Митрополит Волоколамский Иларион: Упоминание Бога в Конституции отражает консенсус всех традиционных религий России
27 июня 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на канале «Россия-24», мы задаем вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: В России началось голосование по поправкам в Конституцию. Официальная дата — это 1 июля, но отдать свой голос можно уже на этой неделе. Поправок много, некоторые из них разрабатывались при участии Церкви. Хотелось бы спросить у Вас, какие именно поправки?
Митрополит Иларион: Поправки разрабатывались при участии всех традиционных конфессий Российской Федерации. Прошло специальное заседание Межхристианского консультативного комитета, который объединяет все христианские конфессии, представленные в России, и Межрелигиозного совета России, объединяющего традиционные религии нашей страны, включая Православие, ислам, иудаизм и буддизм. На этом объединенном заседании было принято обращение к законодателям с призывом о внесении поправки с упоминанием Бога, и эта поправка была внесена. Таким образом, поправка отражает консенсус всех традиционных религий Российской Федерации, что очень важно подчеркнуть: это не только Русская Православная Церковь. Даже буддисты на заседании поддержали эту поправку, несмотря на то, что в буддизме представление о Едином Боге, Творце неба и земли, отсутствует.
Бог — это регулятор нравственности. Если отсутствует Бог, значит, отсутствует некая абсолютная основа для нравственных ценностей. Например, в поправках, которые внесены в Конституцию, еще очень важно то, что государство поддерживает семью как союз мужчины и женщины. Известно, что сейчас в разных странах вводятся законодательные нормы, которые расширяют понятие семьи, и в некоторых государствах семьей теперь можно называть союз между двумя мужчинами, между двумя женщинами или какой-то еще более фантасмагорический противоестественный союз. Так вот, в нашем законодательстве закрепляется основополагающий принцип, на котором веками строилось человеческое общежитие. Принцип, согласно которому семья — это союз мужчины и женщины.
Важно также, что особой строкой в Конституции закреплено право детей на защиту со стороны государства. Церковь также горячо поддерживает и целый ряд других поправок, направленных на социальную сферу и касающихся благосостояния людей. Например, впервые в Конституции будет зафиксирован принцип, согласно которому зарплата человека не может быть меньше прожиточного минимума. Это очень важно, потому что будет обязывать всех работодателей платить людям, по крайней мере, по минимуму. Конституционно закреплен принцип индексации пенсий, это тоже очень важно, потому что у любого правительства в последующие годы могут возникнуть ситуации, когда очередной финансовый кризис приведет к тому, что по этой статье невозможно будет проиндексировать пенсии. Теперь невозможно будет не индексировать пенсии, поскольку этот принцип прописан в Конституции.
Е. Грачева: Владыка, Вы сейчас заговорили о том, что на Западе размывается понятие семейного института. Не знаю, читали ли Вы произведение «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, но звезды этого фильма в едином порыве выступили против создательницы этого книжного оригинала писательницы Роулинг из-за того, что ранее она негативно высказалась в адрес трансгендеров. Точнее, она категорично высказалась о таком понятии как «человек с менструацией» как замена женщине: ее это возмутило. Она стала из-за этого объекта нападок. Слава Богу, мы живем не в Америке, у нас женщины — по-прежнему женщины. По Вашему мнению, далек ли апокалипсис, когда запретят вообще разделять людей в разговоре, в медиа, в социальных сетях на мужчин и на женщин?
Митрополит Иларион: По крайней мере, нашей стране это не грозит, как показывает наша Конституция и те поправки, которые предлагаются. У нас будет сохраняться традиционный семейный уклад, в нашем обществе будут сохраняться понятия мужчины и женщины. Трансгендеры и представители сексуальных меньшинств не будут подвергаться каким-то гонениям, но и этот образ жизни не будет пропагандироваться, как происходит сейчас на Западе. Мы выступаем не за то, чтобы какие-то люди подвергались гонениям за свой образ жизни. Мы в Церкви выступаем за то, чтобы не размывались те абсолютные нравственные нормы, на которых веками строилась жизнь людей, которые позволяли людям плодиться и размножаться. Сейчас на Западе происходит размывание нравственной основы человеческого бытия, причем очень быстрыми темпами.
