День памяти пророка Самуила

20 августа / 2 сентября Православная Церковь празднует день памяти пророка Самуила (XI в. до Р.Х.).

До на­ча­ла ца­рей у из­ра­иль­тян, в то вре­мя, ко­гда на­ро­дом Бо­жи­им управ­ля­ли еще судьи, жил че­ло­век по име­ни Ел­ка­на. Он про­ис­хо­дил из пле­ме­ни Ле­ви­и­на и про­жи­вал в уде­ле Еф­ре­мо­вом, в го­ро­де, на­зы­ва­е­мом Ра­маф (Ра­ма) и рас­по­ло­жен­ном на го­ре, име­ну­е­мой Спе­ра. Впо­след­ствии это го­род на­зван был Ар­ма­фе­мом и Ари­ма­фе­ей, от­ку­да по­том был ро­дом Иосиф, пре­дав­ший по­гре­бе­нию пре­чи­стое те­ло Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Ел­ка­на имел двух жен. Имя од­ной бы­ло Ан­на, а дру­гой – Фен­на­на. У Фен­на­ны рож­да­лись де­ти, а Ан­на бы­ла неплод­на. Ел­ка­на, од­на­ко, лю­бил Ан­ну боль­ше Фен­на­ны, вслед­ствие че­го Фен­на­на ненавиде­ла Ан­ну и ча­сто оскорб­ля­ла ее. Сму­ща­е­мая сво­ею нена­вист­ни­цею, Ан­на скор­бе­ла о сво­ем бе­с­ча­дии и от скор­би пла­ка­ла. Ел­ка­на еже­год­но в ве­ли­кие празд­ни­ки хо­дил с обе­и­ми сво­и­ми же­на­ми в Си­лом (так на­зы­ва­лась го­ра и го­род) для при­не­се­ния жерт­вы и мо­лит­вы Гос­по­ду Бо­гу Са­ва­о­фу, ибо до по­стро­е­ния хра­ма в Иеру­са­ли­ме там на­хо­дил­ся храм и Ков­чег Бо­жий, и ту­да при­хо­ди­ли все пле­ме­на Из­ра­иле­вы на по­кло­не­ние Бо­гу. В то вре­мя свя­щен­ни­ком и вме­сте судией из­ра­иль­ским был некто, име­нем Илий, у ко­то­ро­го бы­ло два сы­на, Оф­ни и Фине­ес.

Од­на­жды Ел­ка­на, при­шед­ши с же­на­ми сво­и­ми в Си­лом и при­нес­ши жерт­ву Бо­гу, дал из при­не­сен­но­го в жерт­ву часть Фен­нане и осо­бую часть каж­до­му из де­тей ее, Анне же – толь­ко од­ну часть, так как у нее де­тей не бы­ло. Тут Фен­на­на ста­ла на­сме­хать­ся над нею и упре­кать ее. Ан­на бы­ла очень огор­че­на и упре­ка­ми Фенна­ны, и неплод­ством сво­им. Она пла­ка­ла, не вку­ша­ла пи­щи и от силь­ной скор­би, что Гос­подь за­клю­чил ее утро­бу, не дал ей де­тей и чрез то сде­лал ее для Фен­на­ны пред­ме­том по­но­ше­ния, при­шла в из­не­мо­же­ние. То­гда муж ее Ел­ка­на ска­зал ей:

– Ан­на, что с то­бою? Что ты пла­чешь, по­че­му не вку­ша­ешь пи­щи и за­чем столь силь­ною скор­бью ис­су­ша­ешь серд­це свое? не луч­ше ли я для те­бя де­ся­ти де­тей?

Но Ан­на не име­ла сил уте­шить­ся. По окон­ча­нии тра­пезы она вста­ла и по­шла в Си­лом, в храм Гос­по­день. Свя­щен­ник Илий си­дел в это вре­мя на сво­ем священниче­ском ме­сте у по­ро­га две­рей хра­ма Гос­под­ня. Став пе­ред хра­мом, Ан­на по­кло­ни­лась Гос­по­ду и ста­ла пла­кать от скор­би серд­ца сво­е­го. Она на­ча­ла молить­ся, го­во­ря втайне:

20140902-026.jpg
Cвятая Анна молится о даровании ей сына

– Адо­наи Гос­по­ди Са­ва­оф! ес­ли Ты ми­ло­сти­во при­зришь на сми­ре­ние ра­бы Тво­ей и, вспом­нив обо мне, дашь ра­бе Тво­ей ди­тя муж­ско­го по­ла, то я при­не­су его Те­бе в дар, чтобы оно слу­жи­ло Те­бе во все дни жиз­ни сво­ей. Оно не бу­дет пить ви­на и ни­ка­ко­го опья­ня­ю­ще­го на­пит­ка, и брит­ва (как это в обы­чае у на­зо­ре­ев) не кос­нет­ся го­ло­вы его.

В то вре­мя, как Ан­на мо­ли­лась так пред Гос­по­дом и на­дол­го про­дол­жи­ла свою мо­лит­ву, свя­щен­ник Илий смот­рел на уста ее. Так как она го­во­ри­ла в серд­це своем и уста ее толь­ко дви­га­лись, а го­ло­са ее не бы­ло слыш­но, то Илий счел ее пья­ною и ска­зал ей:

– До ка­ких пор в пья­ном ви­де ты бу­дешь оста­вать­ся здесь? Уда­лись от ме­ста Гос­под­ня и про­трез­вись.

– Нет, гос­по­дин, – от­ве­ча­ла ему Ан­на, – я не пья­на, но я – жен­щи­на, удру­чен­ная тяж­кою скор­бью. Я не пи­ла ви­на и ни­ка­ко­го дру­го­го опья­ня­ю­ще­го на­пит­ка; я изли­ла ду­шу мою пред Гос­по­дом. Не дай же ра­бы тво­ей до­че­рям Из­ра­иле­вым в на­смеш­ку, ибо от ве­ли­кой го­ре­сти и скор­би мо­ей я го­во­ри­ла до­се­ле.

То­гда Илий ска­зал ей на ее сло­ва:

– Иди с ми­ром. Бог Из­ра­илев да ис­пол­нит вся­кое про­ше­ние твое, ка­кое ты про­си­ла у Него.

– Я, ра­ба твоя, – ска­за­ла Ан­на, – на­шла ми­лость в очах тво­их.

По­сле се­го Ан­на воз­вра­ти­лась к му­жу сво­е­му, ела с ним и пи­ла, и ли­цо ее не бы­ло уже пе­чаль­но, как преж­де. На дру­гой день, встав­ши ра­но и по­кло­нив­шись Гос­по­ду, они воз­вра­ти­лись в дом свой. И при­з­рел Гос­подь на сми­ре­ние Ан­ны, услы­шал мо­лит­ву ее и раз­ре­шил ее непло­дие. Ан­на за­ча­ла и, ко­гда ис­пол­ни­лось вре­мя, ро­ди­ла сы­на и да­ла ему имя Са­му­ил, что зна­чит: ис­про­шен­ный у Бо­га.

Вско­ре при­бли­зил­ся празд­ник, в ко­то­рый муж Ан­ны по обы­чаю сво­е­му хо­дил со всем сво­им се­мей­ством к Гос­по­ду в Си­лом при­не­сти жерт­вы и мо­лит­вы свои Бо­гу и от­дать де­ся­ти­ну от пло­да зем­ли сво­ей. Ан­на ска­за­ла му­жу:

– Те­перь я не пой­ду с то­бою в Си­лом, но оста­нусь до­ма, по­ка не вскорм­лю мла­ден­ца, а ко­гда он бу­дет от­нят от гру­ди, то­гда пой­ду явить­ся ли­цу Гос­под­ню и испол­ню обет, ко­то­рый да­ла Гос­по­ду: пусть оста­нет­ся сын мой на­все­гда для слу­же­ния Ему.

Муж от­ве­тил ей:

– Де­лай, что угод­но те­бе, и пусть ис­пол­нит Гос­подь сло­во твое, вы­шед­шее из уст тво­их.

Ан­на оста­ва­лась до­ма и не хо­ди­ла в Си­лом к Гос­по­ду три го­да, по­ка не от­ня­ла от гру­ди мла­ден­ца Са­му­и­ла, по­то­му что у ев­рей­ских ма­те­рей бы­ло в обы­чае кормить мла­ден­ца гру­дью три го­да.

По­сле то­го, как Са­му­ил был от­нят от гру­ди, Ан­на вме­сте с ним и с му­жем сво­им по­шла в Си­лом. Они по­ве­ли для жерт­вы трех тель­цов и по­нес­ли три ме­ры пшенич­ной му­ки и мех ви­на, и во­шли в дом Гос­по­день в Си­ло­ме, и ди­тя с ни­ми. Ан­на при­нес­ла ди­тя в дар Гос­по­ду, как обе­ща­ла, и, от­да­вая его свя­щен­ни­ку Илии, го­во­ри­ла:

– Я – та са­мая жен­щи­на, ко­то­рую три го­да то­му на­зад ты ви­дел здесь мо­лив­ше­ю­ся Гос­по­ду о раз­ре­ше­нии неплод­ства. Гос­подь ис­пол­ни­ли про­ше­ние мое и дал мне это ди­тя, ко­то­ро­го я про­си­ла у Него. Те­перь я от­даю его Гос­по­ду, чтобы оно слу­жи­ло Ему во все дни жиз­ни сво­ей.

