во вре­мя ше­ствия от кры­льев их слы­шал­ся шум и звук, как бы звук мно­гих вод, как бы шум мно­го­люд­но­го ста­на. Ко­гда же они сто­я­ли, безмолвство­ва­ли и кры­лья их. Так сто­я­ли они и без­молв­ство­ва­ли, ко­гда с вы­со­ты доносил­ся глас Бо­жий. Ибо над эти­ми че­тырь­мя жи­вот­ны­ми и ко­ле­са­ми вид­нел­ся небесный свод, по­доб­ный кри­стал­лу, и на сво­де – пре­стол, как бы из сап­фи­ра, а на престоле пре­свет­лый об­раз че­ло­ве­ка и кру­гом него си­я­ние на­по­до­бие ра­ду­ги, ко­то­рая светит­ся в об­ла­ках в дожд­ли­вый день.

11-600x413.jpg

Явление Славы Божией пророку Иезекиилю

Та­кое ви­де­ние сла­вы Гос­под­ней имел свя­той про­рок Ие­зе­ки­иль. В нем, по тол­ко­ва­нию му­жей бо­го­муд­рых и бо­го­вдох­но­вен­ных, пре­свет­лый об­раз че­ло­ве­че­ский на сапфировидном пре­сто­ле про­об­ра­зо­вал во­пло­ще­ние Сы­на Бо­жия в утро­бе Пре­чи­стой Девы, Ко­то­рая бы­ла оду­шев­лен­ным пре­сто­лом для во­че­ло­ве­чив­ше­го­ся от Нее Бо­га и бы­ла про­об­ра­зо­ва­на этим сап­фи­ро­вид­ным пре­сто­лом; по­то­му что дра­го­цен­ный ка­мень сап­фир, по­хо­жий сво­им свет­лым цве­том на небо и за­клю­ча­ю­щий в се­бе, как небо звез­ды, золотистые ча­сти­цы, слу­жит об­ра­зом Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, в Ко­то­рой, как и в небесном есте­стве, нет ни еди­но­го по­ро­ка; чре­во Ко­то­рой яви­лось про­стран­нее небес, вме­стив­ши в се­бе Невме­сти­мо­го, и Ко­то­рая, как звез­да­ми, укра­ше­на мно­го­чис­лен­ны­ми да­ра­ми Бо­жи­ей бла­го­да­ти; че­ты­ре жи­вот­ные с че­тырь­мя ли­ца­ми про­об­ра­зо­ва­ли че­ты­рех свя­тых еван­ге­ли­стов, из ко­их каж­дый, опи­сы­вая жизнь Хри­сто­ву с людь­ми на зем­ле, изобра­зил Его че­ло­ве­че­ство, про­об­ра­зу­е­мое в этих жи­вот­ных ли­цом че­ло­ве­че­ским; Божество Хри­сто­во, об­на­ру­жи­ва­е­мое ли­цом льва; стра­да­ние Хри­сто­во, ука­зу­е­мое ли­цом тель­ца; вос­кре­се­ние и воз­не­се­ние Хри­сто­во, изо­бра­жа­е­мое ли­цом ор­ла [7]. Че­ты­ре ко­ле­са со мно­же­ством глаз, в ко­то­рых вид­не­лись и дру­гие ко­ле­са, бы­ли об­ра­зом че­ты­рех ча­стей все­лен­ной, за­клю­ча­ю­щей в се­бе раз­лич­ные на­ро­ды; про­ник­нув ту­да, про­по­ведь апостольская от­верз­ла мно­гим на­ро­дам ду­хов­ные очи к по­зна­нию и со­зер­ца­нию Бо­га; огонь же, дви­гав­ший­ся по­сре­ди ви­ден­но­го от­кро­ве­ния, и ве­ли­кое си­я­ние во­круг него явля­ли ве­ли­че­ство непри­ступ­ной сла­вы Бо­жи­ей. Так­же и дру­гие ду­хов­ные тай­ны бы­ли про­об­ра­зо­ва­ны в том див­ном и страш­ном ви­де­нии, при со­зер­ца­нии ко­то­ро­го свя­той Иезеки­иль от ужа­са пал ниц на зем­лю и слы­шал свы­ше от Си­дя­ще­го на пре­сто­ле в подобии че­ло­ве­че­ском го­лос, го­во­ря­щий ему:

– Сын че­ло­ве­че­ский, встань на но­ги твои, и я бу­ду го­во­рить с то­бою.