Е. Грачева: Владыка, есть еще понятие «мягкая сила», есть маркетинг и т.д. Идея ЛГБТ очень хорошо продается и продвигается. Вчера у меня был разговор с владельцем американского бренда одежды на территории России. Сейчас они ждут поступления коллекции, которая полностью посвящена правам меньшинств: там будет ЛГБТ-раскраска, радуга и т.д. Он не в восторге от этой коллекции, о чем мне честно сказал. Он вообще не очень уверен, что в России она будет пользоваться большим спросом, но это международная политика компании и он как представитель бренда в России должен на нее отвечать. Как быть с влиянием, которое к нам приходит извне? Запретить его, очевидно, невозможно.
Митрополит Иларион: Я думаю, что есть способы вполне легального противостояния такому влиянию, потому что по сути речь идет о пропаганде образа жизни, который является нездоровым. Например, у нас запрещена пропаганда курения, и, как мы говорили в одной из недавних передач, в каждом фильме, где демонстрируется курение, теперь существует надпись: «Курение вредит вашему здоровью», даже если речь идет о фильмах, созданных много десятилетий назад. Так почему не может быть каких-то ограничительных норм, которые запрещали бы пропаганду нездорового и противоестественного образа жизни, в том числе через подобного рода коллекции?
Однажды я и сам оказался жертвой подобного рода пропаганды: я пришел на встречу с высокопоставленной чиновницей министерства иностранных дел Великобритании, дело происходило в Лондоне. Я с ней побеседовал, мы расстались, а потом мне показали фотографию нашей беседы, и оказалось, что между мной и ей на столике стоял флаг ЛГБТ. Оказывается, эта дама является пропагандисткой такого образа жизни, и у нее в кабинете стоит такая символика. Но мне не пришло в голову, сев в это кресло, осматривать, что стоит вокруг, я просто не заметил этого флажка. Тем не менее, пропаганда такими, на мой взгляд, нечестными способами сейчас ведется. Я очень надеюсь на то, что в нашей стране ничего подобного не будет.
Е. Грачева: В этой связи возникает вопрос — возвращаясь к теме Джоан Роулинг и к определению того, кто в современном западном мире мужчина, а кто женщина, — по каким признакам их разделяют? Ведь если эта граница нивелируется, размоется, если нет мужчин и женщин, то, получается, нет и запретного плода, нет блуда, прелюбодения, мужеложства. К чему тогда это приведет?
Митрополит Иларион: Традиционные религиозные конфессии всегда стояли, стоят и будут стоять на защите того, что является не просто религиозным нравственным учением, но относится к сфере общечеловеческой нравственности. Сейчас некоторые деятели либерализма, особенно на Западе, очень недовольны Церковью и тем, что Церковь защищает традиционные идеалы. Но ведь мы защищаем эти идеалы не потому, что они традиционные, не потому, что они укоренены в прошлом, — просто мы знаем (и, может быть, лучше, чем некоторые политики), как и из чего складывается жизнь людей, в том числе из чего складывается их благополучие. Мы знаем, как, например, влияет на людей семейное счастье. Мы, священнослужители, постоянно общаемся как с теми, у кого счастливые семьи, так и с людьми, у которых есть семейные проблемы.
Нравственность, которую предлагает сегодня Церковь и другие традиционные конфессии, с одной стороны, очень реалистична, потому что она исходит из опыта жизни людей. С другой стороны, она направлена на защиту жизни людей и на то, чтобы сделать людей полноценными и счастливыми. Действительно, существуют такие проблемы, как гомосексуализм, то есть влечение какого-то человека к представителю своего пола. Но проблемы подобного рода решаются, и не обязательно только путем внесения законодательных норм, которые разрешают или пропагандируют подобного рода образ жизни. У Церкви накоплен очень большой опыт пастырской работы, в том числе и с людьми, которые имеют подобного рода наклонности.