С та­ки­ми сло­ва­ми Ан­на от­да­ла в ру­ки свя­щен­ни­ка ди­тя свое и по­кло­ни­лась Гос­по­ду, а ее муж Ел­ка­на вру­чил ему для жерт­вы при­не­сен­ные да­ры (1 Цар. 1 гл.) Тут Ан­на ис­пол­ни­лась про­ро­че­ско­го ду­ха и вос­пе­ла, го­во­ря:

– Утвер­ди­лось серд­це мое в Гос­по­де и воз­нес­лась си­ла моя в Бо­ге мо­ем, – и про­чие сло­ва, ко­то­рые те­перь ча­сто по­ют­ся в церк­ви (1 Цар. 2, 1–10).

Со­вер­шив свои бла­годар­ствен­ные жерт­вы и мо­лит­вы, Ел­ка­на и Ан­на воз­вра­ти­лись до­мой, а трех­лет­не­го от­ро­ка Са­му­и­ла оста­ви­ли Гос­по­ду у свя­щен­ни­ка Илии, так как не по­же­ла­ли уже взять к се­бе то­го, ко­го од­на­жды вру­чи­ли Бо­гу. И с то­го вре­ме­ни от­рок вос­пи­ты­вал­ся при хра­ме Бо­жи­ем, учил­ся гра­мо­те и слу­же­нию при свя­тыне Бо­жи­ей под на­блю­де­ни­ем Илии. Мать, ча­сто при­хо­дя в Си­лом с да­ра­ми для Бо­га, при­но­си­ла одеж­ды сво­е­му сы­ну и ра­до­ва­лась о нем, ви­дя его возрас­та­ю­щим и в свя­щен­ни­че­ской льня­ной одеж­де со­вер­ша­ю­щим слу­же­ние в хра­ме Гос­под­нем. Свя­щен­ник Илий лю­бил его, за­ме­чая его усер­дие в слу­же­нии и про­ви­дя в нем дан­ное Бо­гом да­ро­ва­ние. И бла­го­сло­вил Илий ро­ди­те­лей Са­му­и­ла и ска­зал Ел­кане:

– Да даст те­бе Гос­подь де­тей от ме­ня вме­сто Са­му­и­ла, ко­то­ро­го вы при­нес­ли в дар Гос­по­ду.

По­сле се­го Гос­подь сно­ва нис­по­слал ми­лость Анне, и она ста­ла рож­дать сы­но­вей и до­че­рей, а Са­му­ил в это вре­мя воз­рас­тал не толь­ко те­лом, но и ра­зу­мом и был в бла­го­во­ле­нии у Гос­по­да и у лю­дей.

Свя­щен­ник Илий был стар, а сы­но­вья его, Оф­ни и Фине­ес, бы­ли лю­ди по­роч­ные. Как и сы­но­вья без­за­кон­ни­ков, они не зна­ли Бо­га и не со­блю­да­ли священническо­го дол­га. Они при­чи­ня­ли оби­ды при­но­ся­щим жерт­вы, от­би­рая се­бе луч­шие ча­сти и до­пус­кая по­ру­га­ния над жен­щи­на­ми, при­хо­див­ши­ми для молит­вы в храм Гос­по­день. И был от них со­блазн и оби­да все­му Из­ра­и­лю, по­то­му что они со­вер­ша­ли и мно­гие дру­гие неспра­вед­ли­во­сти. Об этом слы­шал отец их Илий и не на­ка­зы­вал их по­бо­я­ми и от­лу­че­ни­ем; он толь­ко сло­ва­ми уго­ва­ри­вал их пре­кра­тить дур­ные по­ступ­ки, но они его не слу­ша­ли. И раз­гне­вал­ся Гос­подь не толь­ко на по­роч­ных сы­но­вей, но и на от­ца их за то, что он не на­ка­зы­вал их над­ле­жа­щим об­ра­зом за их пре­ступ­ле­ния, хо­тя сам и был непо­ро­чен. И за­хо­тел Гос­подь по­гу­бить Илия и сы­но­вей его со всем до­мом их и по­слал спер­ва к Илию од­но­го неиз­вест­но­го про­ро­ка ска­зать ему:

– Я из­брал дом от­ца тво­е­го из всех до­мов из­ра­иль­ских для слу­же­ния Мне в хра­ме Мо­ем, но ты пре­не­брег че­стью, ко­то­рую Я дал те­бе, и ока­зал пред­по­чте­ние сыно­вьям тво­им пре­до Мною, ибо по­пус­кал им со­вер­шать пре­до Мною без­за­ко­ния. По­се­му Я от­ни­му эту честь от до­ма тво­е­го, ибо толь­ко про­слав­ля­ю­щих Ме­ня Я про­слав­лю, а бес­сла­вя­щие Ме­ня бу­дут по­срам­ле­ны. Вот на­сту­па­ют дни, в ко­то­рые Я ис­треб­лю потом­ство твое и потом­ство до­ма от­ца тво­е­го. Зна­ме­ни­ем же на­сту­па­ю­ще­го на дом твой на­ка­за­ния бу­дет для те­бя то, что оба сы­на твои в один день вме­сте умрут от ме­ча. И вме­сто них Я по­став­лю свя­щен­ни­ка, вер­но­го Мне, ко­то­рый всё бу­дет со­вер­шать по серд­цу Мо­е­му (1 Цар. 2, 10–36).

Та­кое про­ро­че­ство бы­ло Илию в то вре­мя, ко­гда Са­му­ил был еще ма­ло­лет­ним от­ро­ком, но и по­сле это­го про­ро­че­ства Илий не по­ста­рал­ся обуз­дать сы­но­вей своих дей­стви­тель­ным на­ка­за­ни­ем, но про­дол­жал вра­зум­лять их толь­ко сло­ва­ми, и раз­вра­щен­ные сы­но­вья не бо­я­лись сво­е­го от­ца. А Бог, всё боль­ше и боль­ше про­гнев­ля­е­мый, при­бли­жал на­ка­за­ние и вто­рич­но пред­ска­зал его Илию чрез Са­му­и­ла сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

495436113.jpg
Господь призывает Самуила

Ко­гда Са­му­и­лу бы­ло уже две­на­дцать лет и он слу­жил Гос­по­ду при свя­щен­ни­ке Илии, слу­чи­лось, что Илий в од­ну ночь по­чи­вал на осо­бом сво­ем ме­сте в притворе, быв­шем при хра­ме Гос­под­нем, и гла­за его на­ча­ли смеж­ать­ся сном, а Са­му­ил спал в хра­ме Гос­под­нем, где на­хо­дил­ся Ков­чег Бо­жий, и све­тиль­ник еще го­рел. И воз­звал Гос­подь со сто­ро­ны внут­рен­ней за­ве­сы, го­во­ря:

– Са­му­ил, Са­му­ил!

Са­му­ил, тот­час же проснув­шись, от­ве­чал:

– Вот я!

И по­бе­жал к Илию и ска­зал:

– Вот я! ты звал ме­ня.

Но Илий ска­зал:

– Я не звал те­бя, сын мой! пой­ди на­зад и ло­жись.

Са­му­ил по­шел и лег. Но Гос­подь вто­рич­но воз­звал к нему:

– Са­му­ил, Са­му­ил!

Са­му­ил встал, по­бе­жал к Илию и во вто­рой раз ска­зал:

– Вот я! ты звал ме­ня.

Но свя­щен­ник ска­зал:

– Я не звал те­бя, сын мой! пой­ди на­зад, ло­жись.

Са­му­ил не знал еще в то вре­мя го­ло­са Гос­по­да, по­то­му что не бы­ло ему от­кро­ве­ния Бо­жия.

И воз­звал Гос­подь к Са­му­и­лу еще в тре­тий раз. Он, быст­ро встав, по­шел в тре­тий раз к Илию и ска­зал:

– Вот я! ты звал ме­ня.

То­гда по­нял Илий, что Гос­подь зо­вет от­ро­ка, и ска­зал:

– Пой­ди на­зад, сын мой, и ло­жись, и ко­гда зо­ву­щий еще по­зо­вет те­бя, ты ска­жи:

– Го­во­ри, Гос­по­ди, ибо слы­шит раб Твой.

Са­му­ил по­шел и лег на ме­сте сво­ем. И при­шел Гос­подь, став вбли­зи, и воз­звал, как в пер­вый, во вто­рой и в тре­тий раз, го­во­ря:

– Са­му­ил, Са­му­ил!

Са­му­ил, проснув­шись и быст­ро встав, ска­зал:

– Го­во­ри, Гос­по­ди, ибо слы­шит раб Твой.

Гос­подь ска­зал Са­му­и­лу:

– Вот Я сде­лаю де­ло во Из­ра­и­ле, о ко­то­ром кто услы­шит, у то­го за­зве­нит в обо­их ушах. В тот день Я ис­пол­ню над Или­ем всё то, что Я го­во­рил о до­ме его. Я начну и окон­чу. Я объ­явил ему, что на­ка­жу дом его на­ве­ки за то пре­ступ­ле­ние, что он знал, как нече­сти­во по­сту­па­ют сы­но­вья его, и не обуз­ды­вал их.

Эти сло­ва Гос­под­ни Са­му­ил слу­шал с тре­пе­том и, ко­гда окон­чи­лось яв­ле­ние Гос­по­да, он опять уснул и спал до утра. Встав­ши утром, он от­во­рил две­ри хра­ма Гос­под­ня и бо­ял­ся от­крыть это ви­де­ние гос­по­ди­ну сво­е­му, свя­щен­ни­ку Илию. Но Илий по­звал Са­му­и­ла и ска­зал:

– Сын мой, Са­му­ил! что го­во­рил те­бе Гос­подь? Про­шу те­бя, не скрой от ме­ня.