И во­шла в него ка­кая-то неви­ди­мая си­ла, ко­то­рая под­ня­ла его с зем­ли и по­ста­ви­ла на ноги.

Ко­гда про­рок с тре­пе­том стал пе­ред сла­вою явив­ше­го­ся ему Гос­по­да, Гос­подь ска­зал ему:

– Сын че­ло­ве­че­ский! Я по­шлю те­бя к до­му Из­ра­иле­ву, к лю­дям, огор­ча­ю­щим Ме­ня, которые оскор­би­ли Ме­ня; они и от­цы их от­рек­лись от Ме­ня до са­мо­го ны­неш­не­го дня; это лю­ди с огру­бе­лою ду­шою и же­сто­ким серд­цем: к ним Я по­шлю те­бя, и ты ска­жешь им сло­ва Мои; не устра­шись ли­ца их, ес­ли они и рас­сви­ре­пе­ют и окру­жат те­бя, как скорпионы (Иез. 2, 3-4).

Ко­гда Гос­подь это го­во­рил, Ие­зе­ки­иль уви­дал про­стер­тую к се­бе ру­ку и в ней книж­ный сви­ток; ру­ка та раз­вер­ну­ла пе­ред ним этот сви­ток, и бы­ло в нем на­пи­са­но внут­ри и снаружи:

– «Плач, стон и го­ре».

И ска­зал ему Гос­подь:

– Сын че­ло­ве­че­ский! съешь этот сви­ток и иди ска­жи сы­нам Из­ра­иле­вым то, что Я прикажу те­бе (Иез. 3, 1).

Ие­зе­ки­иль, от­крыв уста свои, съел этот сви­ток, и он был в устах его сла­док как мед. С того вре­ме­ни Ие­зе­ки­иль ис­пол­нил­ся про­ро­че­ско­го ду­ха и бла­го­да­ти, и всё, что по­том гово­рил ему Бог, он при­ни­мал в серд­це свое. Ко­гда же ста­ло уда­лять­ся от очей его это чудес­ное ви­де­ние, он услы­шал го­лос, как бы го­лос мно­го­чис­лен­ной тол­пы, го­во­ря­щий:

– Бла­го­сло­вен­на сла­ва Гос­под­ня от ме­ста Его!

При этом и шум кры­льев па­ря­щих жи­вот­ных и дви­га­ю­щих­ся ко­лес был по­хож на шум вели­ко­го зем­ле­тря­се­ния. Так эта страш­ная ко­лес­ни­ца сла­вы Бо­жи­ей ушла вверх с глаз его, и ви­де­ние окон­чи­лось. По­сле это­го ви­де­ния про­рок семь дней про­вел в мол­ча­нии, размыш­ляя о ви­ден­ном и слы­шан­ном. И сно­ва бы­ло к нему сло­во Гос­подне, го­во­рив­шее:

– Сын че­ло­ве­че­ский! Я по­ста­вил те­бя стра­жем до­му Из­ра­иле­ву, и ты бу­дешь слу­шать слово из уст Мо­их и бу­дешь вра­зум­лять их от Ме­ня. Ко­гда я ска­жу без­за­кон­ни­ку: «смертию умрешь!», а ес­ли ты не бу­дешь вра­зум­лять его и го­во­рить, чтобы осте­речь безза­кон­ни­ка от без­за­кон­но­го пу­ти его, чтобы он жив был, то без­за­кон­ник тот умрет в безза­ко­нии сво­ем, и Я взы­щу кровь его от рук тво­их. Но ес­ли ты вра­зум­лял без­за­кон­ни­ка, а он не об­ра­тил­ся от без­за­ко­ния сво­е­го и от без­за­кон­но­го пу­ти сво­е­го, то он умрет в беззако­нии сво­ем, а ты спас ду­шу твою.

