«Могучий Сашка!» Светлой памяти отца Александра Агейкина
21 апреля 2020 года преставился ко Господу протоиерей Александр Агейкин. На девятый день после кончины приснопамятного отца Александра редакция публикует воспоминания об усопшем насельника московского Заиконоспасского монастыря иеромонаха Иоасафа (Петровых).
«Могучий Сашка!» — такой вспоминается отзыв об о. Александре Агейкине приснопамятного отца Петра (Афанасьева), когда в конце 2009 года я, практикант, проходивший пресвитерский сорокоуст в Храме Христа Спасителя, передавал поклон ему от тогда протодиакона Александра.
С тем, что отец Александр могучий, охотно согласится каждый, кто его знал, видел и слышал. О таком говорят: статный, крепкий — плечи богатырские, руки сильные. А Сашкой назвал его отец Петр, думается, вот почему.
В 90-х годах ХХ века отца Петра, а вернее тогда еще иерея Александра, называл Сашкой при встрече архимандрит Кирилл (Павлов), он еще подзадоривал: «Когда монашество примешь, Сашка?»
Очевидно, что отец Петр назвал протодиакона Александра Сашкой тоже ласково, памятуя о том, сколько любви было в этом обращении отца Кирилла к нему самому.
Не один раз передавал я им поклоны и добрые пожелания друг от друга в течение своей богослужебной практики. Как-то спросил о. Александра, что его связывает с о. Петром. Протодиакон вспомнил, как однажды перед привезенной святыней, установленной для поклонения в Храме Христа Спасителя, отец Петр (тогда еще игумен) со своим незабвенным хором «Благозвонница» служил молебен с акафистом.
— Нас хоровым пением нельзя удивить, — сказал о. Александр, имея в виду диаконов Храма Христа Спасителя. — Но как они тогда пели! Сила, мощь, проникновенность этого пения волновали и покоряли души. Запомнились и возглавляемый о. Петром хор, и его сердечные моления.
В свою очередь отец Петр высоко ценил протодиаконское искусство и певческий талант протодиакона Александра. Видя их теплое взаимопритяжение, я продолжал передавать им друг от друга поклоны и благопожелания.
Конец 2009 года запомнился еще убийством 20 ноября иерея Даниила Сысоева. Сороковой день приходился как раз на день памяти его небесного покровителя — пророка Даниила.
30 декабря после Божественной литургии, которую на буднях совершали тогда в связи с росписью центрального храма, в Тихвинском приделе мне выпала череда служить панихиду. Уже ожидавший меня протодиакон Александр объявил, что желает сослужить панихиду по иерею Даниилу. Мне было отрадно, что патриарший протодиакон смиренно испрашивает благословение и сослужит со мной, молодым практикантом. И все, что должно было ему совершать: произносить прошения, петь вечную память, совершать каждения, — все это делал он величаво. Вот почему отец Петр так высоко ценил протодиаконское искусство и певческий дар отца Александра.
Возможно, о. Александра с о. Даниилом связывало что-то мне оставшееся неизвестным. Надо сказать, что в том году были убиты (скорее всего на бытовой почве) еще два священника: протоиерей Александр и протоиерей Анатолий. Но убийство о. Даниила впечатлило многих по-особенному.
Мой сорокоуст быстро пролетел. 2 декабря 2010 протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя, по просьбе отца Петра благословил завершить мое служение в соборе и вернуться в обитель.
Спустя некоторое время случайно пересеклись наши пути с отцом Александром близ Храма Христа Спасителя. Тогда он мне сказал, что готовится к изданию четырехтомник «Времена года» — сборник стихов русских поэтов о церковном годе и природе с иллюстрациями замечательных русских художников. О. Александр курировал его выпуск. Это эксклюзивное издание распространялось только в Храме Христа Спасителя. Благодаря о. Александру Заиконоспасский монастырь приобрел потом этот красивейший четырехтомник для своей библиотеки. Уверен, что все, кому выпало счастье стать его обладателем, будут завещать своим детям и внукам передавать его из поколения в поколение.
О. Александр сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла во время визитов в нашу обитель в 2010-2012 годах.
9 сентября 2012 года Святейший Патриарх Кирилл рукоположил о. Александра во пресвитера и возвел в сан протоиерея с возложением креста с украшением. Москва такого давно не видывала. И назначен был о. Александр настоятелем в Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Высокое доверие ему оказал Святейший Патриарх Кирилл.
Вообще о. Александр был хорошим хозяином, домоправителем, любимым всеми, близко знавшими его.
