В день иконы Божией Матери «Боголюбской»

Проповедь архимандрита Зосимы (Шевчука), настоятеля Свято-Георгиевского храма города Владимир

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка и милостивый наш отец, Высокопреосвященнейший архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, Ваше Высокопреосвященство архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, Ваше Преосвященство епископ Муромский Нил, дорогая о Господе матушка игумения Антония, духовник монастыря архимандрит Петр, отцы, матушки, братия и сестры! Благословите сказать Похвальные слова виновнице нашего торжества — Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии.

Благодать Святаго Духа собрала нас ныне, в первый день Петрова поста, во время празднования высокоторжественного дня: особого молитвенного почитания иконы Боголюбской Божией Матери в местечке Боголюбово Владимирской епархии Русской Православной Церкви. В общецерковном календаре отмечено празднование этой иконы с 1157 года, и празднование также чтимых списков с Боголюбивой иконы: Зимаровская (13-го века), Московская (также 1157-го года). С самых глубоких и седых лет на Боголюбской земле восхваляется Святейшая Дева Мария, Которая является Матерью в двух смыслах: во-первых, Она — Матерь Христа Бога нашего, а также и Мать всех христиан. И ныне, Подвигоположница, Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, как Царица Неба и Земли, восседая с правой стороны Трисиятельного престола Божия, и взирая на нас, находящихся долу, у подножия ног Господних, в этой святой обители, держит в Своих руках сегодня многочисленные венцы, чтобы увенчать из нас здесь стоящих и молящихся тех, кто в этот праздник, укрепляемый молитвами Святой Церкви, вновь задумал изменить свою жизнь, вступить в настоящий, пусть такой непродолжительный, длящийся всего лишь 12 дней, Петров пост, чтобы молитвенным постом, покаянием, как непобедимыми орудиями нашего спасения начать новую личную свою борьбу против видимых и невидимых врагов нашего спасения. Мир, который окружает нас, зачастую бывает нам враждебен, предлагая нам порой под самыми благочестивыми видами разные миражи, засасывает души обольщающихся людей своими сверкающими, но лживыми призрачными целями. Но кроме видимого мира с нами ведет древнюю борьбу диавол — враг рода человеческого, который борется с нами, всевая в нашу душу худые помышления, разжигая тайные похоти, растлевает наш ум сладострастными стремлениями. Кроме дьявола и этого мира, сама плоть человеческая, которая, будучи прираженной греху с самого начала падения первого человека, также искушает нас разными запретными удовольствиями, негой, постыдными склонностями и стремлениями. Все эти три силы воюют против человеческой личности, но наша Церковь, Которая всегда все устраивает по велению Святаго Духа, призывает нас в эти дни к особенной усердной молитве к Пресвятой Владычице Богородице, Которая всегда дает свою благодать и помощь тем людям, кто стремится к Ней с благоговением и чтит Её молитвою и постом. Божия Матерь имеет благодать от Бога, которая соответствует Её достоинству Матери Божией, а это достоинство поистинне беспредельно. И поэтому та благодать, которую Матерь Божия дает каждому любящему Её сердцу — тоже беспредельна. И она соответствует той любви, которую мать имеет к своему чаду. Отвечая любовию на любовь Божией Матери, сегодня и этот древний монастырь, обитель Царицы Небесной — наполнился не только инокинями за богослужением, но и морем народным, которые душою и сердцем чувствуют этот необычайный и радостный светоносный праздник этого благословенного дня. Недаром в акафисте Благовещению Пресвятой Борогородице, который является первым из всех написанных акафистов, поются замечательные слова: «Радуйся, Еюже радость воссияет. Радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшего Адама воззвание. Радуйся, слез Евиных избавление». Матерь Божия — это та заря Трисолнечного дня, перед Которой рассеивается всякая тьма неведения, уничтожается ложь, наступает заря истины, открывается самое начало нашего спасения и завершается страдание падшего человечества. Пророчески в книге Песнь Песней, Соломон голосом радости и изумления поет свою торжественную песнь: «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?..» (Песнь 6:10). И мы за сегодняшними прошедшими тремя Божественными литургиями и вчерашним вечерним Крестным ходом в воспоминание того радостного дня, когда Матерь Божия в чтимой иконе Боголюбской осияла нашу Владимирскую землю, вместе со всеми лики небесными и блаженными святыми Владимирской земли тоже восклицаем в духовном восторге от алтарей и многотысячных хоров наших: «Кто сия проницающая, аки утро?»