За­тем, бу­дучи вы­ве­ден ду­хом в по­ле, Ие­зе­ки­иль сно­ва уви­дал сла­ву Гос­под­ню, как и преж­де, и при­ка­за­но ему бы­ло за­пе­реть­ся в до­му сво­ем и пре­бы­вать в мол­ча­нии до тех пор, по­ка Гос­подь не при­ка­жет ему от­крыть уста, чтобы го­во­рить и про­по­ве­до­вать сло­ва Бо­жии. В это вре­мя мол­ча­ния ему от­кры­та бы­ла пред­сто­яв­шая через несколь­ко лет послед­няя оса­да и ра­зо­ре­ние Иеру­са­ли­ма хал­де­я­ми и ги­бель на­ро­да для то­го, чтобы он не толь­ко сло­вом воз­ве­стил об этом лю­дям, но чтобы изо­бра­зил это и де­лом: ему при­ка­за­но бы­ло Гос­по­дом обрить го­ло­ву свою и бо­ро­ду и раз­де­лить во­ло­сы свои, раз­ме­рив их весами на три ча­сти; од­ну часть – сжечь ог­нем пе­ред гла­за­ми тех лю­дей, ко­то­рые бы­ли вме­сте с ним в пле­ну, дру­гую часть во­лос из­ру­бить ме­чом, а тре­тью – раз­ве­ять по вет­ру, ука­зы­вая (этим) на то, что гнев Бо­жий, на­ме­ре­ва­ясь по­ка­рать в Иеру­са­ли­ме и во всей Пале­стине лю­дей Из­ра­иль­ских, не же­ла­ю­щих об­ра­тить­ся к ис­тин­но­му по­ка­я­нию и не остав­ля­ю­щих мер­зо­стей идо­ло­слу­же­ния, раз­де­лил их сво­им пра­вед­ным су­дом на три части, чтобы каж­дая часть по­нес­ла свое на­ка­за­ние: так, часть лю­дей во вре­мя оса­ды Иеруса­ли­ма умрет от го­ло­да и мо­ро­вой яз­вы, дру­гая часть па­дет от ме­ча хал­де­ев, а тре­тья – рас­се­ет­ся по все­лен­ной. Всё это по­том и сбы­лось, так как на­род ев­рей­ский силь­но разгне­вал Бо­га, – ибо, хо­тя в те вре­ме­на евреи и слу­жи­ли Бо­гу Небес­но­му, вы­вед­ше­му пра­от­цев их из Егип­та ру­кою креп­кою и мыш­цею вы­со­кою, но при­вык­ши со вре­мен Соломо­на кла­нять­ся идо­лам, они и их не остав­ля­ли, пре­льща­ясь их бо­го­мерз­ки­ми праздни­ка­ми, во вре­мя ко­то­рых ни­кем не воз­бра­ня­лось им устра­и­вать сквер­ные пиршества и со­вер­шать по­стыд­ные и без­за­кон­ные де­ла, так как и са­ми ца­ри, и кня­зья, и судьи, и стар­цы бы­ли за­чин­щи­ка­ми в этом нече­стии. По­се­му евреи по­кло­ня­лись и Бо­гу Небес­но­му, дер­жа­лись и идо­ло­по­клон­ни­че­ско­го нече­стия и ста­ви­ли идо­лов в хра­ме Божием, и там, где преж­де при­но­си­лась жерт­ва са­мо­му Еди­но­му Выш­не­му Бо­гу, там потом од­новре­мен­но со­вер­ша­лись сквер­ные жерт­во­при­но­ше­ния и бе­сам, что бы­ло очень не угод­но Гос­по­ду, ибо упо­доб­ля­ло на­род этот пре­лю­бо­дей­ке, ко­то­рая не со­хра­ня­ет верно­сти сво­е­му ис­тин­но­му му­жу, но пре­лю­бо­дей­ству­ет и с дру­ги­ми. По­это­му-то и в Еван­ге­лии Гос­подь ска­зал по­том об этом на­ро­де: «род лу­ка­вый и пре­лю­бо­дей­ный» (Мф. 12, 39); и преж­де в про­ро­че­стве Иере­мии (Иер. 3, 1) упо­до­бил Бог этот род жене-прелюбодей­ке и дол­гое вре­мя через свя­тых про­ро­ков уве­ще­вал его по­ка­ять­ся. Но ко­гда они не по­ка­я­лись, Он от­дал их на окон­ча­тель­ное ра­зо­ре­ние хал­де­ям и зем­лю их пре­дал запу­сте­нию на семь­де­сят лет. Од­на­ко, хо­тя по ис­те­че­нии се­ми­де­ся­ти лет Иеру­са­лим и храм бы­ли об­нов­ле­ны Зо­ро­ва­ве­лем, но они уже не име­ли преж­ней кра­со­ты, бо­гат­ства и сла­вы; и хо­тя осво­бож­ден­ные из пле­на ва­ви­лон­ско­го евреи и пе­ре­се­ли­лись сно­ва в свою зем­лю, од­на­ко они управ­ля­лись уже не сво­и­ми ца­ря­ми, но на­хо­ди­лись под чу­жим и тяжелым игом, слу­жа чу­же­зем­ным ца­рям, сна­ча­ла ва­ви­лон­ским, за­тем еги­пет­ским, по­том рим­ским, от ко­то­рых и по­гиб­ли окон­ча­тель­но. Об этом ко­неч­ном ра­зо­ре­нии Иеру­са­ли­ма пред­ска­зал Сам Гос­подь, го­во­ря: «не оста­нет­ся здесь кам­ня на камне; все бу­дет разрушено» (Мф. 24, 2). А о преж­нем опу­сто­ше­нии от хал­де­ев пред­воз­ве­щал свя­той пророк Ие­зе­ки­иль (на­ря­ду с про­чи­ми свя­ты­ми про­ро­ка­ми).

