В храме великомученицы Ирины открылась выставка резных икон «Небесное Воинство»
12 июня 2022 года в храме великомученицы Ирины (Представительство Белорусского Экзархата) открылась выставка резных икон «Небесное Воинство» из коллекции В.А.Абрамова.
Перед открытием выставки был отслужен молебен на начало всякого доброго дела.
На открытии выставки присутствовали: настоятель храма великомученицы Ирины архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, владелец коллекции икон В.А Абрамов, сотрудница музея Андрея Рублева С.В.Гнутова, гости, священнослужители и прихожане храма.
Выставка, которая расположена в нижнем приделе храма, открыта для посещения до 1 сентября 2022 года.
г.Москва, ул.Ф.Энгельса, 38, м.Бауманская
+ 7 (499) 261 75 40
Храм открыт с 7.00 до 20.00 ежедневно.
_________
С раннего времени большинство святых воинов почитались в качестве мучеников. С VIII-IX века складывается традиция их особого прославления в мученическом чине. Они изображались в длинном хитоне и накинутых поверх плащах, с крестом в руке.
Ко времени крещения Руси иерархия небесных покровителей воинства состояла из нескольких чинов святости. Сонм ангелов, предводительствуемых архангелом Михаилом, составлял Небесное воинство. Как воины Христовы издавна прославились воины-великомученики, претерпевшие жесточайшие мучения за веру в эпоху гонений на христианство, и воины-мученики византийского времени. К ним примыкает особый чин русских святых князей-мучеников, подобно первым русским святым Борису и Глебу, или неустрашимым защитникам Отечества, как Александр Невский. Особо почитались более редкие в древнерусском искусстве праведные библейские военачальники, подобно Иисусу Навину или царю Давиду.
Архангел Михаил прославился как защитник и покровитель византийских императоров и древнерусских князей, многие из которых были крещены в его честь. Во имя архангела основывались монастыри и храмы, его образ запечатлен на императорских знаменах и княжеских стягах. Его облик описан на страницах «Повести временных лет» «…ангелы наши защитники, когда мы воюем с противными нам силами, а начальник им архангел Михаил…лицо его, что молния, и глаза его, что свечи, и голос его , будто голос множества народа». Почитание небесного воинства и молитвенное обращение к нему за помощью нашли отражение в богослужебной практике Православной Церкви.
Святые воины-великомученики – Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Федор Стратилат и Федор Тирон, Артемий, Мина Египетский, Никита, Евстафий Плакида, Иаков Персидский, Меркурий и Прокопий – издавна почитаются в православной традиции. Мужественно претерпев мучения за веру, они прославились как истинные воины Христовы, имеющие благодать защищать от врагов видимых и невидимых. Воинов-великомучеников выделяли в храмовых росписях и иконописи, медальоны с их образами носили на груди, им молились как защитникам, способным своим оружием и ратным искусством спасти в годины разрушительных бедствий и в житейских несчастьях.
Одним из самых известных христианских святых во всем мире является Георгий. Его почитание устанавливается сразу после кончины в 303 году. Храмы, посвященные Георгию, возникают с IV века по всей Римской империи, в Византии, Палестине, Сирии. Главным центром поклонения был храм в Лидде с его посвящением. На Руси святой Георгий почитался как покровитель княжеской власти. Великий князь Ярослав Мудрый, в крещении Георгий, построил во имя своего небесного покровителя церковь в Киеве. В честь него построен Юрьев монастырь в Новгороде, церкви в Старой Ладоге, во Владимире, собор в Юрьеве-Польском и др. В древних памятниках св. Георгий преимущественно изображается как воин-мученик с крестом в руке. С X-XI века появляются его изображения в полном вооружении. На диесусных иконах святой традиционно представал в мученическом одеянии, обычно симметрично святому Димитрию Солунскому. Большое распространение получил сюжет «Чудо Георгия о змие», наиболее ранние изображения которого встречаются в каппадокийских и грузинских храмах X-XI веков. В древних храмах используется краткий извод, представляющий Георгия разящим змия. Для более поздних произведений характерно изображение деталей рассказа.