И с клят­вою по­тре­бо­вал Илий от от­ро­ка Са­му­и­ла не скры­вать от него ни од­но­го из слов Бо­жи­их. То­гда Са­му­ил рас­ска­зал ему всё, что слы­шал. Свя­щен­ник Илий со сми­ре­ни­ем ска­зал:

– Как угод­но Гос­по­ду мо­е­му, пусть так и со­тво­рит.

Но Илий не имел уже сил обуз­дать и ис­пра­вить сы­но­вей сво­их, по­то­му что был уже очень стар, и сы­но­вья со­вер­шен­но не бо­я­лись его. А Са­му­ил день ото дня всё воз­рас­тал и укреп­лял­ся ду­хом, и бла­го­дать Бо­жия умно­жа­лась в нем. С ним был Гос­подь, и он го­во­рил сло­ва про­ро­че­ские, и ни од­но из его слов не оставалось не ис­пол­нив­шим­ся. И по­нял весь на­род из­ра­иль­ский, что Са­му­ил – про­рок Гос­по­день (1 Цар. 3 гл.).

По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни при­шло на­ка­за­ние Бо­жие на дом Илия, а вме­сте с тем и на весь из­ра­иль­ский на­род, по­то­му что про­гне­ви­ли Бо­га не толь­ко сы­но­вья Илия, но и из­ра­иль­тяне. Хо­тя и не все они, но мно­гие из них, при­об­рет­ши от языч­ни­ков на­вык к идо­ло­по­клон­ству, не остав­ля­ли его и, слу­жа ис­тин­но­му Бо­гу, в то же вре­мя при­но­си­ли и жерт­вы идо­лам и тем раз­гне­ва­ли Бо­га сво­е­го. Но дол­го­тер­пе­ли­вый Бог тер­пел гре­хи на­ро­да, по­ка не оскор­би­ли Его сы­но­вья Илия, ко­то­рые бы­ли свя­щен­ни­ка­ми и пра­ви­те­ля­ми на­ро­да из­ра­иль­ско­го. А ко­гда они сво­и­ми без­за­ко­ни­я­ми воз­бу­ди­ли Бо­га к гне­ву и на­ка­за­нию, то­гда пра­вед­ный Су­дия и Мздо­воз­да­я­тель, вспом­нив и гре­хи на­ро­да, на­ка­зал всех вме­сте, по­то­му что вме­сте с на­чаль­ству­ю­щи­ми Бог под­вер­га­ет на­ка­за­нию и под­чи­нен­ных. И не так ско­ро гре­хи на­ро­да воз­буж­да­ют раз­гне­ван­но­го Бо­га к на­ка­за­нию, как гре­хи тех, ко­го по­ста­вил Он на­чаль­ни­ка­ми и пра­ви­те­ля­ми на­ро­да.

Фили­стим­ляне по­шли вой­ною на из­ра­иль­тян, и из­ра­иль­тяне бы­ли по­беж­де­ны фили­стим­ля­на­ми, и из вой­ска из­ра­иль­ско­го па­ло уби­ты­ми че­ты­ре ты­ся­чи че­ло­век. И ска­за­ли друг дру­гу ста­рей­ши­ны из­ра­иль­ские:

– За что по­ра­зил нас се­го­дня Гос­подь пред ино­пле­мен­ни­ка­ми? Возь­мем из Си­ло­ма Ков­чег Гос­по­да Бо­га на­ше­го и при­не­сем в наш стан. Пусть он пре­бы­ва­ет среди нас во вре­мя вой­ны на­шей с фили­стим­ля­на­ми и спа­сет нас от ру­ки вра­гов на­ших.

Ре­шив так, они по­сла­ли в Си­лом и взя­ли от­ту­да Ков­чег Бо­га, си­дя­ще­го на хе­ру­ви­мах, а при Ков­че­ге Бо­жи­ем бы­ли оба сы­на Илия, Оф­ни и Фине­ес. Ко­гда Ков­чег Гос­по­день при­был в стан, весь Из­ра­иль от ра­до­сти под­нял та­кой силь­ный крик, что сто­на­ла зем­ля. Фили­стим­ляне услы­ша­ли этот крик и ска­за­ли:

– От че­го та­кие гром­кие вос­кли­ца­ния в стане ев­рей­ском?

И узна­ли фили­стим­ляне, что Ков­чег Гос­по­день при­был в стан Из­ра­иль­ский. Они устра­ши­лись и ска­за­ли:

– Бог при­шел к ним в стан во­е­вать с на­ми. Го­ре нам! Кто из­ба­вит нас от ру­ки Его? Ибо Он по­ра­зил егип­тян вся­ки­ми каз­ня­ми. Но укре­пим­ся, му­жи филистимские, и бу­дем му­же­ствен­но сра­жать­ся с ев­ре­я­ми, чтобы нам не быть в по­ра­бо­ще­нии у них, как они у нас.

Обод­ряя друг дру­га та­ки­ми сло­ва­ми, фили­стим­ляне му­же­ствен­но ста­ли про­тив ев­ре­ев. Про­изо­шла вой­на и ве­ли­кая бит­ва с обе­их сто­рон, и фили­стим­ляне вме­то то­го, чтобы быть по­беж­ден­ны­ми, по­бе­ди­ли ев­ре­ев. Так как Бог был раз­гне­ван, то не ока­за­ла по­мо­щи свя­ты­ня, ибо ку­да при­хо­дит на­ка­за­ние Бо­жие, там оно не ща­дит и са­мой свя­ты­ни. Фили­стим­ляне одо­ле­ли из­ра­иль­тян, уби­ли трид­цать ты­сяч во­и­нов их, взя­ли в плен Ков­чег Бо­жий и уби­ли быв­ших при нем обо­их сыновей Илия. Та­ким об­ра­зом, по сло­ву Бо­жию, оба вме­сте па­ли они от ме­ча.

Так Бог на­ка­зы­ва­ет под­чи­нен­ных за гре­хи на­чаль­ни­ков и за по­роч­ные по­ступ­ки слу­жа­щих ал­та­рю по­пус­ка­ет нече­сти­вым рас­хи­щать свя­тые ал­та­ри и при­во­дить в за­пу­сте­ние хра­мы Свои. Сы­но­вья Илия, быв­шие вме­сто пре­ста­ре­ло­го от­ца сво­е­го свя­щен­ни­ка­ми, су­ди­я­ми и пра­ви­те­ля­ми все­го Из­ра­и­ля, глав­ным об­ра­зом прогне­ва­ли Бо­га сво­и­ми без­за­ко­ни­я­ми, а меж­ду тем весь Из­ра­иль под­верг­ся за них на­ка­за­нию от Бо­га, и Ков­чег Гос­по­день пре­дан был в нече­сти­вые ру­ки инопле­мен­ни­ков.

Ко­гда вой­ско из­ра­иль­ское бы­ло та­ким об­ра­зом по­беж­де­но, один че­ло­век из пле­ме­ни Ве­ни­а­ми­но­ва, по име­ни Ие­ми­ней, убе­жав с ме­ста сра­же­ния, в разо­рван­ных одеж­дах и с пра­хом на го­ло­ве при­шел в Си­лом и объ­явил в го­ро­де о по­ра­же­нии из­ра­иль­ско­го вой­ска, и весь го­род вос­сте­нал гром­ким пла­чем. Илий си­дел в это вре­мя на се­да­ли­ще сво­ем у две­рей хра­ма Гос­под­ня, и серд­це его тре­пе­та­ло за ков­чег Бо­жий. Услы­шав зву­ки на­род­но­го воп­ля, он спро­сил быв­ших при нем:

– От­че­го та­кой шум?

То­гда тот че­ло­век, ко­то­рый при­бе­жал из ста­на, при­шел к Илию и ска­зал:

– Я при­бе­жал с по­ля сра­же­ния.

Илий спро­сил его:

– Что про­изо­шло там, сын мой?

– Из­ра­иль­тяне, – от­ве­тил он, – по­беж­де­ны фили­стим­ля­на­ми и бе­жа­ли от них; про­изо­шло ве­ли­кое по­ра­же­ние на­ро­да, оба сы­на твои уби­ты, и Ков­чег взят.

Илий, ко­гда услы­шал о взя­тии Ков­че­га Бо­жия, тот­час же упал с сво­е­го ме­ста на­вз­ничь, сло­мал се­бе хре­бет и умер, так как был стар и тя­жел, бу­дучи де­вя­но­сто вось­ми лет (1 Цар. 4 гл.).