Во вре­ме­ни свя­то­го про­ро­ка Ие­зе­ки­и­ля, на­хо­див­ше­го­ся в пле­ну в Ва­ви­ло­нии, в зем­ле халдей­ской, жил в Иеру­са­ли­ме свя­той Иере­мия. Хо­тя оба эти про­ро­ка и на­хо­ди­лись на дале­ком рас­сто­я­нии друг от дру­га, тем не ме­нее они еди­но­душ­но пред­ска­зы­ва­ли запустение Иеру­са­ли­ма и мно­гое дру­гое, что рас­кры­ва­ет­ся в их кни­гах: ибо в обо­их проро­ках дей­ство­вал Дух Бо­жий; и по­сы­ла­лись неко­то­ры­ми иеру­са­лим­ля­на­ми пророческие сло­ва Иере­мии в Ва­ви­лон к плен­ным бра­тьям, а из Ва­ви­ло­на Ие­зе­ки­иле­вы сло­ва по­сы­ла­лись в Иеру­са­лим; и сви­де­тель­ство­вал Ие­зе­ки­иль в Ва­ви­лоне пе­ред на­ро­дом сво­им, что ис­тин­но про­ро­че­ство Иере­ми­и­но, а в Иеру­са­ли­ме Иере­мия сви­де­тель­ство­вал ис­ти­ну Ие­зе­ки­иле­ва про­ро­че­ства, но ни то­му, ни дру­го­му не ока­зы­ва­лось до­ве­рия со сторо­ны раз­вра­щен­ных ма­ло­вер­ных иуде­ев, ко­то­рые, пре­льстив­шись идо­ло­по­клон­ством, все­це­ло до­ве­ри­лись лже­про­ро­кам, а тех свя­тых про­ро­ков, ко­то­рые по­ис­ти­не Ду­хом Божиим про­ро­че­ство­ва­ли, они счи­та­ли лжи­вы­ми. По­это­му Иере­мию пре­сле­до­ва­ли иеруса­лим­ляне, а Ие­зе­ки­и­ля со­дер­жа­ли в му­чи­тель­ных око­вах те, кто на­хо­ди­лись в пле­ну ва­ви­лон­ском, как и Гос­подь пред­рек ему, го­во­ря: «вот, воз­ло­жат на те­бя узы и свя­жут тебя ими» (Иез. 3, 25). Свя­той Ие­зе­ки­иль был так про­зор­лив, что ви­дел про­ис­хо­див­шее дале­ко от него так, как буд­то бы оно со­вер­ша­лось на его гла­зах: на­хо­дясь в Ва­ви­лоне, он ви­дел то, что про­ис­хо­ди­ло в Иеру­са­ли­ме (Иез. 8, 11, 16), и го­во­рил об этом на­ро­ду, бывше­му вме­сте с ним в пле­ну. Од­на­жды он был пе­ре­не­сен Ан­ге­лом из Ва­ви­ло­на в Иеруса­лим и по­став­лен в хра­ме Со­ло­мо­но­вом, – ви­дел там идо­лов, сто­я­щих сна­ру­жи и внут­ри, как мер­зость за­пу­сте­ния на ме­сте свя­том, и со­вер­ша­е­мые в честь их сквер­ные бого­слу­же­ния: ви­дел, как ста­рей­ши­ны из­ра­иль­ские со­вер­ша­ют каж­де­ния пе­ред ку­ми­ра­ми, как свя­щен­ни­ки от­вра­ти­ли ли­ца свои от пре­сто­ла Бо­жия и по­кло­ня­ют­ся солн­цу, а женщины си­дят и пла­чут по Фам­му­зе, из­мыш­лен­ном гре­ка­ми Адо­ни­се [8], ко­то­рый прелюбо­дей­ство­вал со сквер­ной Ве­не­рой [9], был сра­жен ди­ким веп­рем, языч­ни­ка­ми же был при­чис­лен к ли­ку бо­гов, а раз­вра­щен­ны­ми ев­ре­я­ми при­нят как бог. Ви­дел он так­же Сла­ву Бо­жию на­по­до­бие той, ка­кую он преж­де ви­дел на ре­ке Хо­ва­ре: она, раз­гне­ван­ная, со­би­ра­лась вы­хо­дить из хра­ма, остав­ляя его пу­стым. И слы­шал он, как Гос­подь го­во­рил ему:

