Всегда смиренный и никогда не унывающий. Ко дню памяти прп. Анатолия Оптинского Младшего (1855‑1922)
Александр Потапов с юных лет решил стать монахом, но не получил родительского благословения и поступил в Оптину пустынь уже в тридцатилетнем возрасте. Монашеский постриг Александр принял одновременно с иноком Нектарием, так они дальше и исполняли своё служение вместе «в духе советования и сотрудничества».
Инок Александр был келейником у старца Амвросия, а позднее — у преемника батюшки старца Иосифа. В 1895 году он был пострижен в мантию с именем Анатолий.
В начале 20-го века монах Анатолий — уже признанный оптинский старец, к которому стекаются паломники за советом и поддержкой. Чуть позже он официально был назначен духовником Шамординской обители и исполнял это служение до самой кончины.
«Радостно-любовное и смиренное» отношение батюшки к людям привлекало так много паломников, что пришлось ему переместиться из скита в монастырь, где можно было свободно принимать и монахов, и мирян. Душевная чистота старца позволяла ему видеть и оценивать многие ситуации совсем по‑другому, чем это представлялось на первый взгляд. Поэтому его советы и назидания были зачастую неожиданны, но всегда касались самой сути. Многочисленные истории о его прозорливости и исцелениях можно прочитать в житии старца.
Тесно переплетены судьбы мучеников за веру 20-го века. В 1914 году Оптину посетила великая княгиня Елисавета Федоровна. Она исповедовалась у о. Анатолия и долго с ним беседовала. Мы можем смело предположить, что их разговор стал предуготовлением к духовному подвигу будущей преподобномученицы.
Иеромонах Анатолий застал исполнение грозных предсказаний: начались гонения со стороны властей, монахов арестовывали и открыто издевались над ними. В этот период у батюшки была возможность переехать из монастыря в более спокойное место, но он отказался: «Что же в такое время я оставлю святую обитель?». Господь даровал Своему верному рабу навсегда остаться в монастыре.
Претерпел отец Анатолий допросы и аресты, был даже увезён в Калугу. Эту поездку он переносил с таким благодушием и лаской по отношению к своим конвоирам, что те потом даже извинялись перед ним. А он позже вспоминал этот арест как духовное паломничество, никого не осуждая.
Жизнь в монастыре становилась все сложнее, не хватало продовольствия, приходилось ютиться в неотапливаемых келлиях. Но и в этих условиях отец Анатолий, здоровье которого уже было сильно подорвано, сохранял удивительное спокойствие, ободряя тем самым братию монастыря.
В 1921 году началась новая волна гонений, монастырь был официально объявлен «рассадником контрреволюционной пропаганды». Здоровье старца ухудшилось и он принял схимнический постриг.
29 июля 1922 года чрезвычайная комиссия посетила монастырь, было решено старца арестовать и увезти. Келейник и батюшка упросили чекистов отложить арест на один день. На следующий день чекисты пришли за батюшкой: «Старец готов?» — «Да, готов», — ответил келейник и открыл дверь в комнату, где стоял гроб с телом почившего старца.
Похоронили батюшку рядом с могилкой старца Амвросия, на месте, которое он провидел как место вечного упокоения за две недели до смерти. Мощи святого обретены 10 июля 1998 года и сейчас покоятся во Владимирском соборе обители.
Преподобный отче Анатолие, моли Бога о нас!
Источник: сайт Оптиной пустыни