Архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн, в 1994 — 2002 годах секретарь Минского епархиального управления: «Первое впечатление о нем — как о мудром, добром, доступном человеке»
Митрополита Филарета я впервые увидел в декабре 1984 года, когда пришел к нему на прием за благословением на поступление в Московскую духовную семинарию.
Первое впечатление о нем — и это при высоте его сана и знаковом положении в церковной иерархии, — как о мудром, добром, доступном человеке. Безусловно, я сильно волновался перед этой первой встречей. Но когда зашел в кабинет, владыка своей располагающей улыбкой, святительским благословением снял все мои опасения. Потом состоялась очень теплая, непринужденная беседа. Он заинтересовался, откликнулся на мою просьбу, пригласил приезжать и готовиться к поступлению. И это первое впечатление остается неизменным до сих пор. Митрополит Филарет старался всех, кто с ним соприкасался, нетесно вместить в свое сердце.
В феврале 1985 года я был принят в Минское епархиальное управление, параллельно привлекался к иподиаконству, сопровождал митрополита в его поездках в Москву. В том же 1985 году я стал студентом Московской духовной семинарии. В период учебы я также иподиаконствовал и сопровождал владыку теперь уже в его поездках в Минск.
Референтом митрополита Филарета я был назначен во второй половине 1990 года. С 1994 по 2002 год нес послушание секретаря Минского епархиального управления, затем некоторое время — викарного архиерея.
…1990-е годы — время становления Церкви, возрождения и открытия новых епархий и приходов, монастырей, духовных школ. Это время бурного церковного развития, не только материального, но и духовного. У Церкви появилась возможность снова занять то положение в обществе, которое она занимала до 1917 года.
Каждый день ставил новые проблемы, некоторые из них были, что называется, «в новинку», потому что после длительного перерыва Православная Церковь не только налаживала свою структуру, но и получила возможность возвышать свой голос, оглашать свою позицию по тем или иным вызовам современного общества.
Во главу угла своей общественной деятельности владыка митрополит ставил мир и согласие в обществе. Он всегда, особенно в начале 90-х годов, старался примирить разнонаправленные политические силы. В том числе и с этой целью владыка на Рождественские и Пасхальные богослужения и приемы приглашал представителей самых разных направлений и взглядов. Здесь он с присущей ему дипломатией и мудростью пытался внушить элите нашей страны, что Отечество у нас всех одно, и народ у нас должен быть един. И именно ради этого надо жить, трудиться и совершать свое служение.
Очень многие события в жизни Белорусской Православной Церкви, которые войдут в историю под грифом «впервые», стали возможны благодаря митрополиту Филарету и состоялись во время его управления. При нем впервые в истории был учрежден Белорусский Экзархат. При нем впервые было подписано Соглашение о сотрудничестве Белорусской Православной Церкви с государством — знаковое, великое событие. Он принимал участие в становлении нашего государства.
Митрополит Филарет стал возродителем духовной жизни в Беларуси, или, как его еще называли, «белорусским Моисеем». Показателен такой случай, свидетелем которого я стал. Это было уже в конце 90-х годов. 11 мая, по традиции, владыка митрополит приехал в город Туров на празднование дня памяти святителя Кирилла Туровского. После богослужения во Всехсвятском храме начался крестный ход к Замковой горе, где затем должен был совершаться молебен. По обе стороны улицы стояли люди. И пожилая женщина подвела к владыке под благословение своего внука, мальчика лет семи. Владыка спросил, сколько ему лет, ходит ли он в школу, хорошо ли учится, слушается ли старших. На последний вопрос мальчик ответил отрицательно. Митрополит сказал ему несколько назидательных слов, благословил, поцеловал в головку и направился дальше. И я при этом слышу, как в продолжение назидания бабушка говорит своему внуку: «Вот видишь, кто тебя благословил? Сам Филарет! Так что будь послушным, хорошо учись, и когда вырастешь, сам станешь Филаретом!»
В качестве администратора владыка Экзарх при всей своей мягкости всё-таки запомнился мне как человек требовательный. Он всегда стремился к тому, чтобы добиться поставленной цели, примером своей работоспособности вдохновлял всё свое окружение. При всей простоте его общения с подчиненными, тем не менее, чувствовалось, что перед тобой великий человек.
При своей невероятной загруженности огромное внимание владыка митрополит уделял духовным школам. Два дня в неделю он посвящал преподаванию в Минских духовных академии и семинарии, и всё возможное сделал для того, чтобы духовная академия была переведена в Минск[i].
Как монах Почетный Патриарший Экзарх являет нам пример смирения, нестяжания и послушания Матери-Церкви. От него приходилось слышать, что, будучи в Церкви, он только один раз сам просил о чём-либо для себя. И это было прошение о постриге. Во всём остальном он истинный сын послушания. Все рапорты и прошения на имя Патриарха, независимо от того, кто занимал этот пост, он завершал собственноручной подписью «В послушании преданный». И для него это не простая формальность церковного этикета.
Митрополит Филарет совершал много богослужений в самых дальних уголках обширной некогда Минской епархии, посещал торжества других белорусских епархий. Любил служить в сельских приходах. Однажды он поделился, что, когда был еще иеродиаконом, мечтал о том, чтобы его рукоположили в священный сан и отправили бы на какой-нибудь сельский приход.