– Сын че­ло­ве­че­ский! уже­ли не ве­ли­ко то без­за­ко­ние, ко­то­рое, как ты ви­дишь, тво­рят эти лю­ди? они зем­лю на­пол­ни­ли нече­сти­ем и су­гу­бо про­гнев­ля­ют Ме­ня (и как бы сговорились про­гне­вить и раз­дра­жить Ме­ня); за­то и Я ото­мщу им в яро­сти Мо­ей, не поща­дит их око Мое и не по­ми­лу­ет, и хо­тя бы они взы­ва­ли в уши Мои гром­ким го­ло­сом, – не услы­шу их.

За­тем по­слы­шал­ся еще силь­ней­ший го­лос Бо­жий, взы­ва­ю­щий гроз­но и страш­но и так гово­ря­щий про­ро­ку:

– При­бли­зи­лось от­мще­ние и ги­бель го­ро­ду, и пусть каж­дый име­ет гу­би­тель­ные ору­дия в ру­ках сво­их.

Ко­гда Гос­подь ска­зал это, вы­шли шесть страш­ных во­ору­жен­ных му­жей с об­на­жен­ны­ми ме­ча­ми; меж­ду ни­ми был муж, оде­тый в бе­лые свя­щен­ни­че­ские одеж­ды, имев­ший при себе чер­ниль­ни­цу и трость пис­ца, и ска­зал ему Гос­подь:

– Прой­ди по­сре­ди го­ро­да Иеру­са­ли­ма и сде­лай знак на че­ле (му­жей) ра­бов мо­их, ко­то­рые скор­бят в серд­цах сво­их, воз­ды­ха­ют и пла­чут о без­за­ко­ни­ях, со­вер­ша­е­мых в этом го­ро­де: этих из­бран­ни­ков мо­их я из­бав­лю от на­ка­за­ния.

И по­шел этот бла­го­об­раз­ный муж в свя­щен­ни­че­ской одеж­де и ста­вил знак на че­ле тех людей, ко­то­рые вер­но слу­жи­ли ис­тин­но­му Бо­гу. Знак этот был гре­че­ская бук­ва, называемая «тау» и по­хо­жая на чест­ный крест, по­доб­но то­му как в на­шей аз­бу­ке пи­шет­ся за­глав­ное «твер­до». Меж­ду тем как этот муж в бла­го­леп­ном иерей­ском оде­я­нии про­хо­дил по го­ро­ду и от­ме­чал зна­ком ра­бов Бо­жи­их, вслед за ним по­сла­ны бы­ли те страш­ные шесть му­жей, про­об­ра­зо­вав­шие со­бою шесть во­е­на­чаль­ни­ков хал­дей­ских войск, ко­то­рые должны бы­ли прид­ти с На­ву­хо­до­но­со­ром для ис­треб­ле­ния Иеру­са­ли­ма; этим ше­сти мужам ска­зал про­гне­ван­ный Гос­подь:

– Иди­те, по­ра­жай­те, не ща­ди­те, не ми­луй­те ни стар­ца, ни юно­ши, ни же­ны, ни де­ви­цы, ни мла­ден­ца, но всех из­бей­те до смер­ти, на­чи­ная с освя­щен­ных иере­ев и ста­рей­шин; а на ком есть знак Мой, к тем не при­ка­сай­тесь.

И ви­дел свя­той про­рок в этом ви­де­нии, что из­би­ва­лось вся­кое со­сло­вие и воз­раст на­ро­да иеру­са­лим­ско­го обо­е­го по­ла, как по­том и на са­мом де­ле долж­но бы­ло со­вер­шить­ся. И пал про­рок ниц пред Гос­по­дом, взы­вая:

– Го­ре, го­ре! о тя­же­ло мне, Адо­наи Гос­по­ди, ибо Ты ис­треб­ля­ешь оста­ток Из­ра­и­ля, изливая на Иеру­са­лим ярость Твою!