Великомученик Димитрий Солунский с раннехристианского времени почитался как покровитель Фессалоник. Его помощи приписывали спасение города от вражеских нападений и разрушительных бедствий. Уже в V веке в город Фессалоники к мощам святого Димитрия совершались паломничества. В Константинополе насчитывалось 9 церквей во имя святого и один монастырь. На руси великомученик почитался как покровитель ратников и защитник Отечества. Святому был посвящен Дмитриевский монастырь в Киеве, построенный в 1051 году князем Ярославом, сыном Ярослава Мудрого. В ранних византийских изображениях Димитрий изображался в патрицианских одеяниях. На Руси иконографический тип Димитрия-мученика был принят в основном для деисусных икон. Как воин Димитрий представлен в ряде русских икон XV-XVII веков. С Куликовской битвы устанавливается обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед днем памяти святого Димитрия (26 октября / 8 ноября). Позже этот обычай был распространен на всех усопших православных и день стал называться Димитриевской родительской субботой.
Образы весьма почитаемого великомученика Евстафия Плакиды на Руси встречаются в основном в программе храмовых декораций.
Воин мученик Христофор в византийских и древнерусских памятниках до XVI века традиционно изображался как молодой человек. Почитание Христофора значительно возрастает на Руси с XVI века. Святой прославился как защитник от заразных болезней и эпидемий: посвященные ему церкви были построены во время мора 1533 года в Новгороде и 1572 года в Москве. В этот период получает распространение вариант иконографии Христофора с песьей головой, который сложился под влияние легендарных сказаний о его происхождении из племени песьеглавцев: так он написан во фресковых росписях церкви Успения в Свияжске и на юго-западном столпе Архангельского собора Московского Кремля. Вид святого в воинских доспехах и с песьей головой воспринимался как образ надежного защитника, которого убоятся все темные силы. Необычность звероподобного облика не раз вызывала осуждение церковных властей.
Со времен Киевской Руси большинство почитавшихся русских святых воинов были князьями. Защита Русской земли являлась неотъемлемым правом и священной обязанностью князя. Уже в XI веке в древнерусской письменности появляются сочинения о житии и чудесах первых русских святых – благоверных князьях Борисе и Глебе, которые воспринимались как покровители Отечества. Их подвиг уподоблялся добровольному восшествию на крест Христа Спасителя. В домонгольский период центром почитания святых князей-страстотерпцев являлась посвященная им церковь в Вышгороде, куда совершались паломничества. Древнейшие их образы дошли до нас в произведениях мелкой пластики X- первой половины XII века.
В русской национальной традиции одним из наиболее чтимых князей-воинов был преподобный Александр Невский. Официальная канонизация князя состоялась на соборе 1547 года. Изображения Александра появляются в XVI веке после его канонизации.
Святого князя Димитрия Донского также издавна чтят как защитника Русской земли. Официально его канонизация состоялась в 1988 году. Изображения князя присутствуют на житийных иконах русских святых – в клеймах икон преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, преподобного Димитрия Прилуцкого. Дмитрий Донской, готовясь к походу против ордынцев, испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на куликовскую битву.Святой дал ему в подкрепление двух иноков – Пересвета и Ослябю, принявших постриг в обители с именами Александр и Андрей. Перед началом Куликовской битвы в день праздника Рождества Богородицы Пересвет принял вызов богатыря Челубея из войска Мамая. Челубей и Пересвет одновременно ударились копьями, упали с коней и скончались. Затем началась битва, во время которой видели вместе с русским войском сражающихся архангела Михаила, великомучеников Георгия и Димитрия. Время местной канонизации Пересвета и Осляби неизвестно. В XVII веке их имена уже были внесены в святцы. Общецерковное прославление состоялось в 1988 году на соборе Русской Православной Церкви.
Оружие воина – щит и меч – пользовались большим уважением. Как великую святыню хранил меч святого Бориса князь Андрей Боголюбский. Князь Довмонт перед походом на врагов клал меч на престол храма Святой Троицы. После смерти меч находился над его гробницей.
Молитвенное обращение к небесным покровителям можно проследить и в наши время. Например, многие советские воины, сохраняли на груди текст «победительного» 90 псалма «Живый в помощи Вышняго…».
На выставке экспонируется лишь малая часть образов святых, получивших известность на Руси. Изображения многих воинов, весьма почитаемых в христианском мире, дошли до нас в основном в росписях древних храмов, в составе рукописных и иконописных миней.