Как человек узнает волю Божию. Старец Иосиф Ватопедский

Упорным взысканием ее и отречением от собственной воли, ведь и Господь отрекся Себя, оказав абсо­лютное послушание Отцу.

Бог не подвержен ни страстям, ни ошибкам, ни скрытый какой-либо умысел Им не движет, ибо Он — всемо­гущ. Знающий все прежде, нежели со­вершиться им, Он безошибочно откры­вает Свою волю либо частично, либо полностью, исходя из возникающей не­обходимости и имея ввиду поддержа­ние бытия и безопасность творений.

Под влиянием несовершенства и преходящего, подверженного изме­нениям естества, творения приходят в столкновения с Божественной во­лей по той причине, что зачастую по­следняя не согласуется с их интере­сом и целями. Как производное от Первопричины, твари сами по себе, вне Творца не могут достичь лучшего, совершенного состояния. Этот, вопло­щенный в деле, Промысел совершен по своей природе, поскольку исходит от всесовершенного Бога и по-другому называется Божественной волей.

По причине порчи и изменения, которым мы подверглись, Божествен­ная воля, находясь в сфере домостро­ительства, стала подвижной и может изменяться, но упразднить ее невоз­можно, а лишь преобразовать, что и происходит ради нашей немощи, по­ка не придем в состояние равновесия.

В отношении нашей разумной природы Божественной воле угодно, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Однако равнодушие или слабость, или скудо­умие человека заставляет Божествен­ную волю менять свои намерения в на­шем отношении, что неопытных и не­знающих приводит в неудовольствие и уныние. Зная о том, что воля Божия безошибочна, мы не должны испыты­вать неудовольствия или роптать и от­ступать, но признать свои прегрешения и с верою подчиниться Промыслу.

Если «ни одна йота и ни одна черта не прейдет» (Мф. 5:18) и если «у вас и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30), какое мы имеем право жаловаться на кажущиеся нам нестро­ения, что случаются с нами в этом жалком состоянии? Как то описывает апостол Павел: «Так ли вы несмысленны, что начав духом, теперь оканчива­ете плотью» (Гал. 3:3)? Мы видим лишь настолько, насколько нам позво­ляет зрение и все решения и планы принимаем на основании наших собст­венных суждений и заключений.

Не так Бог. Он, промышляющий о всей твари, Своих решений не отме­няет, но изменяет способ действия отдельных составляющих и даже от­дельных людей, для того, чтобы все устроить с наибольшей для нас пользой.

Познание Божественной воли за­висит в значительной степени от лич­ных наших усилий в поиске ее, от то­го, насколько мы отреклись от своей воли, несовершенной и страстной, и насколько следуем совету Церкви: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут те­бе» (Втор. 32:7).

Чистая совесть и решимость со­блюдать с величайшей точностью то, в чем обещались Богу, так как ничего не ускользает от «испытующего серд­ца и утробы» (Пс. 7:10)у дают нам возможность часто узнавать Божест­венную волю, поскольку в обоих слу­чаях мы приближаем милость Божию. Если есть в человеке действительно страх Божий, сострадание и милосер­дие, словом, все, что приятно Богу, тогда Он не скрывает Своей воли от тех, кто живет любовью, ибо и Сам есть Любовь.

Хорошо было бы, если б человек избегал просить у Бога открыть ему волю Свою грубым чувственным обра­зом, как, к сожалению, поступают не­которые, потому что из-за нашей гор­дости мы можем легко соблазниться и поверить той информации, которую нам даст сатана.

Источник: старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. Ответы афонского старца на вопросы паломников. — Спб., 2004.