Я думаю, очень важно, что сейчас в России законодатели прислушиваются к голосу традиционных конфессий, ведь если мы пойдем по тому пути, по которому пошло западное общество, то это путь вседозволенности. Об этом говорил в своих романах Ф.М. Достоевский, он предупреждал о том, к чему это может привести. И крылатая фраза Достоевского, которая является парафразом того, что он говорил: «Если Бога нет, то все позволено», как раз и предостерегает от того развития событий, которое сегодня происходит на Западе.
Е. Грачева: Владыка, в завершении американской темы и протестов в стране хотелось бы у Вас спросить: в западных СМИ сейчас обсуждают, что эти протесты посеяли серьезный раздор между президентом США Трампом и Папой Римским. Вам, наверное, об этом известно чуть больше. Соответствует ли это действительности? Если да, то в чем предмет раздора?
Митрополит Иларион: Папа Римский как религиозный лидер выразил справедливую озабоченность тем полицейским произволом, который стал причиной протестов, захвативших сейчас всю Америку. Я думаю, речь не может здесь идти о каком-то личном конфликте. Думаю, речь идет о позиции религиозного лидера, которая была озвучена в публичном пространстве. Она может кому-то нравиться больше, кому-то — меньше, может вообще не нравиться, однако долг религиозного лидера в том, чтобы откликаться на подобного рода события. И Папа Римский в данном случае исполнил свой долг.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за то, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Здравствуйте, владыка! Вы говорите, если человек страдает, то эти страдания посылает ему Господь, чтобы он духовно очистился. А как же быть с маленькими детьми? Для чего им Господь дает страдания и тяжелые болезни?
Митрополит Иларион: Это непростой вопрос, на который нет и не может однозначного ответа, потому что мы не можем взглянуть на собственную жизнь из перспективы Бога. Мы смотрим на нее только из своей человеческой перспективы. И в нашей человеческой перспективе все просто: если человеку хорошо, значит ему хорошо; если он болеет, значит ему плохо; если он грешник, то надо, чтобы Бог его наказал, а если праведник, то чтобы Бог его вознаградил. Но с точки зрения Бога все обстоит иным образом, и мы не можем увидеть свою жизнь из этой перспективы, поэтому не можем до конца понять смысл страданий. Мы можем сказать о себе, для чего нам нужны страдания. У каждого из нас есть грехи, страсти или пороки, и каждого из нас Господь призывает к покаянию. Иногда этот призыв к покаянию звучит для нас через скорби, которые нам посылаются, через болезни, которые нас постигают.
Если говорить о детях, о невинных людях, о тех, которые не совершили какого-то личного греха, то мы до конца не знаем, почему Бог посылаем им это испытание, но можем увидеть, для чего это испытание посылается окружающим людям. Мне доводилось посещать центры, где проходят реабилитацию дети, страдающие церебральным параличом, общаться с врачами, которые занимаются с этими детьми, говорить с родителями. С одной стороны, я понимал, сколько горя приносят взрослым болезни детей. С другой стороны, видел, какой глубокий ответ вызывают эти дети во взрослых людях, сколько любви иной раз вкладывают в них мамы и папы. Может быть, один такой ребенок может спасти несколько десятков человек вокруг себя — тех людей, которые будут о нем заботиться, будут ради него жертвовать своим временем, своим душевным комфортом, будут отдавать ему свои силы и свое сердце. Поэтому всякий раз такой вопрос нужно задавать не только из перспективы одного конкретного человека, но и тех людей, которые его окружают. Такой больной ребенок помимо того, что через эти страдания сам достигнет спасения, может еще стать и спасителем для окружающих его.