… Ответ знает соборное сознание нашего русского православного народа: Святая Церковь наша жизнеутверждает, что заботой Пресвятой Богородицы настал теперь день и прошла ночь, исчезла ложь и снято всякое проклятие, на всех верных снизошла благодать. Мы восклицаем Матери Божией едиными устами: «Радуйся, райских дверей отверзение, радуйся, яко Небесное срадуется земным, радуйся, яко земная сликовствует Небесным». Именуя Матерь Божию «Зарёю таинственного дня», мы верим, что Матерь Божия может помочь и нам, конкретным людям, изменить пламень наших страстей, и быть верной всем Наставницей целомудрия, быть Исправлением человекам, и быть для нас беспредельным морем, потопляющим фараона мысленного — врага нашего спасения, диавола, который ищет нас погубить. Соломон говорит о Ней Святым Духом в книге «Песнь Песней»: «голова Твоя на Тебе, как Кармил…» (Песн. 7, 6). А Кармил — это высочайшая вершина, более близкая к Небу, чем к земле, и этим самым уже премудрый Соломон указывает пророчески, что Божия Матерь будет выше всякой человеческой суетности. Святой блаженный Иероним Стридонский свидетельствует, что каждому из избранников Божиих дается своя особенная благодать, но даётся лишь отчасти, а Деве Марии предоставлена вся полнота благодати. И Ей дано таинственное благодатное имя Мария, в котором имплицитно (внутренне) соединены все известные добродетели великих жен Ветхого Завета. По своей святости Дева Мария превосходит все невещественные и бестелесные лики ангельские, и поэтому Дева Мария, это как сад заключенный, куда не может проникнуть злоначальник, сатанинский змий, ибо, как свидетельствует Соломон в книге «Песнь Песней»: » Вертоград заключен — сестра Моя, Невеста»(Песн. 4, 12). И какая поистине огромная радость сегодня для нас чтить Матерь Божию, Которая явила для нас, жителей Владимирской земли, свое подлинное чудо — Боголюбскую Свою икону, перед которой мы можем молиться, чтобы отверзлись перед нами врата в Царство Небесное, которые были заключены перед человеками преслушанием наших прародителей, первых людей — Адама и Евы. Мы поем Деве Марии: «Радуйся, Еюже разрешися преступление, радуйся, Еюже отвержеся рай. Радуйся, ключу царствия Христова, радуйся, надежда благ вечных». Святая Церковь за каждым Богослужением употребляет ектинии — специальные прошения, обращенные к Богу, и в каждой ектинии в последней части прошения мы постоянно, за каждым Богослужением, твердим: «Пресвятую Пречистую Преблагословенную славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши, сами себе, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Другими словами, Церковь нам говорит: молись Христу Богу, всем святым, Его угодникам и особенно Пресвятой Богородице Деве от всей души и сердца своего, и предавай и поручай себя и всех, о ком молишь, Христу Богу. И Бог, для Которого все возможно, непременно сделает по нашему желанию и по нашей молитве. Он сотворит для нас все, о чём мы просим, если мы Ему себя поручаем и отдаем, Он сделает это нам непременно! — за то, что мы на Него надеемся и Ему вверяемся, потому как преданность наша Христу Богу более всего приятна Ему и сильнее всего перед ним о нас ходатайствует. Наш мир не пустой, и вместе с нами здесь, внутри монастырской ограды, хотя и предстоят многие сонмы святых ангелов и святых Господних, но, тем не менее, по свидетельству подвижников благочестия, и в самом святом месте, в любом храме и монастыре, нас окружают и полчища демонических сил, которые стараются отвлечь человека от молитвы и прославления имени Божия, всевая разные бесовские сомнения, и вкладывая в голову человека такие мысли, которые растлевают наш ум и нашу душу. Дверью нашего спасения является Пресвятая Дева Мария, Которая, как сказано в акафисте, «тлителя смыслов упражняющая», следовательно, Матерь Божия, по нашему к Ней молитвенному обращению, способна отогнать от нас темных духов, которые растлевают подлинный смысл нашей жизни и то, что мы должны созидать в своей душе, и к чему мы призваны от самого своего рождения и святого крещения. Акафист сравнивает Пресвятую Богородицу с молнией, которая душу просвещает, и среди мрака наших падений молитва, обращенная к Божией Матери, может быть подлинным светом всякой души, которая к Богу стремится.

