«Без этой скорби жизнь моя была бы не полна»
Жизненный путь преподобного Рафаила Оптинского, исповедника
Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, включает в себя имена тридцати двух святых: преподобных, преподобноисповедников, преподобномучеников и мучеников. К числу преподобноисповедников, засвидетельствовавших свою веру в годы лихолетья ХХ века, принадлежит оптинский иеромонах Рафаил, чью память Церковь чествует ежегодно 19 июня.
Иеромонах Рафаил (в миру Родион Иванович Шейченко) поступил в Оптину пустынь перед самым закрытием монастыря, в мае 1918 года. Уже тогда он понимал, в какое непростое время решил встать на монашеский путь. По собственному признанию, об иночестве он мечтал с детства и после окончания земского училища неоднократно посещал Оптину. В монастыре нес послушание певчего и ветеринара. В 1923 году монастырь закрыли, а монахов выселили. С великой скорбью покидали иноки обитель. Большинство, в том числе и отец Рафаил, поселились в Козельске и старались служить, где было только возможно. Это продолжалось до 1928 года. Братии становилось все меньше, одни уезжали, других арестовывали, а в 1930 году были арестованы все оставшиеся монахи Оптиной, среди которых был отец Рафаил, возведенный уже тогда в сан архидиакона.
В лагерях и ссылках отец Рафаил провел 21 год. Начал свой каторжный путь в 1930 году с Вишерского исправительно-трудового лагеря в Пермском крае; был переведен в 1934 году под Москву и отбывал срок в Дмитлаге. В лагере работал ветеринарным фельдшером при животноводческой ферме, жил в загоне для свиней, и от недостатка пищи пропитанием ему было то, что давалось свиньям. В отдельном свинарнике у него была возможность беспрепятственно совершать молитву и приглашать иногда на нее других заключенных. В 1936 году начальство Дмитлага сделает вывод, что «зек Шейченко» не скрывает своей веры и более того – старательным трудом и нравственным обаянием своей личности вызывает лишь расположение и уважение у других заключенных. Отца Рафаила вновь осудят и добавят 6 лет северных лагерей – Мурманск и Усольлаг в городе Соликамске Пермской области.
Из лагеря отец Рафаил вышел в 1943 году. Он поселился недалеко от Оптиной пустыни (освобожденный заключенный должен был назвать точное место, куда он поедет, и отец Рафаил назвал город Козельск, но не сразу ему разрешили там поселиться, около полугода он жил в Кирсанове Тамбовской области). Приехав в Козельск в 1944 году, он нашел там полную разруху. Действующего храма в городе не было. Он поехал в Москву к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу), который в день празднования иконы «Утоли моя печали» в московском храме Успения в Гончарах, что на Таганке, посвятил его в иеромонахи и благословил хлопотать об открытии храма. Разменявший уже шестой десяток и оставивший здоровье в лагерях священник в условиях войны и послевоенного времени, ненависти властей берется за пастырские труды и восстановление Благовещенского храма Козельска. После восстановления храма он был назначен настоятелем.
Отец Рафаил был человеком великой любви и жалости к людям. Приехав в Козельск, он стал заботиться о состарившихся и немощных сестрах Шамординского монастыря, многие из них тоже вернулись из ссылок. Душа его вмещала всех, кто нуждался в помощи. Все шли к нему, как к родному отцу, и всех он согревал своей любовью. Много было и не монашествующих, но просто исстрадавшихся от многообразных трудностей, и для каждого в его душе находилось тепло.
В апреле 1948 года в Благовещенский храм в Козельске назначили священника Сергия (многие считали его тайным агентом Госбезопасности), который стал служить с отцом Рафаилом. Всеобщая любовь, которой пользовался отец Рафаил, видимо, возбудила в сердце отца Сергия зависть, и он уговорил старосту храма Наталью написать ложный донос на отца Рафаила. Батюшку снова арестовали и в 1949 году приговорили к 10 годам заключения в Вятском исправительно-трудовом лагере.
В том месте, что ближе всего к району, где когда-то располагался Вятлаг, принявший в свои стены многих исповедников и новомучеников Церкви Русской, в числе которых 5 лет и 8 месяцев в заключении провел преподобноисповедник Рафаил, находится теперь колония Верхнекамского района Кировской области ИК-27 (поселок городского типа Лесной). 16 июня 2016 года нынешний наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Леонид (тогда – Уржумский и Омутнинский) освятил и установил поклонный крест с табличкой в память об отбывании срока за исповедание православной веры в 1949–1955 годах в Вятлаге преподобного Рафаила Оптинского, исповедника. Крест изготовили сами заключенные колонии.