По­сле это­го он сно­ва уви­дал то­го бла­го­об­раз­но­го му­жа в свя­щен­ни­че­ской одеж­де, который, воз­вра­тясь ко Гос­по­ду, ска­зал:

– Я сде­лал, как Ты по­ве­лел мне, Гос­по­ди.

И сно­ва при­ка­за­но ему бы­ло Гос­по­дом, чтобы он, взяв в при­горш­ни го­ря­щие уго­лья между ко­ле­са­ми Хе­ру­ви­мов, по­сы­пал их на весь Иеру­са­лим в знак то­го, что он бу­дет истреблен хал­де­я­ми не толь­ко ме­чом, но и ог­нем. По­сле это­го вос­хи­ще­ния и ви­де­ния пророк сно­ва очу­тил­ся в Хал­дее на сво­ем ме­сте, а ви­ден­ное им ско­ро сбы­лось.

Про­ро­че­ство­вал так­же свя­той Ие­зе­ки­иль и о со­сед­них языч­ни­ках, по­сме­яв­ших­ся над наказы­ва­е­мым от Бо­га Иеру­са­ли­мом, об ам­мо­ни­тя­нах, мо­ави­тя­нах, едом­ля­нах, филистимля­нах, об Иду­мее, Ти­ре и Егип­те, воз­ве­щая им та­кое же на­ка­за­ние Бо­жие, которое долж­но бы­ло по­стиг­нуть их через хал­де­ев за то, что они по­ра­до­ва­лись ра­зо­ре­нию и опу­сто­ше­нию Иеру­са­ли­ма. По­сле то­го, как всё это сбы­лось, он про­ро­че­ство­вал за­тем о пре­кра­ще­нии гне­ва Бо­жия на ев­ре­ев, о воз­вра­ще­нии их из Ва­ви­ло­на в свое оте­че­ство и о вос­ста­нов­ле­нии и об­нов­ле­нии го­ро­да и хра­ма; ибо он во вто­рой раз был вос­хи­щен ру­кою Гос­под­ней в зем­лю иудей­скую (Иез. 40, 5) уже по­сле то­го, как Иеру­са­лим был ра­зо­рен и опу­сто­шен, и ви­дел во вре­мя быв­ше­го ему там от­кро­ве­ния, что ме­сто, на ко­то­ром сто­ял Иеру­са­лим, по по­ве­ле­нию Бо­жию раз­ме­ря­ет­ся, го­род и храм Гос­по­день со­зи­да­ют­ся и слава Бо­жия на­пол­ня­ет храм свой, как о том по­дроб­но на­пи­са­но в его про­ро­че­ской кни­ге.

Всё это ви­де­ние бы­ло та­ин­ствен­ным про­об­ра­зом на­ше­го осво­бож­де­ния от ра­бо­ты вражией и устро­е­ния Церк­ви Хри­сто­вой: оно долж­но бы­ло со­вер­шить­ся через яв­ле­ние во пло­ти Бо­га, рож­ден­но­го от Пре­чи­стой Де­вы, Ко­то­рую сей про­рок на­звал «вра­та­ми заключен­ны­ми» и непро­хо­ди­мы­ми ни для ко­го, кро­ме Са­мо­го Бо­га (Иез. 44, 2). Ему же дано бы­ло от Бо­га от­кро­ве­ние и от­но­си­тель­но вос­кре­се­ния мерт­вых (Иез. 37, 1).

image_9.jpg

Видение пророку Иезекиилю

Он ви­дел, буд­то ру­кою Бо­жи­ей он был вос­хи­щен и по­став­лен по­сре­ди по­ля, ко­то­рое бы­ло наполнено мно­же­ством че­ло­ве­че­ских ко­стей, весь­ма су­хих, и все они по сло­ву Бо­жию облек­лись пло­тью, и ко­гда во­шел в них дух, ожи­ли и ста­ли на но­ги свои, и бы­ло их весь­ма ве­ли­кое мно­же­ство. И ска­зал Гос­подь:

– Я от­крою гро­бы ва­ши и вы­ве­ду вас их гро­бов ва­ших.