Мы читаем о Божией Матери, что в Ней мы зрим «Светоприемную Свещу, сущим во тьме явльшуюся», зрим «Святую Деву, невещественный бо вжигающи огнь», и Которая «наставляет к разуму Божественному вся» всех тех из нас, которые обращаются к Богу песнями своих молитв и уповают на Его милосердие и милость Пресвятой Богородицы. Мы часто обращаемся к Божией Матери со словами: «Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Мария Господь с Тобою», и когда мы так к Ней обращаемся, мы должны всегда помнить, что и мы с Вами всегда были бы радостны духом, сердцем и умом, если бы не забывали, что Господь с нами, что Он близко, рядом, что Бог ближе нам, чем наши собственные кости. Когда Архангел Гавриил сказал такие слова Пресвятой Богородице: «Радуйся, благодатная Марие», то немедля тут же прибавил, что с Нею Господь, прибавил, чтобы Она радовалась. Также и нам всегда, чтобы мы были веселыми, радостными и спокойными, надлежит помнить, что Господь с нами. А с кем Господь — Источник нашей радости и счастья, тот не может не радоваться. А когда мы забываем об этом, что Господь с нами, то делаем это только потому, чтобы можно было грешить, ведь при мысле о Боге слишком страшно человеку согрешать. А непрестанная память о Боге и Заступнице рода христианского Пресвятой Богородице — мешает нам грешить, и располагает сердце к раскаянию и личность человека к изменению его ума. Матерь Божия слышит молитвы не только святых старцев, но и ещё очень юных, и, порой многострастных, которые блуждают во тьме греха и в распутиях порока, но только если они усердно ищут истину, и, найдя свою дорогу в Церковь, стремятся изменить себя и научиться Божественной премудрости. В Притчах царя Соломона говорится: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6). И Церковь наша, как чадолюбивая Мать, проповедует всем: и юным и старым, и учит, что Особую милость кающимся грешникам подает Пресвятая Богородица, Которая, как море, Беспредельное и Неисчерпаемое, раздает благоговейно чтущим Её — Силу Своей благодати, усвоенную Ею от Бога, и Она более всех Ангелов имеет дерзновение у Бога и Сына своего, как Матерь христиан, оказать нам, своим детям, множество благодеяний. А благоговейная любовь к Пресвятой Деве Марии прививается человеку при его упражнениях в молитве и посте, когда мы призываем имя Божие, и когда мы стараемся воздерживаться не только от яств, но и от греха, не только от мяса и молока, но и от плотских страстей. И все мы сегодня, в день первый Петрова поста, обновляемые покаянием, постом и молитвой, в присутствии Пресвятой Девы Марии — Царицы Неба и Земли, с сердечным упованием и сокрушением о грехах своих, молимся Пресвятой Владычице нашей Богородице, чтобы Она всегда была нашей Молитвенницей и Предстательницей, как и обещала народу Богоспасаемой земли Владимирской, перед Сыном своим и Богом нашим. Аминь.

Источник: http://www.eparh33.ru/