Меж­ду тем фили­стим­ляне по­сле по­ра­же­ния из­ра­иль­ско­го вой­ска взя­ли Ков­чег Бо­жий и, тор­же­ствуя и тще­сла­вясь, что взя­ли в плен свя­ты­ню Из­ра­и­ля, при­нес­ли его в глав­ный го­род свой Азот, внес­ли в храм нечи­сто­го бо­га сво­е­го Да­го­на и по­ста­ви­ли его вме­сте со сво­им идо­лом. Но, во­шед­ши на дру­гой день утром в храм Да­го­на, они на­шли бо­га сво­е­го на зем­ле, ле­жа­щим ниц пред ков­че­гом Бо­жи­им. Они под­ня­ли его с зем­ли и по­ста­ви­ли на свое ме­сто. Но ко­гда на сле­ду­ю­щий день утром они сно­ва во­шли в храм, то на­шли Да­го­на не толь­ко ле­жа­щим пред Ков­че­гом Бо­жи­им, а и раз­би­тым: го­ло­ва его и обе ступ­ни ног ле­жа­ли от­се­чен­ные, каждая осо­бо, на по­ро­ге, а обе ла­до­ни рук его – при две­рях; оста­лось толь­ко ту­ло­ви­ще Да­го­на. Си­ла Бо­жия, быв­шая с Ков­че­гом, на­ка­за­ла так не од­но­го толь­ко фили­стим­ско­го бо­га, но и всех фили­стим­лян и зем­лю их. От ма­ло­го до боль­шо­го она по­ра­зи­ла их необык­но­вен­ною бо­лез­нью с гной­ны­ми на­ро­ста­ми в тай­ных ме­стах те­ла, и мно­гие уми­ра­ли, а кто оста­вал­ся в жи­вых, те стра­да­ли от страш­ных ран и так силь­но кри­ча­ли от невы­но­си­мой бо­ли, что их крик до­хо­дил до неба (1 Цар. 5 гл.). Кро­ме то­го, стра­на на­пол­ни­лась мы­ша­ми, ко­то­рые всё по­еда­ли, и зем­ля ста­ла смрад­ною от мно­же­ства мы­шей. Фили­стим­ляне по­ня­ли то­гда, что Бог из­ра­иль­ский на­ка­зы­ва­ет их за Свой Ков­чег, взя­тый ими в плен, и про­тив сво­е­го же­ла­ния от­пра­ви­ли его об­рат­но к из­ра­иль­тя­нам с зо­ло­ты­ми да­ра­ми, как о том по­дроб­но на­пи­са­но в Пер­вой Кни­ге Царств (1 Цар. 6 гл.). Мы же воз­вра­тим­ся к по­вест­во­ва­нию о свя­том про­ро­ке Са­му­и­ле.

По окон­ча­нии вы­ше­опи­сан­ной вой­ны и по­сле смер­ти свя­щен­ни­ка и су­дии из­ра­иль­ско­го Илия из­ра­иль­тяне 20 лет бы­ли под игом фили­стим­ско­го раб­ства, находясь во вла­сти сво­их вра­гов и пла­тя им дань. Но спу­стя 20 лет Бог при­з­рел на бед­ствие на­ро­да Сво­е­го, угне­та­е­мо­го фили­стим­ля­на­ми, и ко­гда, сжа­лив­шись над ним, по­же­лал из­ба­вить Из­ра­иль от вла­сти его вра­гов, то спер­ва воз­двиг сре­ди него про­по­вед­ни­ка по­ка­я­ния, вер­но­го ра­ба и свя­щен­ни­ка Сво­е­го, про­ро­ка Саму­и­ла. Ибо не хо­тел Бог ина­че по­ми­ло­вать на­род Свой, как по­сле то­го, ко­гда он рас­ка­ет­ся. И свя­той Са­му­ил стал про­по­ве­до­вать всем пле­ме­нам из­ра­иль­ским, го­во­ря:

– Ес­ли вы всем серд­цем ва­шим об­ра­ща­е­тесь к Гос­по­ду, то уда­ли­те из сре­ды ва­шей ино­зем­ных бо­гов и дуб­ра­вы Астар­ты и устре­ми­те серд­ца ва­ши к Гос­по­ду и слу­жи­те Ему Од­но­му, и Он из­ба­вит вас от ру­ки фили­стим­лян.

20140902-015.jpg
Пророк Божий Самуил

На­род по­слу­шал слов Са­му­и­ла и по­ве­рил ему, так как знал его с дет­ства его, а так­же – и то, что его сло­ва про­ро­че­ские все­гда ис­пол­ня­лись. И уда­ли­ли сы­ны Изра­иле­вы ино­зем­ных бо­гов, Ва­а­ла и дуб­ра­вы Астар­ты, и ста­ли слу­жить од­но­му Гос­по­ду, а свя­той Са­му­ил, как про­рок и свя­щен­ник Бо­жий, был у них су­дьею и пра­ви­те­лем. И по­ве­лел свя­той Са­му­ил все­му Из­ра­и­лю со­брать­ся к нему в го­род Мас­си­фу на вы­со­кую го­ру, чтобы со­вер­шить там все­на­род­ную по­ка­ян­ную молит­ву Бо­гу. Ко­гда же на­род из­ра­иль­ский со­брал­ся к про­ро­ку Бо­жию Са­му­и­лу и мо­лил­ся, по­стясь и ис­по­ве­дуя гре­хи свои и го­во­ря: «Со­гре­ши­ли мы пред Госпо­дом», а свя­той Са­му­ил, как свя­щен­ник Бо­жий, при­но­сил Бо­гу жерт­ву о про­ще­нии гре­хов на­ро­да, то­гда фили­стим­ляне, услы­шав о со­бра­нии на­ро­да израиль­ско­го и по­ду­мав, что они го­то­вят­ся ид­ти про­тив них вой­ною, во­ору­жив­шись в боль­шом чис­ле, неожи­дан­но на­па­ли на из­ра­иль­тян, на­ме­ре­ва­ясь совершен­но ис­тре­бить их. Из­ра­иль­тяне, услы­шав, что вра­ги их при­бли­жа­ют­ся с це­лью на­пасть на них, силь­но ис­пу­га­лись и ска­за­ли про­ро­ку Бо­жию Са­му­и­лу:

– Не пе­ре­ста­вай взы­вать о нас Гос­по­ду Бо­гу на­ше­му, чтобы Он спас нас от ру­ки фили­стим­лян.

Но свя­той обод­рял их, чтобы они не стра­ши­лись, а толь­ко мо­ли­лись Бо­гу и на­де­я­лись на Него, и сам, при­но­ся жерт­ву, усерд­но мо­лил­ся о них. И услы­шал Господь мо­лит­ву Са­му­и­ла. Не окон­чил он еще жерт­во­при­но­ше­ния, как по­до­шли фили­стим­ляне, чтобы во­е­вать с из­ра­иль­тя­на­ми, но Гос­подь воз­гре­мел в тот день силь­ным гро­мом над фили­стим­ля­на­ми и на­вел на них страш­ные гро­мо­вые уда­ры и мол­нию: они при­шли в ужас и бы­ли по­ра­же­ны пред Из­ра­и­лем. То­гда наступи­ли из­ра­иль­тяне из го­ро­да Мас­си­фы и по­гна­лись вслед за вра­га­ми сво­и­ми и, пре­сле­дуя по­ра­жа­ли их до ме­ста под Ве­ф­хо­ром и, по мо­лит­вам свя­то­го угодни­ка Бо­жия Са­му­и­ла и вслед­ствие рас­ка­я­ния сво­е­го, при по­мо­щи Бо­жи­ей, со­вер­шен­но раз­би­ли сво­их ра­бов.

Так усми­рил Гос­подь фили­стим­лян пред на­ро­дом Сво­им, и не ста­ли они бо­лее хо­дить в пре­де­лы Из­ра­иле­вы во все дни Са­му­и­ла и, кро­ме то­го, те го­ро­да, которые они от­ня­ли у из­ра­иль­тян, опять от­да­ли им на­зад. И был мир сре­ди на­ро­да Бо­жия во всё то вре­мя, ко­гда су­дьей и пра­ви­те­лем над ним был свя­той Самуил, ко­то­рый до­стой­но пра­вил всем Из­ра­и­лем. Он хо­дил по го­ро­дам, ис­прав­лял всё, что тре­бо­ва­ло ис­прав­ле­ния, и со­вер­шал суд спра­вед­ли­во и бес­ко­рыст­но, так как ни от ко­го не при­ни­мал по­дар­ков, и су­дил, не об­ра­щая вни­ма­ния на ли­ца су­див­ших­ся. По­том он воз­вра­щал­ся в Ар­ма­фем (Ра­му), так как там был дом его, там он су­дил на­род и там по­стро­ил жерт­вен­ник Гос­по­ду (1 Цар. 7 гл.).

Пре­быв мно­го лет су­дьею Из­ра­и­ля, свя­той Са­му­ил со­ста­рил­ся и по­ста­вил вме­сто се­бя су­дья­ми на­ро­да двух сы­но­вей сво­их, Ио­и­ля и Авию. Но сы­но­вья его не захо­те­ли хо­дить пу­тя­ми его: они укло­ни­лись в ко­рысть и ста­ли брать по­дар­ки от при­хо­див­ших су­дить­ся к ним, су­ди­ли по да­рам и со­вер­ша­ли суд несправедливый. По­се­му ста­рей­ши­ны из­ра­иль­ские, со­брав­шись, при­шли к свя­то­му Са­му­и­лу и ска­за­ли ему:

– Вот ты со­ста­рил­ся, а сы­но­вья твои не хо­дят пу­тя­ми тво­и­ми. Итак, по­ставь над на­ми ца­ря, чтобы он су­дил и управ­лял на­ми, как у дру­гих на­ро­дов.

Эти сло­ва ста­рей­шин не по­нра­ви­лись Са­му­и­лу, так как не про­си­ли они, чтобы он на­ка­зал сы­но­вей сво­их или от­нял у них власть су­дей, что с го­тов­но­стью он сделал бы, но чтобы по­ста­вил им ца­ря, а на­род на­ста­и­вал, го­во­ря:

– Дай нам ца­ря, чтобы он су­дил нас.

То­гда Са­му­ил по­мо­лил­ся Гос­по­ду, и Гос­подь ска­зал ему:

– По­слу­шай го­ло­са лю­дей сих и сде­лай им так, как они про­сят, ибо не те­бя они от­верг­ли, но Ме­ня, чтобы я не цар­ство­вал над ни­ми. Од­на­ко объ­яви им о пра­вах ца­ря, ко­то­рый бу­дет цар­ство­вать у них.

