ВЫБОР ЗАВИСИТ ОТ НАС. Савелова Софья Андреевна (Союз некоммерческих организаций России).

DSC-9Состоявшаяся Международная конференция в память 1000-летнего преставления равноапостольного святого князя Владимира, проходившая в октябре 2015 года в городах Витебске (епархиальная семинария, Республика Беларусь) и Москве (Госдума, Российская Федерация) неожиданно стала тем событием, о которых говорят, что оно — знаковое. Знаковое прежде всего для молодого поколения.

В начале жизненного пути перед человеком встаёт много проблем, связанных с выбором: веры, профессии, семьи, друзей. Именно в это время формируется его самосознание и самоопределение. Этот «выборный» этап — сложный, и он — обязателен. Ему присущи ошибки, метания, падения, взлёты. И как никогда в этот период молодому поколению требуются опорные акценты. Общая история народов России, Белоруссии и, конечно же, Украины — даёт такую возможность: использовать имена великих славянских мыслителей, просветителей, полководцев, церковных деятелей на благо последовательности государственного развития. Эти имена служат для потомков гарантом сохранения славянской культуры и её православной веры.

Но как определить, ЧТО будет важным при выборе? КАК не ошибиться фатально? Неустойчивому в начале своего пути молодёжному сообществу понадобятся   те самые опоры — исторические примеры. Одним из таких является имя равноапостольного святого князя Владимира, свершившему и гражданский и апостольский подвиг во имя своего народа.

Князю-язычнику Владимиру привелось жить в непростое время. А когда оно было простым на Руси? Можно предположить, что в глубине души князь Владимир уже уходил от язычества. А иначе, зачем проявлять интерес к другим верованиям? Зачем посылать послов в другие страны, чтобы иметь более достоверную информацию о чужой вере?

Личные поиски князя Владимира новых форм веры совпали с требованиями того времени. Русь теряла черты существовавшей разноплемённой военной федерации. Всё большую роль в европейской и мировой политике играло быстроформирующееся молодое единое русское государство. Менялись формы правления, границы — всё это требовало сильной и верной руки. Князь Владимир удержал государственную власть в своих руках в столь сложный период и повернул руль язычества в сторону христианства. Именно христианство определило дальнейшую историческую судьбу России. «Это событие — переломный момент в истории восточнославянских этносов»(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

Согласно летописям, князь Владимир был призван Промыслом Божиим быть Крестителем Руси. Не сразу сам Владимир пришёл к своей вере, не сразу и народ поверил ему. Послы от волжских болгар ( мусульман), делегации латинян, представители хазарских евреев — приняли всех при русском княжеском дворе. Но только лишь после беседы с «греческим философом» Владимир остановился на христианстве. «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из людей», — так говаривало ближнее окружение. И князь Владимир «притёк ко Христу».

Его выбор стал важнейшей миссией для всех последующих поколений российского государства.

Но и народ не сразу был крещён. Кто пошёл за Владимиром Крестителем (и был крещён в днепровских водах корсунскими священниками), кого насильственно обращали (как и вообще проходившие все прогрессивные реформы на Руси), а кто остался в язычестве (до XIII века, например, в Ростово-Суздальской земле вятичи поклонялись языческим идолам).

Первыми крещение приняли двенадцать княжеских сыновей и ближайшее окружение князя Владимира. С этого времени имя и дело святого равноапостольного князя Владимира навсегда связано с последующей историей Русской церкви. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землёй почти шесть столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимости существования Русской церкви и до царя Феодора Иоанновича, последнего из рода Рюриковичей ( это при нём в 1589 году Русская православная церковь стала самостоятельным Патриархатом, пятым по счёту в христианском мире).

Наконец, пришло время и в 1240 году после победы над шведскими крестоносцами Александр Невский установил официальное празднование христианизации Руси.

   А что с выбором?

Выбор был сделан князем Владимиром однажды и навсегда. Всей последующей жизнью князь Владимир у истоков новой России наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, и оставил это наследие — выбор христианства — всем грядущим временам.

Россия перешагнула порог XXI тысячелетия. Нелёгкое бремя выпало на долю последнего столетия: век начался с губительных революций, ломавших вековечные христианские устои, выхолащивания веры в Бога, крушения незыблемости и опорности христианской семьи, укрепления ложных догматов, и как итог — распад крупнейшей империи, складывавшейся сотнями лет.

«Большое видится на расстоянье» писал поэт-классик Сергей Есенин. Всего двадцать пять лет прошло с момента «распада» громадного государства под аббревиатурой СССР. Ничтожно мало для Истории. Но как много изменилось для общества за эти годы! Сегодняшняя ситуация в мире изменила общественное мировоззрение геополитического масштаба, то есть у современной молодёжи значительно более широкий взгляд на окружающее, что даёт возможность понимать истинные причины происходящего и побуждать к действиям.

Остаться в стороне сегодня не получится! Главный вопрос — в какую сторону пойдёт молодёжь? Будут ли так крепки те христианские скрепы, которыми выстраивал святой князь Владимир своё православное государство, будут ли они иметь решающее значение для укрепления христианского духа современной молодёжи?

Что и как нужно делать для этого? Работая в молодёжной среде, видя её рост как бы изнутри, можно стопроцентно утверждать, что основу своего становления молодёжь прежде всего должна ощущать в постоянной поддержке государства и черпать духовность в своей конфессии.

Разноликая и многоконфессиональная Россия — уникальна. На протяжении столетий в ней, в отличие от Европы, никогда не было религиозных войн. Наше государство изначально формировалось как мультикультурное и полиэтническое. И в этом — ключ к воспитанию каждого представителя молодёжной среды, к какой бы конфессии он не принадлежал. Основная же, «титульная», православная конфессия, демократична по своей сути. И будучи почти столетие распятой и попранной, она не потеряла своей духовной мощи, своей христианской силы, чтобы и в сегодняшнем дне быть в праве показать молодёжи чистоту истоков Православия, из которых она будет питаема в борьбе за своё собственное светлое будущее на родной земле. И лучшим просветительским примером этому, безусловно, служит выбор праведной христианской жизни Владимиром Крестителем, первого правителя раннехристианской Руси.

А борьба за выбор молодёжи была всегда. И в сегодняшних реалиях она идёт вовсю, подгоняемая и с Запада и с Востока. Сегодняшнее время — время глобального экономического кризиса, который, в свою очередь, порождает кризис мировой системы отношений и в целом и в частностях. Избежать трещин в отношениях религии и молодёжи не удастся. Они проявляются и в полном отрицании постулатов христианства, и в забвении православных традиций и обрядов, и в информационно-психологической обработке в виде мировой сети интернета, и в присоединении к террористическим бандформированиям, таким, как, например, ИГИЛ. И здесь единственно правильное направление христианской работы — каждодневный труд, приобщение молодёжи к православным святыням, к героике исторических и церковных деятелей, разъяснение их просветительской миссии. Уберечь от пагубных и негативных влияний   неокрепшее ещё в своих убеждениях молодое поколение — это задача первостепенной важности. Такой она была определена в ХI веке во времена равноапостольного святого князя Владимира, такой она является и спустя десять веков.