6 августа — святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский

Ро­дил­ся бу­ду­щий свя­ти­тель в 1717 го­ду в го­ро­де Нежине, ко­то­рый то­гда уже при­над­ле­жал Рос­сии, в се­мье укра­ин­ских дво­рян Ко­нис­ских.

Учил­ся в Ки­е­во-Мо­ги­лян­ской Ака­де­мии, ко­то­рую за­кон­чил «с осо­бым от­ли­чи­ем». В сте­нах это­го учеб­но­го за­ве­де­ния Гри­го­рий изу­чил раз­лич­ные ино­стран­ные (поль­ский, ла­тынь, гре­че­ский, древ­не­ев­рей­ский, немец­кий) язы­ки, а так­же по­э­ти­ку, фило­со­фию, бо­го­сло­вие, при этом про­явил осо­бый та­лант к по­э­зии.

Ки­ев­ская ака­де­мия в ту по­ру да­ва­ла очень хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние; об уровне ее вы­пуск­ни­ков сви­де­тель­ству­ет тот факт, что Гри­го­рий Ко­нис­ский учил­ся вме­сте с Гри­го­ри­ем Ско­во­ро­дой.

По­сле окон­ча­ния ака­де­мии Гри­го­рий при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с именем Георгий, но был остав­лен пре­по­да­ва­те­лем на ка­фед­ре ри­то­ри­ки. В то вре­мя он раз­ра­бо­тал курс по­э­ти­ки на ла­ты­ни; на­пи­сал дра­му «Вос­кре­се­ние мерт­вых», а так­же сти­хи на рус­ском, ла­тин­ском и поль­ском язы­ках. Его ли­те­ра­тур­ны­ми тру­да­ми вос­хи­щал­ся да­же А.С. Пуш­кин.

С 1747 го­да бу­ду­щий свя­ти­тель воз­гла­вил ка­фед­ру фило­со­фии и од­новре­мен­но был пре­фек­том. С 1751 го­да он уже рек­тор ака­де­мии, про­фес­сор бо­го­сло­вия. Георгий Ко­нис­ский счи­тал­ся луч­шим – по­сле Фе­о­фа­на Про­ко­по­ви­ча – про­фес­со­ром ака­де­мии в XVIII ве­ке.  С 1752 го­да  он был на­зна­чен ар­хи­манд­ри­том Ки­е­во-Брат­ско­го мо­на­сты­ря.

В 1755 бу­ду­щий свя­ти­тель на­зна­ча­ет­ся бе­ло­рус­ским епи­ско­пом и пе­ре­ез­жа­ет в го­род Мо­гилев. С 1783 го­да Георгий Ко­нис­ский ста­но­вит­ся бе­ло­рус­ским пра­во­слав­ным ар­хи­епи­ско­пом, чле­ном Свя­то­го Си­но­да.

То­гда на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си, ко­то­рая вхо­ди­ла в со­став ре­чи Поспо­ли­той, оста­ва­лась толь­ко од­на-един­ствен­ная пра­во­слав­ная епар­хия с цен­тром в Мо­гиле­ве. В офи­ци­аль­ных кру­гах Поль­ско-Ли­тов­ско­го го­су­дар­ства об­суж­дал­ся во­прос об уни­что­же­нии и этой ед­ва уцелев­шей епар­хии.

Ра­дост­ная встре­ча свя­ти­те­ля Ге­ор­гия с мо­гилев­ской паст­вой не смог­ла скрыть от него то­го ужас­но­го упад­ка Пра­во­слав­ной Церк­ви, ко­то­рый был вы­зван мно­ги­ми го­да­ми пре­сле­до­ва­ний. Свя­ти­тель с пер­вых же дней по­сле вступ­ле­ния на долж­ность пи­сал мно­же­ство до­не­се­ний в Се­нат о при­тес­не­ни­ях пра­во­слав­ных, чи­ни­мых уни­а­та­ми и ка­то­ли­ка­ми, о за­хва­тах ими пра­во­слав­ных церк­вей.