И ска­зал Са­му­ил на­ро­ду:

– Из­ра­иль­тяне! знай­те, как бу­дет власт­во­вать над ва­ми царь, ко­то­ро­го вы про­си­те. Он возь­мет сы­но­вей ва­ших и сде­ла­ет их сво­и­ми слу­га­ми: воз­ло­жит на них ору­жие, по­са­дит на ко­ней, по­ве­лит им бе­гать пред ко­лес­ни­ца­ми сво­и­ми и по­ста­вит их у се­бя ты­ся­че­на­чаль­ни­ка­ми и сот­ни­ка­ми. Кро­ме то­го, он об­ра­тит их на рабов сво­их: сде­ла­ет их па­ха­ря­ми по­лей сво­их, жне­ца­ми нив сво­их, со­би­ра­те­ля­ми ви­но­гра­да в ви­но­град­ни­ках сво­их и ис­пол­ни­те­ля­ми вся­ких по­треб­ных для него ра­бот. И до­че­рей ва­ших возь­мет, чтобы они со­став­ля­ли ма­сти, ва­ри­ли ку­ша­нья и пек­ли хле­бы. И по­ля ва­ши, и ви­но­град­ные и мас­лич­ные са­ды, и всё, что есть луч­ше­го у вас, он возь­мет и от­даст слу­гам сво­им, а ка­кие оста­нут­ся у вас по­се­вы, ви­но­град­ни­ки и ни­вы, на те на­ло­жит он де­ся­ти­ну, так что из то­го, что оста­нет­ся у вас, вы бу­де­те да­вать ему де­ся­тую часть. Рав­ным об­ра­зом ра­бов и ра­бынь ва­ших и луч­ший скот ваш он от­бе­рет у вас для се­бя, и вы бу­де­те ра­ба­ми его. И в те дни вос­сте­на­е­те вы, обре­ме­нен­ные ца­рем ва­шим, но не бу­дет Гос­подь от­ве­чать вам, по­то­му что вы са­ми по­же­ла­ли се­бе ца­ря.

Ко­гда свя­той Са­му­ил го­во­рил это, на­род не хо­тел слу­шать слов его, но кри­чал ему, го­во­ря:

– Хо­тим мы ца­ря, чтобы быть и нам как про­чие на­ро­ды. Пусть су­дит нас царь наш и вы­хо­дит впе­ре­ди нас на вой­ну про­тив вра­гов на­ших.

По­сле это­го свя­той Са­му­ил по­ве­лел на­ро­ду разой­тись по до­мам, до­ко­ле Бог не ука­жет для него че­ло­ве­ка, до­стой­но­го быть ца­рем (1 Цар. 8).

В пле­ме­ни Ве­ни­а­ми­но­вом, в го­ро­де, на­зы­ва­е­мом Га­ваа (Ги­ве) был че­ло­век по име­ни Кис. У него был сын, по име­ни Са­ул, вы­со­кий ро­стом и кра­си­вый, и не было сре­ди из­ра­иль­тян вид­нее его. Про­па­ли у Ки­са осли­цы, и по­слал Кис сы­на сво­е­го Са­у­ла со слу­гою ис­кать их. Разыс­ки­вая ослиц, они про­шли по всем местам и не на­шли. И вот по­до­шли они к го­ре, на­зы­ва­е­мой Си­фа, где на­хо­дил­ся го­род Ар­ма­фем (Ра­ма), ро­ди­на и ме­сто жи­тель­ства свя­то­го Са­му­и­ла. И ска­зал Са­ул слу­ге сво­е­му:

– Воз­вра­тим­ся до­мой к от­цу, ибо отец, я ду­маю, не столь­ко бес­по­ко­ит­ся об осли­цах, сколь­ко о нас.

Но слу­га ска­зал ему:

– Вот в этом го­ро­де есть че­ло­век Бо­жий, про­зор­ли­вый. Тем, кто при­хо­дит к нему, он пред­ска­зы­ва­ет бу­ду­щее. Пой­дем и мы к нему; мо­жет быть, и нам ска­жет он, где най­ти ослиц.

И по­шли они к че­ло­ве­ку Бо­жию, а Гос­подь еще до это­го от­крыл свя­то­му Са­му­и­лу всё о Сау­ле и по­ве­лел, чтобы он по­ма­зал его на цар­ство. Свя­той Са­му­ил, увидев сы­на Ки­со­ва, Са­у­ла, лас­ко­во встре­тил его и ве­лел ему не бес­по­ко­ить­ся об осли­цах, по­то­му что они уже на­шлись, и дал ему при­ют у се­бя на тот день и ночь. На дру­гой день утром, от­пус­кая от се­бя Са­у­ла, Са­му­ил, взяв со­суд с еле­ем, воз­лил елей на его го­ло­ву, по­це­ло­вал его и ска­зал:

– Вот Гос­подь по­ма­зал те­бя в ца­ри над на­ро­дом Сво­им. Те­перь ты бу­дешь цар­ство­вать над на­ро­дом Гос­под­ним и спа­сешь его от ру­ки окру­жа­ю­щих его вра­гов.

20140902-021.jpg
Помазание Саула на царство

 

Это по­ма­за­ние со­вер­ше­но бы­ло тай­но, как про­ро­че­ство о бу­ду­щем цар­ство­ва­нии Са­у­ла. И ска­зал свя­той Са­му­ил по­ма­зан­но­му Са­у­лу всё, что долж­но бы­ло произой­ти на пу­ти его, ска­зав:

– Вот те­бе зна­ме­ние, что Гос­подь по­ма­зал те­бя в ца­ри. Ко­гда ты пой­дешь те­перь от ме­ня, то встре­тишь двух че­ло­век близ гро­ба Ра­хи­ли в пре­де­лах Вениаминовых в Це­лу­а­хе, быст­ро иду­щих; они ска­жут те­бе: «На­шлись осли­цы, ко­то­рых ты хо­дил ис­кать, и вот отец твой за­был об осли­цах и очень бес­по­ко­ит­ся об вас». Ушед­ши от этих двух че­ло­век, ко­гда прий­дешь к дуб­ра­ве Фа­вор­ской, то встре­тишь там трех че­ло­век, иду­щих к Бо­гу в Ве­филь с при­но­ше­ни­я­ми для жертв, – од­но­го, ве­ду­ще­го трех коз­лят, дру­го­го, несу­ще­го три меш­ка хле­бов, и тре­тье­го, несу­ще­го мех ви­на. Они бу­дут при­вет­ство­вать те­бя и да­дут те­бе два хлеба. По­том ты взой­дешь на холм Бо­жий и встре­тишь сонм про­ро­ков. И най­дет на те­бя Дух Гос­по­день и бу­дешь с ни­ми про­ро­че­ство­вать. Ко­гда эти зна­ме­ния уви­дишь сбыв­ши­ми­ся со­глас­но с сло­ва­ми мо­и­ми, то знай, что с то­бою – Бог.

Ко­гда Са­ул ушел от свя­то­го Са­му­и­ла, то всё про­изо­шло на пу­ти так, как ска­зал ему про­рок.

По­сле се­го свя­той Са­му­ил по­ве­лел все­му на­ро­ду со­брать­ся к Гос­по­ду в го­род Мас­си­фу, сам при­шел ту­да и ска­зал из­ра­иль­тя­нам:

– Так го­во­рит Гос­подь Бог Из­ра­илев: Я вы­вел от­цов ва­ших из зем­ли Еги­пет­ской и из­ба­вил вас от ру­ки фа­ра­о­на и от всех ца­рей, угне­тав­ших вас, а вы те­перь отверг­ли Бо­га ва­ше­го, Ко­то­рый спа­са­ет вас от вся­ких бед­ствий, и по­тре­бо­ва­ли ца­ря, чтобы он был по­став­лен над ва­ми. Итак, пусть бу­дет по же­ла­нию ва­ше­му.

Ска­зав­ши это, Са­му­ил по­ста­вил пред Гос­по­дом все пле­ме­на из­ра­иль­ские по ко­ле­нам их и стал бро­сать жре­бий, из ка­ко­го пле­ме­ни из­би­рать ца­ря; жре­бий пал на пле­мя Ве­ни­а­ми­но­во. По­том опять ста­ли бро­сать жре­бий на из­вест­ных в этом пле­ме­ни му­жей, и жре­бий пал на Са­у­ла, сы­на Ки­со­ва. На­ча­ли ис­кать сре­ди се­бя Са­у­ла и не на­хо­ди­ли, по­то­му что он скрыл­ся в од­ном до­ме, счи­тая се­бя недо­стой­ным та­кой вы­со­кой че­сти и из­бе­гая ее, но Гос­подь от­крыл его. То­гда неко­то­рые из на­ро­да вме­сте с Са­му­и­лом по­шли и взя­ли его от­ту­да и по­ста­ви­ли сре­ди на­род­но­го со­бра­ния. Он ро­стом был вы­ше все­го на­ро­да. И ска­зал Са­му­ил все­му народу:

– Ви­ди­те ли, ко­го из­брал Гос­подь. По­доб­но­го ему нет ни од­но­го сре­ди вас.

Весь на­род об­ра­до­вал­ся и вос­клик­нул:

– Да жи­вет царь!