Как священнослужитель владыка являлся сосредоточенным совершителем Таинств, он весь углублялся в молитву, слова его проповеди всегда проникновенны, доступны и просты. Богослов с большой буквы, в свое время Председатель Синодальной богословской комиссии, он выстраивал свою проповедь в зависимости от уровня аудитории. И неважно — был это храм в деревне или международная богословская конференция, он старался для всех сделаться всем (см. 1 Кор. 9:22).
Простые люди очень чутко воспринимали эту доступность, всегда с любовью принимали владыку, старались взять у него благословение. И владыка с охотой это делал, старался на каждого возложить свою руку. Не отстранялся от людей, беседовал с ними. Для меня это стало хорошим уроком, и я сам сейчас стараюсь этому следовать.
Хочу рассказать еще об одном случае, о котором очень часто вспоминаю, когда сам бываю на деревенских приходах. После богослужения уже не помню в какой деревне люди подошли к владыке под благословение, и среди них была пожилая женщина с натруженными руками, которые от многолетней работы на земле все были в трещинах, мозолях, со вздутыми венами. Она обратилась: «Владыченька, дайте приложиться к Вашей руке». Митрополит, глянув на ее руки, возразил: «Ну что ты, мать, это твои руки труженицы надо целовать». И когда она потянулась к его руке, он сам поцеловал ее руку.
Митрополит Филарет — очень гостеприимный и дипломатичный человек. Если предстоял обстоятельный разговор, то, независимо от ранга посетителя, предлагалась или чашка чая, или знаменитый хлебный квас, который готовила ныне покойная игумения Анфиса. И, прежде чем приступить к основной теме встречи, выпивался чай или квас, шел разговор на отвлеченные темы, собеседник успокаивался, накал страстей если был, то спадал, и уже после этого владыка приступал к обсуждению проблемы. Всегда наставлял, что нужно быть внимательным к людям.
…Помню, что владыка Филарет если не всем, то очень многим давал номер своего келейного телефона, и пришлось даже менять номер, потому что поток звонков просто не давал возможности ни для работы, ни для отдыха. День владыки был максимально загружен — он заседал в парламенте, он преподавал в духовных школах, он служил как правящий епархиальный архиерей, он посещал епархии как Патриарший Экзарх, он вел прием посетителей. Он не поднимался из кабинета в свои покои, пока не примет последнего визитера. Как следствие, в такие дни ужин был поздним — в 21, 22, а то и в 23 часа. Мне как секретарю доставалось уже полуночное время. И уже после такого позднего ужина мы садились в трапезной за стол, половина которого была скрыта под множеством корреспонденции, и до полуночи, а то и позднее, работали с многочисленными документами.
Большинство документов рассматривалось в рабочем порядке. Однако встречались и такие, которые, как казалось на первый взгляд, никак не решались. Был документ, было изложенное в нем затруднение. А резолюции не было никакой. Владыка молился. И когда спустя некоторое время всё становилось на свои места, очень многие «горячие головы» были благодарны митрополиту за то, что направленные ими документы не получили ожидаемого ими решения. То есть, владыка Филарет, провидя вперед, понимал, что так, как просит человек, состояться не может.
Проблемные ситуации владыка митрополит старался решать мирным путем. Провинившихся редко наказывал. Старался своим словом, отеческой беседой вразумить, наставить, поддержать, «достучаться», чтобы человек осознал свою вину и постарался исправиться.
Продолжая тему поистине «Авраамова гостеприимства» митрополита Филарета, приведу еще несколько примеров.
Когда в начале 1990-х годов было открыто Минское духовное училище, ни один приход пока не мог его принять, и занятия, на которых преподавал и я, проходили в трапезной 2-го этажа епархиального управления, а кормили студентов в трапезной для сотрудников МЕУ. И, даже когда училище переехало по его новому адресу, а трапезной там пока не было, то студенты продолжали ездить на обед в епархиальную трапезную. В этой же столовой предлагался обед всем священнослужителям, которые приезжали на прием к владыке с периферии. То есть сначала обедали священники с сотрудниками, потом студенты. И в один из таких многолюдных приемных дней из-за большого количества посетителей студентам обеда просто не хватило. Тогда владыка поручил мне с матушкой Анфисой «провести ревизию архиерейской кухни» и все приемлемые продукты отдать оттуда на 1-й этаж для студенческого обеда.
Похожий случай был с паломнической группой детей из Владивостока, от тогдашнего митрополита Владивостокского Вениамина (Пушкаря). У детей была обширная программа, они посетили многие города Беларуси. Сопровождал их в поездке иеромонах Сергий, ныне митрополит Сингапурский. Заехали они и в Минское епархиальное управление. Теперь уже не помню, по какой причине им оказалось негде отдохнуть. Тогда митрополит Филарет распорядился разместить детей в гостевых номерах митрополичьих покоев. Там юные паломники переночевали, а утром были накормлены и отправлены по дальнейшему маршруту.
Поминайте наставников ваших… и подражайте вере их (см. Евр. 13:7). Читая эти апостольские строки, я всегда мысленно благодарю Бога за то, что Он даровал мне такого наставника. Я счастлив, потому что я видел перед своими глазами достойный пример для подражания, потому что воспоминание о смиренном и безропотном несении митрополитом Филаретом креста своего служения Матери-Церкви и народу Беларуси помогает мне на непростом пути архиерейства.
[i] Окончательный переезд Минской духовной академии из Жировичей в столицу состоялся в 2015 году, при митрополите Минском и Заславском Павле, Патриаршем Экзархе всея Беларуси.
«Ведомости Минской митрополии» №3, 2021 год