«Любить — значит жалеть»

 

24 октября 2021 года в православном просветительском центре при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке прошел вечер памяти протоиерея Димитрия Смирнова. 21 октября исполнился год со дня его кончины.

Вечер собрал многих людей из числа тех, кто знал и любил отца Димитрия: его семью, друзей, прихожан и сотрудников. Об обширной и активной пастырской и общественной деятельности отца Димитрия — о возрождении храмов, создании прихода, окормлении военнослужащих, создании гимназии, детского дома, кадетского корпуса, спасении жизни младенцев и защите семьи — собравшиеся рассказывали сквозь призму личных историй, порой очень пронзительных и щемящих. Замечательно настроил на воспоминания подготовленный в приходе отца Димитрия фильм — его показали в начале вечера. В фильме прозвучал и собственный голос отца Димитрия — фрагмент его проповеди о любви, той любви, которая скрывалась за неизбывной и остро выражаемой пастырской тревогой отца Димитрия: «Любить — это значит жалеть. Не переживать, а пожалеть: человек устал — возьми на ручки и понеси, это же просто; человек страдает — утешь, попробуй что-то исправить. Ты можешь объездить все святыни и монастыри, но христианство не в этом — это все механическое, а все процессы должны происходить внутри сердца — именно там любовь. И Господь этой любви от нас этого ждет — во-первых, к Нему, а во вторых, друг ко другу».

Среди выступавших на вечере были и преподаватели Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — ректор протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Александр Салтыков, протоиерей Алексий Емельянов, знавшие отца Димитрия многие годы и с трепетом вспоминающие последнюю общую встречу на юбилее владыки Пантелеимона (Шатова) в сентябре 2020 года в Никольском, куда отец Димитрий приехал, несмотря на болезнь — увидеть друзей и проститься.

Декан факультета церковных художеств отец Александр Салтыков сказал на вечере памяти, что отец Димитрий «был очень яркой звездой на нашем небосклоне, но, главное, явил нам пример христианского свидетельства — понятия, употребляемого часто и официально, но которое трудно явить. Отец Димитрий был примером этого свидетельства перед людьми разного уровня, социального положения и развития. Это свидетельство он нес каждому. Как это у него получалось, я не знаю. Но он действительно был такой звездой, которая излучает свет во все стороны и всем».

Нашему университету есть за что выразить особую благодарность отцу Димитрию. В начале 1990-х годов именно он нашел место — кинотеатры на Олимпийском проспекте и Красной Пресне — для занятий общедоступного лектория, а затем Богословско-катехизаторских курсов, которые впоследствии выросли в ПСТБИ. Отец Димитрий входил в Ученый совет будущего университета, проводил семинары по Новому Завету, а затем несколько лет вел такой удивительный предмет, как «Святоотеческое чтение». Первые курсы, у которых появился этот семинар, обсуждали вместе с отцом Димитрием «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца. Для следующих курсов он выбрал «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, отмечая, что эту книгу христианину желательно перечитывать ежегодно. Эти семинары запомнились не столько выразительной манерой поведения и речи отца Димитрия, сколько его умением остро ставить вопросы и подводить собеседника к самостоятельным ответам о принципиально важных в духовной жизни вещах — что такое грех, смирение, любовь. Некоторые студенты, уже закончив этот курс, продолжали ходить на семинары отца Димитрия с другими потоками. Были и исключительные случаи, когда отец Димитрий соглашался — несмотря на колоссальную занятость — продолжать семинары с отдельными группами в частном порядке, вне учебного процесса, и на этих семинарах, проходивших в храме святителя Митрофана Воронежского, студенты вместе с отцом Димитрием читали «Лествицу», а затем — «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина.

Со временем у отца Димитрия появилась в ПСТБИ новая должность — он стал проректором по воспитательной работе. Ирина Владимировна Щелкачева, секретарь Богословско-катехизаторских курсов и референт отца ректора, вспоминает, что в этой роли отец Димитрий убедительно явил свой талант общения, умения достучаться до человека и через беседу привести студента, нарушившего учебную дисциплину или нормы христианского поведения, к раскаянию.

В дальнейшем отец Димитрий полностью сосредоточился на преподавании в Академии ракетных войск стратегического назначения и отошел от учебной и воспитательной деятельности в ПСТБИ. Но еще долгое время отец Димитрий, как и другие отцы-основатели, стоявшие у истоков Университета, считался почетным членом Ученого совета.

Недавно, 21 октября, на встрече со студентами отцу Владимиру Воробьеву задали вопрос: «Вам не хватает отца Димитрия?» Тогда он ответил коротко, но на вечере памяти отец ректор вернулся к этому вопросу и сказал: «Конечно. Мне его очень не хватает. Но наше общение в молитве не прерывается. Я молюсь за отца Димитрия. Надеюсь, что он тоже нас не забывает».

Пресс-служба ПСТГУ

Фотографии предоставлены мультиблогом протоиерея Димитрия Смирнова