И из­ло­жил Са­му­ил на­ро­ду за­ко­ны ка­са­тель­но ца­ря, на­пи­сал эти за­ко­ны в кни­гу и по­ло­жил пред Гос­по­дом. Од­на­ко то­гда не вполне утвер­ди­лась еще цар­ская власть Са­у­ла, так как бы­ли недо­воль­ные и несо­глас­ные. Са­му­ил от­пу­стил на­род, и каж­дый по­шел к се­бе до­мой. По­шел так­же в свой дом в го­род Га­ваа (Ги­ву) и Са­ул, и с ним по­шли храб­рые, серд­ца ко­то­рых Гос­подь рас­по­ло­жил к Са­у­лу, а про­тив­ни­ки его ска­за­ли:

– Раз­ве мо­жет сей из­ба­вить нас от ру­ки вра­гов на­ших?

И пре­зре­ли они его и не под­нес­ли ему да­ров, но Са­ул по­ка­зал вид, что не слы­шит пре­не­бре­жи­тель­ных слов их (1 Цар. 9–10).

Про­шло око­ло од­но­го ме­ся­ца по­сле это­го, и Ам­мо­нит­ский царь На­ас с гро­мад­ным вой­ском при­шел к го­ро­ду в уде­ле Ма­нас­си­и­ном, на­зы­ва­е­мо­му Иа­вис Галаадский, и оса­дил его со всех сто­рон. Оса­жден­ные жи­те­ли го­ро­да, ви­дя боль­шое вой­ско На­а­са, ска­за­ли ему:

– За­клю­чи с на­ми со­юз, и мы бу­дем слу­жить те­бе.

Но На­ас им от­ве­тил:

– Я за­клю­чу с ва­ми со­юз, но с тем, чтобы вы­ко­лоть у каж­до­го из вас пра­вый глаз и тем по­ло­жить бес­че­стие на все­го Из­ра­и­ля.

То­гда жи­те­ли го­ро­да по­сла­ли к Са­у­лу, про­ся его по­мочь им и осво­бо­дить их от оса­ды. Са­ул немед­лен­но же от­пра­вил по­слов во все об­ла­сти из­ра­иль­ские, быст­ро со­брал зна­чи­тель­ное вой­ско и, взяв с со­бою свя­то­го про­ро­ка Са­му­и­ла, вне­зап­но по­до­шел к На­а­су. Утром, очень ра­но он на­пал на него, раз­бил и рас­се­ял его войско и убил его са­мо­го. То­гда из­ра­иль­тяне ска­за­ли про­ро­ку Са­му­и­лу:

– Кто го­во­рил, что Са­ул не цар­ство­вал над на­ми? Дай­те нам этих лю­дей, и мы умерт­вим их.

Но Са­ул ска­зал:

– Пусть в сей день ни один че­ло­век не умрет из-за ме­ня, по­то­му что се­го­дня Гос­подь со­вер­шил спа­се­ние во Из­ра­и­ле.

А свя­той Са­му­ил ска­зал:

– Пой­дем в Га­лгал и об­но­вим там цар­ство.

И по­шел весь на­род, и Са­му­ил при всем на­ро­де по­ма­зал там Са­у­ла на цар­ство пред Гос­по­дом в Га­лга­ле. И при­нес­ли там мир­ные жерт­вы пред Гос­по­дом и весь­ма ве­се­ли­лись там Са­ул и все из­ра­иль­тяне (1 Цар. 11 гл.).

В это вре­мя, ко­гда из­ра­иль­тяне ра­до­ва­лись о но­во­по­став­лен­ном ца­ре сво­ем, с ко­то­рым одер­жа­ли столь слав­ную по­бе­ду над ам­мо­ни­тя­на­ми, свя­той Са­му­ил сказал им:

– Вот я по­слу­шал­ся го­ло­са ва­ше­го во всем, что вы го­во­ри­ли мне, и по­ста­вил над ва­ми ца­ря, и вот царь хо­дит те­перь пред ва­ми от юно­сти мо­ей и до се­го дня. Итак, ска­жи­те те­перь пред Бо­гом и пред по­ма­зан­ни­ком Его, ца­рем ва­шим, взял ли я у ко­го-ни­будь из вас во­ла или ос­ла или что-ли­бо дру­гое? При­чи­нил ли я ко­му оби­ду и при­тес­не­ние или взял из чьих-ни­будь рук пла­ту и ка­кой-ли­бо по­да­рок? Сви­де­тель­ствуй­те на ме­ня, и я воз­вра­щу вам.

На­род от­ве­чал ему:

– Ни­чем ты не оби­дел нас и не при­тес­нял нас, не брал си­лою и не взи­мал от нас ни пла­ты, ни ка­ких-ли­бо по­дар­ков.

По­сле се­го Са­му­ил ска­зал:

– В этот день сви­де­тель – Гос­подь и по­ма­зан­ник Его, царь ваш, что вы не име­е­те за мною ни­ка­ко­го про­ступ­ка, из-за ко­то­ро­го мог­ли бы тре­бо­вать ца­ря, так как Сам Гос­подь был Ца­рем ва­шим и пра­вил ва­ми чрез раз­лич­ных су­дей, спа­сая вас от ру­ки вра­гов ва­ших. Знай­те же, что ве­ли­кий грех со­вер­ши­ли вы пред Господом, по­то­му что про­си­ли се­бе ца­ря. Вот сей­час вы уви­ди­те зна­ме­ние (1 Цар. 12 гл.).

Ска­зав эти сло­ва, Са­му­ил стал мо­лить­ся Гос­по­ду. Сто­я­ло вре­мя жат­вы и был яс­ный и су­хой день. Вдруг за­гре­мел силь­ный гром, за­свер­ка­ла страш­ная мол­ния, по­яви­лись ту­чи и по­тек про­лив­ной дождь. Весь на­род при­шел в боль­шой страх от Гос­по­да и Са­му­и­ла и ска­зал про­ро­ку:

– По­мо­лись Гос­по­ду Бо­гу тво­е­му о ра­бах тво­их, чтобы не уме­реть нам, ибо ви­дим мы, что ко всем на­шим гре­хам мы при­ба­ви­ли еще грех, про­ся се­бе ца­ря.

И от­ве­тил свя­той Са­му­ил на­ро­ду:

– Не бой­тесь, Гос­подь не оста­вит на­ро­да Сво­е­го. Оста­вай­тесь при ва­шем ца­ре, но слу­жи­те Гос­по­ду всем серд­цем ва­шим и ис­пол­няй­те во­лю Его вы и царь ваш, а я не пе­ре­ста­ну мо­лить­ся о вас Гос­по­ду; толь­ко бой­тесь Его и ис­тин­но слу­жи­те Ему, пом­ня все чу­де­са и бла­го­де­я­ния, ко­то­рые Он со­вер­шил для вас. Ес­ли же стане­те де­лать зло, то по­гиб­не­те вме­сте с ца­рем ва­шим.

Ска­зав всё это на­ро­ду, свя­той Са­му­ил оста­вил власть су­дии и за­ни­мал­ся од­ним толь­ко свя­щен­ни­че­ским слу­же­ни­ем.

Цар­ствуя над Из­ра­и­лем, Са­ул с те­че­ни­ем вре­ме­ни стал раз­вра­щать­ся, про­гнев­ляя Бо­га, и осме­ли­вал­ся при­сва­и­вать се­бе пра­ва свя­щен­ни­че­ско­го зва­ния, – приносить Бо­гу жерт­ву без свя­щен­ни­ка Бо­жия Са­му­и­ла. К то­му же он ока­зал­ся и непо­слуш­ным по­ве­ле­нию Бо­жию. Ибо уста­ми про­ро­ка Сво­е­го Са­му­и­ла повелел ему Гос­подь пой­ти и ис­тре­бить ама­ли­ки­тян за дав­нее их злое де­ло, – за то, что, ко­гда на­род из­ра­иль­ский шел по пу­стыне из Егип­та в зем­лю обетованную, они сде­ла­ли ему боль­шое пре­пят­ствие на пу­ти. По­ве­лел же Гос­подь, ска­зав так:

– Не да­вай по­ща­ды ни­ко­му из них, но пре­дай смер­ти всё, от му­жа до же­ны, от от­ро­ка до груд­но­го мла­ден­ца, от во­ла до овец и от вер­блю­да до ос­ла.

Царь Са­ул, со­брав из из­ра­иль­тян боль­шое вой­ско, по­шел в стра­ну ама­ли­ки­тян, раз­бил их вой­ска и, овла­дев их стра­ною, за­хва­тил жи­вым ца­ря их. Весь на­род ама­ли­кит­ский: ста­рых и ма­лых, муж­чин и жен­щин он ис­тре­бил ме­чом, а ца­ря их по­ща­дил. Кро­ме то­го, всё луч­шее из стад ама­ли­кит­ских он и во­и­ны его взя­ли се­бе, ис­тре­бив толь­ко худ­шее и ма­ло­зна­ча­щее. Они раз­гра­би­ли так­же для се­бя и всё луч­шее иму­ще­ство ама­ли­ки­тян, не ис­пол­няя по­ве­ле­ния Гос­под­ня, чтобы ниче­му не да­вать по­ща­ды и ни­че­го не брать се­бе, но всё пре­да­вать уни­что­же­нию

И бы­ло та­кое сло­во Гос­по­да к Са­му­и­лу про­ро­ку:

– Жа­лею, что по­ста­вил Я Са­у­ла ца­рем, ибо он от­вра­тил­ся от Ме­ня и сло­ва Мо­е­го не ис­пол­нил.

И опе­ча­лил­ся Са­му­ил о Сау­ле и взы­вал к Гос­по­ду всю ночь, мо­лясь о нем. Встав ра­но утром, Са­му­ил по­шел на­встре­чу из­ра­иль­тя­нам, воз­вра­щав­шим­ся с вой­ны, и встре­тил Са­у­ла в Га­лга­ле. Уви­дев свя­то­го Са­му­и­ла, Са­ул ска­зал ему:

– Бла­го­сло­вен ты у Гос­по­да, ибо я ис­пол­нил всё, что ска­зал мне чрез те­бя Гос­подь.