Перед тем как отправиться тогда в новый крестный путь в Вятлаг, отец Рафаил написал своим духовным чадам:
«Слава Богу за все! Дорогие, родные мои!
Земно кланяюсь и целую… Братски сердечно приветствую вас и всех прочих ближних и дальних, ненавидящих и обидящих мя. Прощаю чад перед Господом в сердце моем…
Слава Богу за все! Грешный Рафаил. Без этой скорби жизнь моя была бы не полна».
Без него в Козельске был освящен Благовещенский храм. В письмах из лагеря отец Рафаил умолял своих духовных чад «простить Наташу» (которая прислала ему покаянное письмо о своем грехе доносительства) и говорил о том, что без воли Божией «ни влас с головы не пропадет», что «нужно смиряться перед волей Божией, в какой бы тяжелой форме она ни выражалась».
Выйдя из заключения, отец Рафаил стал служить в восстановленном им храме, в котором настоятельствовал отец Сергий, и поэтому отец Рафаил смиренно стал вторым священником. Еще в ссылке отец Рафаил как-то писал о храме своему чаду: «Если судит Господь живу мне быти и возвратиться, то одной милости буду просить у всего народа – быти ми сторожем святого храма Божия и дома Матери Божией и только …»
Несмотря на слабость здоровья отца Рафаила, дверь к нему, как и до ссылки, никогда не закрывалась, и он принимал всех нуждающихся.
Весна 1957 года выдалась холодная и затяжная. Троицкую родительскую субботу, 8 июня 1957 года, он дотемна провел на кладбище, совершая из любви ко всем просящим многочисленные панихиды. После возвращения с кладбища отец Рафаил заболел воспалением легких и скончался 19 июня. Похоронен он был на старом кладбище Козельска.
Подвиг исповедника и пастыря не укрылся от Церкви – его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 22 июня 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были обретены мощи преподобноисповедника Рафаила и перезахоронены на некрополе монастыря, а 14 июня 2007 года святые мощи были перенесены в Преображенский храм Оптиной пустыни.
Преподобноисповедник Рафаил, являясь прямым наследником неисчерпаемого Оптинского богатства, мужественно перенесший множество скорбей, выпавших на его многотрудную жизнь, и как никто другой обильно облагодатствованный от Господа даром утешения, оставил в своих письмах тот драгоценный опыт подлинно православного отношения к страданиям, болезням и жизненным тупикам, который приводит нас к осознанию смысла всей нашей христианской жизни – к встрече с Христом в нашем сердце и в Вечности.
Слова утешения и любви в письмах преподобного Рафаила несут евангельский дух, осолены его правдой, истиной и красотой, «ибо как Сам Он претерпел, был искушен, то может и искушаемым помочь» (ср. Евр. 2:18). Вот одно из его писем. 10 ноября 1951 года отец Рафаил писал духовной дочери:
«В ночь под 10 нового стиля во сне сладко-пресладко воспевал: “Величай, величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу!” И слышу глас некоего духовного мужа: “Аще хощеши спастися – возлюби страдания!”
Чадо Любовь, слышишь! Не только терпи, но возлюби страдания.
Господи, ниспосли всесильную благодатную помощь Твою нам, немощным, возлюбити Тя такою жертвенною любовию, с какою святые мученики шли, радуяся, на все виды мучений и смерть для получения вечной жизни во Царствии Твоем… Живу верою и упованием, яко да не до конца отринул мя Господь, но дарует мне радость увидеть всех вас, вознести свое убогое благодарение за вся, яже сотвори мне Господь купно с вами в дому Царицы Небесной…»
В один из дней памяти преподобноисповедника Рафаила, обращаясь к верующим со словом проповеди, епископ Можайский Леонид выразил искреннюю надежду на то, что описание жизненного пути, а также проникновенные строки писем преподобноисповедника благодатно коснутся сердец читающих людей и дадут пример в исполнении евангельских заповедей, как некогда коснулись и его сердца, и подкрепили в трудные минуты жизни. Ссылаясь на многотрудный путь святого, владыка наместник отметил, что «в жизни человека бывает много скорбей, страданий и притеснений, справедливых и несправедливых. Самое главное – удерживать свое сердце от зла, ни в коем случае не унывать, всё принимать, как из милующей руки Божией нам на пользу и очищение души».
https://monasterium.ru/publikatsii/stati/bez-etoy-skorbi-zhizn-moya-byla-by-ne-polna/