Кро­ме то­го, и от­но­си­тель­но мно­гих дру­гих тайн Бо­жи­их, ко­то­рые долж­ны бы­ли с пол­ною яс­но­стью ис­пол­нить­ся в по­след­ние вре­ме­на, да­ны бы­ли от­кро­ве­ния про­ро­ку Бо­жию; он все их пред­воз­ве­стил и за­пи­сал в сво­ей кни­ге: кто же­ла­ет, пусть про­чтет там. А мы, сокращая свое по­вест­во­ва­ние, упо­мя­нем толь­ко, ос­но­вы­ва­ясь на сви­де­тель­стве достоверных о нем по­вест­во­ва­те­лей, что он был так­же и ве­ли­ким чу­до­твор­цем; по­доб­но Мо­и­сею, он был раз­де­ли­те­лем вод. А имен­но, од­на­жды, ко­гда при ре­ке Хо­ва­ре со­бра­лось к нему мно­же­ство ев­ре­ев, на­па­ли на них раз­бой­ни­че­ским об­ра­зом хал­деи; но он сво­ею молит­вой сде­лал то, что во­да реч­ная раз­де­ли­лась и от­кры­ла су­хой путь пре­сле­ду­е­мым людям, чтобы они мог­ли пе­ре­бе­жать на дру­гую сто­ро­ну. И про­шел на­род ев­рей­ский посуху, хал­деи же, дерз­нув­шие ид­ти за ни­ми тем же пу­тем, бы­ли по­кры­ты во­да­ми и погиб­ли. Бу­дучи в Ва­ви­ло­нии су­дьей над ко­ле­ном Да­но­вым и Га­до­вым и ви­дя, что они не чтут Гос­по­да и пре­сле­ду­ют со­блю­да­ю­щих за­кон Гос­по­день, он на­слал на их се­ле­ния змей и га­дов, ко­то­рые по­еда­ли их мла­ден­цев и скот. За­тем, сжа­лив­шись над ни­ми, он уда­лил от них этих змей и га­дов мо­лит­вою. Во вре­мя го­ло­да он сво­и­ми мо­лит­ва­ми к Бо­гу умно­жил лю­дям пи­щу в изоби­лии и смер­тель­но из­не­мог­ших от го­ло­да от врат смер­ти воз­вра­тил к жиз­ни, сам же по­том умер му­че­ни­че­скою смер­тью [10]. Ви­дя, что его ев­рей­ский на­род, бывший вме­сте с ним в пле­ну, со­об­ща­ет­ся с хал­де­я­ми в идо­ло­слу­же­нии и на­вы­ка­ет всем нече­сти­вым де­лам их, он об­ли­чал его, уве­ще­вал оста­вить эти без­за­ко­ния и гро­зил ему гневом Бо­жи­им. Вслед­ствие это­го ев­рей­ский ста­рей­ши­на, пре­дав­ший­ся хал­дей­ско­му нече­стию, ис­пол­нив­шись гне­ва, умерт­вил его, рас­тер­зав его ко­ня­ми. На­род, со­брав его рас­тер­зан­ное те­ло, по­хо­ро­нил его на по­ле Маур, в усы­паль­ни­це Си­ма и Ар­фак­са­да, прароди­те­лей Ав­ра­ама. И со­би­ра­лось к мо­ги­ле его мно­же­ство ев­ре­ев и воз­но­си­ли они там свои мо­лит­вы Бо­гу Са­ва­о­фу, Ко­то­ро­му вос­сы­ла­ет­ся сла­ва во ве­ки ве­ков. Аминь.

При­ме­ча­ния

[1] На­ву­хо­до­но­сор – имя несколь­ких ва­ви­лон­ских ца­рей. В дан­ном слу­чае ра­зу­ме­ет­ся Наву­хо­до­но­сор II, сын На­бо­па­лас­са­ра, – ве­ли­кий во­сточ­ный за­во­е­ва­тель, по­ко­рив­ший Сирию, Пер­сию и Еги­пет и от­вед­ший в плен иуде­ев; цар­ство­вал с 605 г. по 562 г. до Р.Х.

