5 февраля — день блаженной кончины приснопамятного архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Игумения Викторина (Перминова)

 5 февраля 2019 года исполняется 13 лет со дня блаженной кончины приснопамятного архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (1910-2006) – великого старца, прошедшего суровую школу жизни и взрастившего духовный плод – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Отец Иоанн был одним из ревностных служителей и наиболее рассудительных и любвеобильных пастырей нашей Церкви. Он совершил подвиг исповедничества, претерпев за веру тюремное и лагерное заключение в годы гонений. И знаменательно, что старец отошел ко Господу в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.
02_02_16_7

По воспоминаниям тех, кто знал отца Иоанна, он был смиренным и кротким человеком и вел себя так просто и естественно, что многие даже не догадывались, какой духовной высоты он достиг. Всем было с ним легко и хорошо. Претерпевая множество скорбей, выдерживая непрерывную борьбу с врагом нашего спасения, отец Иоанн не роптал, не жаловался, не думал о себе, но всегда предстоял Богу, и в то же время, умел каждого выслушать, был готов посочувствовать человеку, которого Господь ему посылал. Участие и сострадание старца не были чисто человеческими: за легкостью и духовной радостью, которая передавалась собеседнику, стоял огромный, невидимый миру подвиг молитвы, трезвения, доброделания и полного предания себя в волю Божию.

Наш монастырь посещают некоторые из духовных чад отца Иоанна, которым мы сердечно благодарны за помощь обители. Но всего дороже для нас духовная связь с теми, кто помнит и любит старца, его действенное слово и молитвы.

В этот день вспоминался светлый облик, пример жизни и, конечно же, наставления батюшки. Некоторые из них хотелось бы особо вспомнить.

Отец Иоанн всегда говорил, что самое главное в жизни – быть с Богом. «Не Господь наказывает нас, нет! Наказываем себя мы сами – тем, что живем без Бога… Там, где нет Бога, нет жизни живой, созидающей, нет радости жизни. Где нет Бога, там хозяйничает враг Божий… И ради наших грехов жизнь вокруг становится невыносимой тугой, и каяться надо в этом, ожидая помощи и прощения от Бога. И милость Божия не замедлит».

Беда людей, по словам, отца Иоанна, в том, «что они утратили главное в жизни – понятие о Боге и Его благом Промысле, созидающем жизнь всего мира и каждого человека отдельно. Неужели Промысл Божий ушел из нашей жизни, оставя нас на произвол человеческих страстей и вражьей тирании? Нет, быть этого не может. А, значит, камо бежим от лица Божия, от гнева Божия, от любви Божией? Любовь Божия возвела нас на крест, и только этот крест нам во спасение».

Приходить к Богу нужно со смиренным и сокрушенным сердцем, с искренним покаянием, а не с требованием себе того, что мы считаем благом. «Человек…прибегает к Богу и требует, требует благ: счастья, довольства, здоровья. Он подбегает к Богу со своей нуждой, но не живет Им, и всякий раз, получив просимое, возвращается к прежней греховной жизни. И эта бесплодная толчея человека возле Бога все чаще и чаще вызывает в прокаженных душах ропот на своего Творца, ропот на все и вся. Тогда Бог становится виновным во всем: это Он не отвечает на просьбы-требования, это Он не дает человеку всю полноту жизненного счастья. А то, что сам человек не живет по предписаниям Божиим и в законе Божием, что он пожинает горечь разрушенной своими же беззакониями жизни, не приходит ему на ум… Отступление от Бога – вот причина всех бед и во все времена».
02_02_16_6

Батюшка советовал безропотно нести свой жизненный крест. «А знаете ли Вы, – пишет он, – что с креста-то не сходят, с креста снимают. А крест Ваш, если мужественно донести его до конца, даст большой плод духовный, преобразуя и Вашу душу и препитая близких Ваших… Почаще смотрите на Спасительный Крест Господень, чтобы в Вашем сердце прижилась мысль о Вашем личном кресте, который тоже будет во спасение».

Отец Иоанн говорит о пользе скорбей, о том, что недаром Господь «попускает нам горькое и болезненное врачевство. Без него мы не увидим себя истинными, какие мы есть, а все будем мнить о себе… Скорби учат нас молиться и чувствовать близость милости Божией. А потому – слава Богу за все». Поэтому принимать скорбные обстоятельства нужно, как ниспосланные от Бога для нашего блага: «Жизнь есть дар Божий, обстоятельства скорбные посылаются нам по воле Божией, скорбями Господь воспитывает душу для вечности, а мы унынием и отчаянием, и маловерием в Промысл Божий сокращаем себе и земную жизнь, расстраивая неумными печалями здоровье. И Царство Небесное закрываем для себя».