Но Са­му­ил ска­зал:

– А что это за бле­я­ние овец в ушах мо­их и мы­ча­ние во­лов, ко­то­рое я слы­шу?

Са­ул от­ве­тил:

– Я при­вел их от ама­ли­ки­тян. Ка­кие ока­за­лись луч­ши­ми, тех на­род по­ща­дил и со­брал их, а ка­кие бы­ли ху­же, тех ис­тре­бил.

И ска­зал ему свя­той Са­му­ил:

– За­чем ты не по­слу­шал го­ло­са Гос­под­ня во всём, что Он го­во­рил те­бе, бро­сил­ся на до­бы­чу и сде­лал зло пред оча­ми Гос­по­да?

То­гда Са­ул от­ве­тил Са­му­и­лу:

– Я по­слу­шал­ся го­ло­са Гос­под­ня и сде­лал так, как Он по­ве­лел мне. Я ис­тре­бил ама­ли­ки­тян, взял ца­ря их и при­вел жи­во­го, а на­род взял до­бы­чу из стад, – лучших овец и буй­во­лов, – для все­со­жже­ния и при­не­се­ния жерт­вы Гос­по­ду Бо­гу.

Свя­той Са­му­ил от­ве­чал Са­у­лу:

– Неуже­ли угод­ны Гос­по­ду все­со­жже­ния и жерт­вы ва­ши? Не луч­ше ли бы­ло ис­пол­нить по­ве­ле­ние Гос­подне? Ибо по­слу­ша­ние го­раз­до угод­нее Бо­гу всех жертв и ту­ка ов­нов. Непо­кор­ность по­ве­ле­нию Бо­жию есть та­кой же грех, как и вол­шеб­ство, и на­ру­ше­ние за­по­ве­ди Гос­под­ней есть то же, что и идо­ло­по­клон­ство. И так как ты от­верг сло­во Гос­по­да, то от­вергнет по­се­му и те­бя Гос­подь, и не бу­дет цар­ство­вать дом твой во Из­ра­и­ле.

Са­ул ска­зал:

– Со­гре­шил я, ибо пре­сту­пил по­ве­ле­ние Гос­по­да и сло­ва твои, но я убо­ял­ся на­ро­да и по­слу­шал го­ло­са его. Но, про­шу те­бя, сни­зой­ди ко гре­ху мо­е­му и возвратись со мною к жерт­вам, чтобы мне по­кло­нить­ся Гос­по­ду Бо­гу на гла­зах тво­их.

На свя­той Са­му­ил об­ра­тил­ся, чтобы уй­ти от него, а Са­ул схва­тил­ся за край одеж­ды его и разо­драл ее, увле­кая к се­бе че­ло­ве­ка Бо­жия. То­гда свя­той ска­зал ему:

– Ныне от­торг Гос­подь цар­ство Из­ра­иль­ское от те­бя и от­дал его ближ­не­му тво­е­му, луч­ше­му те­бя.

Са­ул ска­зал Са­му­и­лу:

– Я со­гре­шил пред Гос­по­дом, но не уни­жай ме­ня те­перь пред ста­рей­ши­на­ми из­ра­иль­ски­ми и пред на­ро­дом мо­им и во­ро­тись со мною, чтобы я по­кло­нил­ся Госпо­ду Бо­гу тво­е­му.

Са­му­ил воз­вра­тил­ся с Са­у­лом, и они по­кло­ни­лись Гос­по­ду. И ска­зал свя­той Са­му­ил:

– При­ве­ди­те ко мне сю­да Ага­га, ца­ря Ама­ли­кит­ско­го.

Агаг, дро­жа­щий, при­шел к нему и ска­зал:

– О, как горь­ка смерть!

Свя­той Са­му­ил ска­зал ему:

– Как меч твой ли­шал жен де­тей их, так мать твоя меж­ду же­на­ми пусть ли­ше­на бу­дет сы­на.

И раз­ру­бил Са­му­ил Ага­га пред Гос­по­дом в Га­лга­ле, не по­то­му, чтобы по­сту­пал му­чи­тель­ски, но чтобы ис­пол­нить по­ве­ле­ние Гос­подне. По­сле се­го Са­му­ил ушел в Ар­ма­фем (Ра­му), а Са­ул от­пра­вил­ся в дом свой в Га­ваю (Ги­ву). И не ви­дал­ся бо­лее свя­той Са­му­ил с ца­рем Са­у­лом до дня смер­ти сво­ей, но скор­бел о нем, сожа­лея о его по­ги­бе­ли (1 Цар. 15 гл.).

По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни ска­зал Гос­подь Са­му­и­лу:

– До­ко­ле ты бу­дешь скор­беть о Сау­ле, ко­то­ро­го Я от­верг, чтобы он не был ца­рем над Из­ра­и­лем? На­пол­ни рог твой еле­ем и иди в Виф­ле­ем к Иес­сею, ибо меж­ду сы­но­вья­ми его Я на­шел до­стой­но­го быть ца­рем.

Са­му­ил от­ве­тил Гос­по­ду:

– Как я пой­ду? Са­ул услы­шит и убьет ме­ня.

То­гда Гос­подь ска­зал:

– Возь­ми из ста­да те­ли­цу и, при­ве­дя ее в Виф­ле­ем, ска­жи, что при­шел при­не­сти жерт­ву Гос­по­ду. И при­гла­си к жерт­ве Иес­сея и сы­но­вей его. Я ука­жу те­бе, что де­лать, и ты по­ма­жешь Мне то­го, о ко­то­ром Я ска­жу те­бе.

И сде­лал Са­му­ил так, как ска­зал ему Гос­подь, и при­шел в Виф­ле­ем. Его при­ше­стви­ем ста­рей­ши­ны го­ро­да при­ве­де­ны бы­ли в страх, вы­шли к нему на­встре­чу и ска­за­ли:

– О, про­зор­ли­вец! ми­рен ли при­ход твой?

Са­му­ил от­ве­тил:

– Ми­рен. Я при­шел при­не­сти жерт­ву Гос­по­ду. Освя­ти­тесь воз­дер­жа­ни­ем и мо­лит­вою и при­хо­ди­те ко мне, и я со­вер­шу жерт­во­при­но­ше­ние.

Со­вер­шив жерт­во­при­но­ше­ние, свя­той Са­му­ил при­шел в дом Иес­сея и по­ве­лел ему под­ве­сти к нему по од­но­му сы­но­вей сво­их. Иес­сей под­вел к про­ро­ку старшего сы­на сво­е­го, Елиа­ва. И спро­сил про­рок Гос­по­да, мо­лясь Ему про се­бя, не этот ли пред­на­зна­чен Им в ца­ри? Гос­подь ска­зал Са­му­и­лу:

– Не смот­ри на вид его и на вы­со­ту ро­ста его, по­то­му что Я от­ри­нул его. Ибо, не на ли­цо смот­ря, Я сужу. Че­ло­век смот­рит на ли­цо, а Бог смот­рит на серд­це.

То­гда при­звал Иес­сей Ами­на­да­ва и под­вел его к Са­му­и­лу. Про­рок ска­зал:

– И это­го не из­брал Гос­подь.

По­том при­вел Иес­сей Сам­му, и ска­зал Са­му­ил: «И се­го не из­брал Гос­подь».

Так под­во­дил Иес­сей к Са­му­и­лу се­ме­рых сы­но­вей сво­их. И ска­зал Са­му­ил Иес­сею:

– Это все уже сы­но­вья твои?

Иес­сей от­ве­тил:

– Есть еще один, млад­ший. Он па­сет овец в по­ле.

Са­му­ил ска­зал:

– По­шли и пусть при­ве­дут его, ибо мы не ся­дем обе­дать, по­ка он не при­дет сю­да.

Иес­сей по­слал, и при­ве­ли Да­ви­да. Он был бе­ло­кур, с кра­си­вы­ми гла­за­ми и при­ят­ным ли­цом. И ска­зал Гос­подь Са­му­и­лу:

– Встань и по­мажь его, ибо это – он.

20140902-025.jpg

Помазание Давида, сына Иессеева, на царство пророком Самуилом

 

Са­му­ил взял то­гда рог с еле­ем и по­ма­зал Да­ви­да сре­ди бра­тьев его. И по­чил Дух Гос­по­день на Да­ви­де с то­го дня и по­сле. По­сле се­го Са­му­ил встал и по­шел в Ар­ма­фем (Ра­му) в дом свой (1 Цар. 16, 1–13).

Окон­чив дни жиз­ни сво­ей, Са­му­ил уже в ста­ро­сти опо­чил сном смер­ти. И со­бра­лись все из­ра­иль­тяне и пла­ка­ли по нем и по­хо­ро­ни­ли его в до­ме его в Ар­ма­фе­ме (Ра­ме) (1 Цар. 25, 1). Впоследствии его почитали в числе великих ветхозаветных заступников пред Господом, в той же степени, что и Моисея и Аарона: «Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его; призываху Господа, и Той послушаше их» (Пс. 98, 6). Согласно еврейской традиции Самуилу приписывается авторство книг, известных под названиями Книга Судей, Книга Царей, а также Книга Рут.

В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.

В окрестностях Иерусалима, недалеко от столичного квартала Рамот, находится Наби-Самуэль – место, которое традиционно считается гробницей пророка Самуила – Шмуэля. Как и многие святые места Израиля, это место почитаемо представителями трех основных религий. Сюда приходят и евреи, и христиане, и мусульмане.