Вопрос: Владыка, 25 лет назад удочерили девочку из детдома и сразу же взяли сына родственников, которые выпивали, так как там есть ребенку было нечего. Так и жили, занимались воспитанием и работой. Девочка оказалась инвалидом, а мальчик хорошо учился, женился. Попросил кредит взять на авто, взяла, он платил, присылал подтверждения. Прошел год, и вдруг я на сайте приставов вижу, что банк требует 520 тысяч из-за длительной просрочки. Сын, оказывается, все время мне врал. Переговоры по телефону, слезы, просьбы — все без толку. Скоро приставы приедут к 90-летней маме, мы у нее прописаны. Денег нет, кредит мне, естественно, не дают. Отнимать будут дом. Получается, что мы должны были не брать к себе ребенка? Зачем мы пожалели ребенка? Кто нас толкнул на это?
Митрополит Иларион: Я хотел бы вам сказать, что никогда не надо раскаиваться в том, что вы когда-то сделали доброе дело. То, что происходит сейчас, — это не последствия того доброго дела, которое вы сделали четверть века назад, а реальность, с которой вы сейчас столкнулись, и вам нужно найти способ ответить на этот вызов. Ведь то же самое может происходить и происходит у людей, которые имеют собственных детей. И тогда человек, если, например, выросший ребенок ведет себя не так, как надо, если он плохо относится к своим родителям, он ведь тоже может сказать: а надо ли было давать жизнь ребенку?
Когда мы делаем какое-то доброе дело, например, даем жизнь ребенку либо усыновляем или удочеряем кого-то, мы всегда идем на определенный риск, потому что человек — существо непредсказуемое. Но за доброе дело человек никогда не будет наказан, и даже если он в этой жизни пострадает, то в будущей жизни будет вознагражден. Я очень надеюсь на то, что ваши проблемы разрешатся. Очень надеюсь на то, что вы либо получите кредит, либо найдете способ расплатиться с тем кредитом, который сейчас получен. Если вы член церковной общины, то я думаю, что вы можете обратиться к священнику, к прихожанам. Церковь, конечно, не оставит вас в беде. И никогда не раскаивайтесь в том, что вы когда-либо сделали доброе дело — за него вы получите награду.
Вопрос: Владыка, у сына выпускные и вступительные экзамены. Я не думала, что все это будет сопровождаться таким нервным напряжением. Как успокоить ребенка, который только и думает о том, что все подумают, если он плохо сдаст экзамен и не поступит? Мы никогда не давили на него, но вокруг — культ успешности.
Митрополит Иларион: Я думаю, прежде всего, нужно помочь ребенку подготовиться к экзаменам, создать максимально благоприятную для него атмосферу, потому что нервное напряжение ни к чему хорошему не приводит, а вот тщательная подготовка позволяет ребенку сдать экзамены — и выпускные, и вступительные. Во-вторых, конечно, нужно дать возможность ребенку самому осознать, что жизнь не кончается ни на выпускных экзаменах, ни на вступительных экзаменах. Экзамены — не то, что невозможно исправить. Во многих случаях человек, не сдав экзамены, либо их пересдает позже, либо находит возможность для поступления в другой вуз.
Поэтому я думаю, что вам и нужно сейчас работать с вашим ребенком, исходя из этих двух основных принципов. С одной стороны, помочь ему максимально тщательно подготовиться к экзамену, не надеяться на авось, на какие-то шпаргалки или на то, что получится списать у соседа, потому что, как правило, в современных условиях это уже все не работает — все эти старинные методы сдачи экзаменов. С другой стороны, нужно успокоить ребенка и сказать ему, что даже если он не сдаст экзамены, жизнь на этом не кончится: вы как родители все равно будете продолжать его любить, и он найдет другие возможности для того, чтобы получить достойное образование.
Я хотел бы закончить эту передачу словами апостола Павла из первого послания к коринфянам: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:2-3).
Я хотел бы пожелать вам всего доброго. Берегите себя и своих близких, и да хранит вас всех Господь.