6 июня 2013 года, в день рождения А.С. Пушкина, по приглашению театрального деятеля В.М. Шафикова, я пришел в Богоявленский собор чтобы принять участие в Пушкинском празднике. Валерий Михайлович завел благородный обычай: тем, кого он уважал и кого высоко ценил, дарить копию иконы Спаса Всемилостивого. Этот образ Иисуса Христа относится к типу иконы Пантократор (Вседержитель). Характерной чертой этой иконы является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой книги или свитка. Празднование пушкинского дня стало прекрасным поводом преподнести Елоховскому собору «памятный дар от Заиконоспасского монастыря, давнего центра российской учености и образования». На этом празднике я должен был представлять нашу обитель, на что взял благословение отца Петра.
День выдался солнечный, теплый, но такой ветреный, что хлопали двери и форточки. Отец Александр в левом приделе собора решил отслужить литию по рабу Божию Александру и родителям поэта. Перед молением он еще раз зачитал выдержку из метрической книги, где была запись о рождении и крещении раба Божия Александра.
Протоиерей Александр многословным не был, поэтому, зачитав документ и предложив вспомнить поэта и его родителей, улыбнулся своему предложению всем помолиться.
Затем вместе с трио певцов он пропел с сердечной теплотой тропари, ектению, возглас и отпуст, завершив богослужение громогласным пением «Вечной памяти».
Дом в Москве, который нанял отец будущего поэта в 1798 году и в котором родился А.С. Пушкин, не сохранился, поэтому Пушкинский праздник продолжался в замечательном здании библиотеки-читальни им. А.С. Пушкина (библиотека создавалась по постановлению Московской городской Думы в 1899 году в ознаменование 100-летия со дня рождения поэта, первой попечительницей библиотеки стала дочь Пушкина — М.А. Гартунг).
Здесь перед многочисленным собранием потомков и почитателей А.С. Пушкина отец Александр вновь зачитал выдержку из метрической книги и заявил о своем намерении воплотить мечту поэта создать храм Вознесения Господня в Михайловском! Ведь он родился на этот Господский праздник.
В.М. Шафиков вспоминает: «Мы с о. Александром мечтали осуществить желание Пушкина построить храм Вознесения Господня в Михайловском. Но директор заповедника «Михайловское» категорически отказался, якобы нельзя нарушать заповедную зону. А это была мечта Пушкина. В день скорбной памяти Пушкина, 10 февраля, о. Александр всегда сам проводил панихиду вместе с потомками Пушкина».
Отец Александр перед входом в зал встретил меня, узнал, назвав по имени, хоть и прошло три с половиной года после нашего общения. Осведомился о цели моего прихода. Валерий Михайлович, опередив меня, сказал, что я представляю Заиконоспасский монастырь по важному делу, о котором он объявит в завершение своей речи перед собранием. Икону мы вдвоем с Валерием Михайловичем торжественно преподнесли, и помнится, после праздника с клириком собора отцом Владимиром икону определили в алтарь Елоховского собора.
Сейчас, вспоминая отца Александра, особо отмечу характерную его черту, которой он запомнился мне еще в 2006 году, когда я проходил под его руководством диаконский сорокоуст (две недели всего, опять же по просьбе отца Петра к отцу Михаилу). О. Александр был внимателен и заботился о практикантах — как диаконах, так и священниках. Он по-братски, незаметно для других подсказывал, ожидал, когда завершу приборку, и сопровождал на трапезу после Литургии. К нему можно было запросто обратиться за советом во время богослужения, и он никогда не сердился, не ругал, был корректен, ценил юмор и сам мог пошутить. И улыбка у него была — как солнышко, согревающее в пасмурную погоду. Улыбка о. Александра поддерживала, и он умел радоваться, видя ответную улыбку на лице человека, как радуется ребенок при виде солнечного зайчика.
В нем сочетались полнота души и крепкое телосложение, что создавало образ русского былинного богатыря, красивого, статного молодца. При этом он был певцом с удивительно красивым голосом (в православном фильме «Софи» он сыграл крестьянина и прекрасно пел).
Отец Александр стал и примером доброго пастыря для идущего за ним поколения священников.
Теперь названные здесь имена усопших, как самоцветы, складываются в мозаики и витражи моей памяти. Ко мне приходит осознание, что и архимандрит Кирилл, и архимандрит Петр, и убиенные иерей Даниил, поэт Александр Сергеевич Пушкин, протоиереи Александр и Анатолий, уйдя в Небесные обители, остаются с нами… И протоиерей Александр Агейкин пошел к ним, но не покинул нас.
Пусть Господь примет душу раба Божия новопреставленного протоиерея Александра и упокоит в селениях праведных и сотворит ему вечную память!
иеромонах Иоасаф (Петровых)
материал подготовлен при содействии Н.Л. Крупиной
23 апреля 2020 года
Московская городская епархия