Од­новре­мен­но он за­бо­тил­ся и о рас­про­стра­не­нии пра­во­слав­но­го уче­ния, для че­го от­крыл в 1757 го­ду ти­по­гра­фию при ар­хи­ерей­ском до­ме и вы­пу­стил тво­ре­ние Фе­о­фа­на Про­ко­по­ви­ча – пра­во­слав­ный «Ка­те­хи­зис, или крат­кое на­чаль­ное Хри­сти­ан­ское уче­ние в поль­зу и спа­се­ние юно­шам, куп­но же и ста­рым нена­учен­ным, в трех бе­се­дах на­пи­сан­ный». Эту вос­тре­бо­ван­ную кни­гу он бес­плат­но разо­слал  по хра­мам епар­хии. В этот же пе­ри­од свя­ти­те­лем Ге­ор­ги­ем был ос­но­ван це­лый ряд школ – на­по­до­бие брат­ских цер­ков­ных учи­лищ.

По­сто­ян­но за­бо­тясь о бо­лее вы­со­ком уровне об­ра­зо­ва­ния ду­хо­вен­ства, мо­гилев­ский свя­ти­тель от­крыл при Спас­ском мо­на­сты­ре Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Для то­го, чтобы бо­лее успеш­но про­ти­во­сто­ять уни­ат­ству, прео­свя­щен­ный Ге­ор­гий за­ни­мал­ся со­би­ра­ни­ем ар­хив­ных до­ку­мен­тов о мо­гилев­ских пра­во­слав­ных церк­вях.

Ар­хи­епи­скоп Ге­ор­гий мно­го ра­дел о бла­го­со­сто­я­нии и устро­е­нии сво­ей мо­гилев­ской епар­хии. В 1780 го­ду бы­ло по­стро­е­но но­вое зда­ние для се­ми­на­рии, пре­по­да­ва­тель­ский со­став ко­то­рой был по­пол­нен из чис­ла вы­пуск­ни­ков Ки­ев­ской ака­де­мии. Ге­ор­гий Ко­нис­ский за­бо­тил­ся и о чи­сто­те пра­во­слав­но­го об­ря­да, о чем сви­де­тель­ству­ет гра­мо­та, из­дан­ная про­тив об­ли­ва­ния во­дой при кре­ще­нии. Им бы­ла со­став­ле­на так­же гра­мо­та про­тив ко­ры­сто­лю­бия свя­щен­ни­ков, на­пи­са­ны ста­тьи про­тив без­ве­рия, рас­про­стра­ня­е­мо­го фран­цуз­ским «мыс­ли­те­лем» Воль­те­ром.

Боль­ной и уста­лый от еже­днев­ных за­бот, 20 ян­ва­ря 1793 го­да ар­хи­епи­скоп Ге­ор­гий на­пи­сал за­ве­ща­ние, а 13 фев­ра­ля 1795 го­да пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду.

Свя­ти­тель Ге­ор­гий Ко­нис­ский был по­гре­бен в Мо­гиле­ве, в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской церк­ви, непо­да­ле­ку от ар­хи­ерей­ско­го до­ма. Гос­подь про­сла­вил его остан­ки нетле­ни­ем: как со­об­ща­ет­ся в при­ло­же­нии 3 на стра­ни­це 555 «Пол­но­го ме­ся­це­сло­ва Во­сто­ка» в 1875 го­ду, те­ло его ока­за­лось нетлен­ным». Кро­ме то­го, во вре­мя на­ше­ствия фран­цу­зов в 1812 го­ду за­хват­чи­ки от­кры­ли ра­ку с те­лом свя­ти­те­ля и за­сви­де­тель­ство­ва­ли нетлен­ные мо­щи.

Па­мять епи­ско­па Ге­ор­гия на­ча­ли чтить по­чти сра­зу по­сле его кон­чи­ны. В 1904 го­ду в Мо­гилев­ской епар­хии бы­ло уста­нов­ле­но тор­же­ствен­ное за­упо­кой­ное по­ми­но­ве­ние свя­ти­те­ля.

В 1993 го­ду по ре­ше­нию Си­но­да Бе­ло­рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ар­хи­епи­скоп Ге­ор­гий был про­слав­лен и при­чис­лен к Со­бо­ру Бе­ло­рус­ских свя­тых.

30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии свя­ти­те­ля Ге­ор­гия, с уста­нов­ле­ни­ем празд­но­ва­ния па­мя­ти 6 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю.

https://azbyka.ru/days/sv-georgij-konisskij-mogilevskij