[2] Ва­ви­лон – сто­ли­ца Хал­деи, – один из древ­ней­ших и бо­га­тей­ших го­ро­дов в ми­ре; постро­ен Ним­вро­дом, сы­ном Ху­ша, или Ку­ша, по­том­ком Ха­мо­вым. Рас­по­ло­жен­ный по обе­им сто­ро­нам ре­ки Ев­фра­та, Ва­ви­лон сво­ею фор­мою на­по­ми­нал че­ты­рех­уголь­ник, постро­ен­ный на огром­ной рав­нине. Окруж­ность го­ро­да рав­ня­лась 400 вер­стам; сте­ны были тол­щи­ною в 30 ар­шин, так что по по­верх­но­сти их мог­ли ехать 6 ко­лес­ниц ря­дом. На сте­нах вы­си­лись 250 ба­шен с сот­нею во­рот, из­ва­ян­ных из ме­ди. Сре­ди го­ро­да. пе­ре­се­кая ре­ку, тя­нул­ся гро­мад­ный мост, по во­сточ­ную сто­ро­ну ко­то­ро­го воз­вы­шал­ся цар­ских дворец и язы­че­ский храм Бе­ла. Впо­след­ствии Ва­ви­лон был за­во­е­ван пер­сид­ски­ми ца­ря­ми Ки­ром, Да­ри­ем, Ксерк­сом и Алек­сан­дром Ма­ке­дон­ским и был со­вер­шен­но ра­зо­рен.

[3] Даниил – чет­вер­тый из чис­ла «ве­ли­ких» про­ро­ков (Ис­а­ия, Иере­мия, Ие­зе­ки­иль, Даниил). Па­мять его 17 де­каб­ря.

[4] Се­де­кия цар­ство­вал с 599 г. по 588 г. до Р.Х.

[5] Па­мять его 1 мая.

[6] Т.е. в июнь, счи­тая от мар­та.

[7] Со­от­вет­ствен­но это­му в жи­во­пи­си свя­тые еван­ге­ли­сты сим­во­ли­че­ски изо­бра­жа­ют­ся, – Мат­фей под об­ра­зом че­ло­ве­ка, Марк под об­ра­зом льва, Лу­ка под об­ра­зом тель­ца и Иоанн под об­ра­зом ор­ла.

[8] Адо­нис счи­тал­ся у древ­них гре­ков бо­гом по­се­вов и во­об­ще при­ро­ды.

[9] Ве­не­ра – бо­ги­ня люб­ви и кра­со­ты.

[10] От­но­си­тель­но дру­гих по­дроб­но­стей из жиз­ни про­ро­ка Ие­зе­ки­и­ля из­вест­но, что он жил в сво­ем соб­ствен­ном до­му в Тель-Абибе (3, 24; 8, 1), что он был же­нат и неж­но лю­бил свою же­ну, что она скон­ча­лась вне­зап­но (24, 16-18); его про­ро­че­ское слу­же­ние продолжалось 22 го­да. Гроб­ни­ца его по со­сед­ству с древним Ва­ви­ло­ном до се­го вре­ме­ни про­дол­жа­ет при­вле­кать вни­ма­ние па­лом­ни­ков. Со­ору­же­ние гроб­ни­цы при­пи­сы­ва­ют ца­рю Ие­хо­нии. – Про­ро­че­ская кни­га Ие­зе­ки­и­ля со­сто­ит из 48 глав; со­дер­жа­ние ее очень бо­га­то по раз­но­об­ра­зию ма­те­ри­а­ла: в ней есть ви­де­ния, по­до­бия, прит­чи, ал­ле­го­рии, про­ро­че­ства и сим­во­ли­че­ские дей­ствия. Бла­го­да­ря сим­во­ли­че­ски-та­ин­ствен­но­му ха­рак­те­ру неко­то­рых мест кни­ги про­ро­ка Ие­зе­ки­и­ля евреи при­чис­ля­ли ее к со­кро­вен­ным и не доз­во­ля­ли чи­тать ли­цам, не до­стиг­шим 30-лет­не­го воз­рас­та.

Тропарь пророку Иезекиилю, глас 2

Пророче Божий Иезекииле,/ предзревый затворенная Духом врата/ и Плотоносца, во исходе сих, Единаго сказавый Бога,/ Того моли, молимся,/ да отверзет дверь милости Своей/ и спасет души благочестно поющих память твою.

Ин тропарь пророку Иезекиилю, глас 2

Пророка Твоего Иезекииля память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ спаси души наша.

Кондак пророку Иезекиилю, глас 4

Божий явился еси пророк,/ Иезекииле чудне,/ воплощение Господне всем провозвестил еси,/ Сего Агнца и Зиждителя,// Сына Божия, явльшася во веки.

Источник: Аzbyka.ru