То, «с каким настроением сердца и души мы переносим страдания, является пробным камнем нашего духовного роста. Мужество перед ними, готовность к ним – вот знак “правильной души”. Мужественные души инстинктом ищут жертвы страданий и крепнут в испытаниях».

Трудные обстоятельства нашей жизни необходимы, чтобы в нашей душе взросли и окрепли добрые семена: «Нельзя ожидать на душевной ниве скороспелости семени истины и добра. Всякое семя взращивается в терпении, в борении, в потах, многие дни и годы в великой терпеливости». Отец Иоанн знал все это из собственного опыта, поэтому так укреплял своих слушателей в терпении: «Я не устану вам повторять слова святых отцов, прошедших суровую школу скорбей и познавших покой и радость в Боге, слова их, в которых стержень нашей крепости, чтобы мы не поколебались: “На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему — Бог”. Вот в чем наша надежда и крепость — в непоколебимой уверенности, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но все происходит или по Его воле, или по Его попущению. Все доброе совершается по Его воле и Его действием; противное же бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие оставляет нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранствовать над нами диаволу или бесчестным плотским страстям. Так вот в чем причина бедствий, нашедших на нас. Мы стали слепы и глухи. Мы ожесточенным сердцем готовы обвинить любого и каждого, забывая, что только личный грех искажает нашу жизнь. Бог же всегда желает, чтобы истина торжествовала. И Он повелел Церкви возвещать ее миру. И наше дело слышать голос Церкви — голос истины».

«Если Бог медлит Своею помощью — подождем ее! – увещевает старец. – Если ветер усиливается и ночь сгущается, то противопоставим “видению” свою твердую веру; настоящим делам — дела грядущие; вечеру, кончающемуся в слезах, — зарю утешения; несправедливости, гнетущей нас, — восстановление истины, которое будет неизбежно и навечно; царству беззакония, имеющему конец, — Царство Божие, которому не будет конца и в котором Господь отымет всякую слезу от очей наших!»

Отец Иоанн советует обращаться за помощью к Пречистой Божией Матери, о Которой говорит прекрасные слова: «Пресвятая Дева освящала Своим пребыванием землю в течение шестидесяти двух лет. Теперь мы все привыкли к Ее славе, Ее могуществу, Ее непостижимой для ума человеческого любви. Мы так привыкли просить и получать от Нее просимое, что забываем в чувстве сердца о Ней как о живом человеке, подобном нам. Забываем, что Ее нынешняя слава и Божественное могущество — это плоды Ее земной жизни. И плоды эти родились живой верой Пресвятой Девы, Ее Божественной любовью, Богоподобным смирением и нескончаемым, непреходящим страданием — мученичеством всей жизни. Она шла ко Кресту Своего единственного Сына, неся Свой крест задолго до Его Голгофских страданий. Она восходила на Свой крест постепенно, всю жизнь, и терния страданий жалили Ее чувства, ум и сердце ежедневно, пока обещанное, предреченное праведным старцем Симеоном Богоприимцем оружие не прошло саму Ее душу. И этот Ее крест вознес Пресвятую Матерь-Деву во славе на небо. А подвиг Ее материнского служения и предстательства за род человеческий, грешный, падший, слабый и вечно нуждающийся в помощи, заступлении и пощаде продолжается и после Ее Успения».

Для укрепления нас в вере старец приводит в пример новомучеников и святых ХХ столетия: «Священномученик митрополит Владимир шестьдесят лет шел по жизни за Богом. Его жизнь была исполнена трудов и страданий. Ими учился он всегда и во всем исполнять волю Божию. И в XX веке … уже прославлены … святитель Патриарх Тихон, праведный Иоанн Кронштадтский, и многие ведомые и неведомые святые, и праведные, и мученики и святители, и пастыри и миряне. И все бедствия, сквозь которые пришлось им пройти, не только не помешали им, но сделали их еще более блистающими».

«Смиримся же под крепкую руку Божию, — с любовью убеждает архимандрит Иоанн, — принимая все от руки Его. В этом наше спасение». В своем завещании он написал: «Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его».

Вечная память и вечный покой приснопамятному архимандриту Иоанну!

Игумения Викторина (Перминова)
Материал из архива сайта

В статье использованы материалы:

Главное – быть с Богом! По творениям архимандрита Иоанна (Крестьянкина). М.: «Благовест», 2009.

Электронные ресурсы:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/propovedi-prazdniki-v-chest-bozhiej-materi/

http://www.pravoslavie.ru/news/060205161819.htm

http://drevo-info.ru/articles/2852.html

Фотографии взяты с сайта: http://www.pravoslavie.ru/