Средневековая крепость на вершине холма является одновременно и мечетью, и синагогой, их разделяет всего лишь несколько сантиметров каменной стены. Чтобы попасть в мусульманский или еврейский зал, паломники входят в одну и ту же дверь.

20140902-016.jpg

Могила библейского пророка Самуила расположена
на высоте 885 метров над уровнем моря на вершине горы Наби-Самуэль

 

Это место не похоже на музей, здесь нет изображений или росписей на стенах, сюда приходят помолиться, поскольку считается, что святость похороненного здесь праведника особая. Не случайно, тут находится ешива («дом учения»), где молодые люди изучают Тору, а также проводятся молитвы об исцелении различных недугов, избавлении от бесплодия и скорбей.

О том, что это место связано с древней историей, свидетельствуют археологические раскопки, начатые еще в XIX веке. То, что мы видим сегодня, можно сравнить с вершиной айсберга, главное же скрыто в глубине. Когда археологи начали изучать сохранившиеся кладки стен, их взору предстала впечатляющая картина – невероятное наслоение эпох! Здания минарета и мечети, построенные в начале XVIII века, стоят на фундаменте церкви крестоносцев, а та, в свою очередь, на фундаменте византийской церкви. Она была возведена тоже не на пустом месте, прежде здесь находились еврейские поселения. Самые ранние постройки датированы VIII–VII веками до новой эры, а самые поздние II–I веками до новой эры. А значит, сохранившиеся до наших дней остатки этих городков, хранят память об эпохе Судей, эпохах Первого и Второго Храмов.

Раскопанный археологами город у гробницы многие считают той самой библейской Рамой, что в переводе означает «высота, вершина», где жил и правил Израилем пророк Самуил. А по другой версии, это пограничный город Иудейского царства – Мицпа, что значит «панорама, наблюдательный пункт», также связанный с памятью о Самуиле. Согласно традиции, в Мицпе он собрал и воодушевил народ на войну с филистимлянами. По поражающему воображение виду на Иерусалим и его окрестности, который открывается отсюда, можно согласиться и с первым, и со вторым вариантом. Как бы там ни было, но для верующих, которые приходят сюда, чтобы молиться, это место есть и будет могилой пророка Самуила.

Кстати, в самом здании на уровне входа расположен большой зал, в котором находится гробница, а этажом ниже, точно под ней, есть второй погребальный монумент, именно он и считается настоящей могилой. Там почти всегда людно. Но особенно много верующих здесь собирается 28 ияра по еврейскому календарю, в день смерти пророка Самуила: «А Самуил умер, и оплакивал его весь Израиль, и похоронили его в Раме, в городе его». После войны за независимость 1948 года доступ сюда евреям был закрыт. И только победа в Шестидневной войне сделала вновь возможным посещение этого святого места для евреев.

Се­го свя­то­го про­ро­ка Са­му­и­ла Иисус, сын Си­ра­хов, пре­воз­но­сит, хва­лою го­во­ря:

– Воз­люб­лен­ный Гос­по­дом Сво­им про­рок Гос­по­день Са­му­ил учре­дил цар­ство и по­ма­зал ца­рей (Са­у­ла и Да­ви­да) над на­ро­дом сво­им. Он су­дил на­род по за­ко­ну Гос­под­ню и (по мо­лит­вам его) Гос­подь при­зи­рал на Иа­ко­ва. По ве­ре сво­ей он был до­знан ис­тин­ным про­ро­ком. Он воз­звал к все­мо­гу­ще­му Гос­по­ду, ко­гда отовсюду тес­ни­ли его вра­ги, и Гос­подь воз­гре­мел с неба; в силь­ном шу­ме слыш­ным Он сде­лал го­лос Свой и ис­тре­бил во­ждей тир­ских и всех кня­зей филистимских. Еще преж­де вре­ме­ни кон­чи­ны сво­ей (Са­му­ил) сви­де­тель­ство­вал­ся пред Гос­по­дом и по­ма­зан­ни­ком Его, что из иму­ще­ства да­же до обу­ви ни от кого ни­че­го не взял, и ни один че­ло­век не уко­рил его. Он про­ро­че­ство­вал и по­сле смер­ти сво­ей и пред­ска­зал ца­рю (Са­у­лу) кон­чи­ну его, и в про­ро­че­стве возвысил из зем­ли го­лос свой, что без­за­кон­ный на­род ис­тре­бит­ся (Сир. 46, 16–23).

Вот что го­во­рит о Са­му­и­ле Си­рах. Мы же, греш­ные, на­де­ясь по мо­лит­вам се­го свя­то­го угод­ни­ка Бо­жия по­лу­чить про­ще­ние гре­хов и спа­се­ние, бу­дем прославлять От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, Еди­но­го в Тро­и­це Бо­га, ныне все­гда и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Слово митрополита Антония Сурожского в день памяти пророка Самуила (сентябрь 1981 г.)

179446.b.jpg

2 сентября (н.ст.) мы празднуем день пророка Самуила. Он стоит на грани двух решающих эпох в истории не только израильского народа, но и человечества. До него израильский народ признавал единственным своим Господом, единственным хозяином своей судьбы Бога. Правили на земле святые: патриархи – Авраам, Исаак, Иаков; правили Божии избранники – Моисей, Иисус Навин; правили судьи – Самуил.

У всех у них одно было общее: это были люди духа, которые в молитве и в праведности общались с Богом и были как бы проводниками Его воли. Один из пророков говорит, что пророк – это человек, с которым Бог делится Своими мыслями. И эти Божии мысли пророки провозглашали, а израильский народ – сколько умел, сколько хватало веры, силы, мудрости – им подчинялся. И пути Божии были своеобразны; не напрасно Исаия пророк говорит: Мои пути – не ваши пути, и Мои мысли – не ваши мысли, но как мысли Мои выше мыслей ваших, так и пути Мои выше путей ваших…

И вот, при жизни пророка Самуила случился трагический переворот: это был момент, когда заколебалась, захирела вера израильского народа. Они оглянулись и увидели, что не виден им наследник для Самуила; и перед ними встал вопрос: а что будет, когда он умрет?.. И вместо того, чтобы довериться Богу, как доверялись Ему предки их, они решили, что быть под водительством Божиим – страшно; никогда не знаешь, куда поведет Господь; Он же и Аврааму говорил: Встань, покинь свою землю, оставь свой народ и пойди туда, куда Я тебя поведу… И Моисею Он велел поднять израильский народ из Египта и повести его в землю обетованную – то есть в ту землю, которую имобещает Господь, не указывая, ни где она, ни какова она, требуя Себе доверия… Слишком стало страшно жить только доверием, захотелось уверенности, обеспеченности.

И израильтяне обратились к Самуилу с требованием: Поставь нам царя, чтобы нам быть, как все прочие народы… Это первое отречение Израиля от самодержавия Божия; впервые Израиль потребовал, чтобы ему стать “как все” – то есть, отрекся от того, чтобы быть единственным, ни на какой народ не похожим. И Самуил обратился к Богу с молитвой, что ему делать. И ответ Божий был таков: Не тебя они отвергли, а Меня; предупреди их о том, что это будет значить; и если они все-таки захотят стать одним из народов вместо того, чтобы быть Народом Божиим, в исключительном смысле слова, если они согласятся быть подвластными земному царю вместо того, чтобы быть водимыми Царем Небесным, – дай им царя…

И так и случилось: Израиль потребовал себе царя, и царем был поставлен Саул.

Это первый поворотный момент в отступлении Израиля. Это отступление от Бога как от единственного содержания их жизни, как от единственного их вождя и Господа было завершено много столетий спустя, когда перед судилищем Пилата, перед лицом Спасителя Христа израильский народ, под водительством своих первосвященников и старцев, заявил: Нет у нас царя, кроме кесаря…

Таким образом, израильтяне не только отреклись от непосредственного водительства Божия, не только потребовали быть одним из народов, но согласились уже не быть и народом, а раствориться в Римской империи как одна из составных частей, ничем не отличная от других.

Вот чем имя пророка Самуила так значительно в истории еврейского народа, вот почему он стоит перед Богом, в ужасе, и почему ужас Самуила должен быть для нас образцом и призывом. Аминь.


Ин тропарь пророку Самуилу, глас 5

От матере умоленный, тезоимените дания Божия,/ от Бога звания во младенчестве сподобися,/ честный пророче Самуиле,/ добре пасый непокоривыя люди/ и царем явивыйся устроитель,/ и о нас, верно чтущих тя, моли Истиннаго Бога,/ да спасет души наша.

Ин тропарь пророку Самуилу, общий, глас 2

Пророка Твоего Самуила память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ спаси души наша.

Тропарь пророку Самуилу, глас 2

Дар многочестен дан бысть неплодней утробе/ и принесен в жертву, яко всесожжение благоприятно, Господеви своему,/ послужив Тому в преподобии и правде,/ тем тя почитаем, пророче Божий Самуиле,// яко молитвенника о душах наших.

Ин кондак пророка Самуила, глас 8

Помазателю царский,/ паче же святаго боговидца Давида,/ великий Самуиле,/ потщися умолити о нас,/ да помажемся Святаго Духа мастию/ и будем странни неприязни,/ якоже Давид нечистому духу Саулову.

Кондак пророка Самуила, глас 8

Яко многочестный дар, прежде зачатия вдан Богу,/ и из млада Тому, яко Ангел, послужил еси, всеблаженне,/ и сподобился еси предбудущая вещати./ Темже вопием ти:// радуйся, пророче Божий Самуиле, архиерею великий.