«Отец Иоанн всего себя отдавал людям». Памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
5 февраля Сретенский мужской монастырь в г. Москве особо поминает архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который в этот день в 2006 году отошел ко Господу. По благословению о. Иоанна и его немалой помощи началось возрождение монастыря в самом центре столицы. Благочинный иеромонах Афанасий (Дерюгин) рассказывает об участии архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в возрождении обители, о современных чудесах по молитвам к старцу, а также о вкладе мирян в дело его канонизации.
– Отец Афанасий, много ли в Сретенском монастыре насельников, которые знали отца Иоанна (Крестьянкина) при жизни, ведь это один из самых молодых монастырей по возрасту братии?
– Да, лично с отцом Иоанном у нас общались немногие. У нас есть отец Нил – герой «Несвятых святых», известный как «старчишко Виктор». Он, еще служа в Псково-Печерском монастыре, знал отца Иоанна и лично общался с ним. Из нынешних насельников кто-то с ним, может быть, эпизодически пересекался в Печорах, может, ему посылали отдельные письма, но близких, духовнических, отношений с отцом Иоанном не было ни у кого из нынешней братии.
Есть одна интересная история, связанная с уже почившим нашим насельником – отцом Арсением (Писаревым). Еще будучи светским человеком, примерно в 1970-е годы, он приезжал в Печоры и, подходя к монастырю, обратил внимание на большой стенд, установленный властями, на котором рассказывалось про монахов как про предателей Родины. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны Печоры находились под немецкой оккупацией, и монахи продолжали свое служение в тех условиях, в которых они были. И потом, как водится, власти обвинили их в том, что они соглашались с оккупантами, и многие за это претерпели мучения.
Отец Арсений посмотрел на этот стенд, составил свое мнение, зайдя же в монастырь, он увидел довольно пожилого монаха, который общался с группой людей, стоящих рядом. И когда наш будущий насельник проходил мимо, тот монах (это был отец Иоанн) сказал, что некоторые приезжают в монастырь «просто посмотреть», а потом становятся монахами. И уже через десятилетия, придя в Сретенский монастырь, отец Арсений вспомнил эту историю и с радостью всем рассказывал. Так что такая духовная связь с отцом Иоанном все равно прослеживается.
– История Сретенского монастыря неразрывно связана с отцом Иоанном…
– Если говорить об участии отца Иоанна в возрождении Сретенского монастыря, то об этом лучше всего рассказано у владыки Тихона в «Несвятых святых». Отец Иоанн благословлял и возрождение монастыря, и создание Издательства, и создание семинарии. Все основные труды и послушания, которые несет наш монастырь, совершились по благословению отца Иоанна. Более того, в монастыре есть видимое благословение отца Иоанна – это Владимирская икона Божией Матери из его кельи. Она, конечно, не такая древняя, как образ, который встречали здесь в XIV веке, но при этом очень важна для нас. Важна именно как благословение старца и духовная связь с Псково-Печерским монастырем и с самими отцом Иоанном.
Напомню, что Сретенский монастырь был изначально подворьем Псково-Печерского монастыря и до сих пор сохраняет с ним духовную связь. К нам постоянно приезжают печерские монахи, и мы с братией стараемся выезжать в Печоры на чин Погребения плащаницы Богородицы. Дай Бог, чтобы такая связь сохранялась и дальше.
Хотелось бы сказать про еще один важный духовный аспект. Служение отца Иоанна было не совсем похоже на то, которое возникает в голове у человека при слове «монастырь». Представляются высокие стены, отдаленность от людей, погруженность в себя, затвор. У отца Иоанна ничего этого не было. Он постоянно был на людях. Он сам даже писал кому-то, когда только поступил в Псково-Печерский монастырь: «Все хочу приняться на монашеское делание, но каждый день Господь посылает столько страждущих, что никак не могу». И так всю свою жизнь он за это и не принялся, потому что Господь призывал его к другому. В этом плане Сретенский монастырь тоже является «учеником» отца Иоанна. Мы живем в центре Москвы, и наше служение – это в первую очередь служение тем тысячам людей, которые постоянно приходят в монастырь и ждут от нас помощи, поддержки, утешения и наставления.
Из всего жизнеописания отца Иоанна для меня наиболее близкой и важной является одна история, которая относится еще к московскому периоду его служения. Дело в том, что отец Иоанн был очень ревностным священником, постоянно был чем-то занят и, как ему казалось, никогда не успевал нормально подготовиться к проповеди. И вот как-то раз он решил, что посвятит все свое время проповеди, закрылся у себя в комнате, не отвечал на стук в дверь и писал проповедь, посвященную любви. Вроде бы все очень хорошо получилось. А наутро, выходя из своей комнаты, он встретил соседку, которая сказала: «Иван Михайлович, Вас, наверное, вчера дома не было. Я весь день Вам стучала, так нужно было денег занять, чтобы хлеба купить, не у кого было». Отец Иоанн так и не смог произнести эту проповедь, потому что понял, что, готовясь к проповеди о любви, он не проявил эту любовь в жизни. После этого он всю жизнь, всего себя отдавал людям. Это, наверное, и есть завет отца Иоанна Сретенскому монастырю – в первую очередь посвящать себя служению людям, что мы и стараемся делать.
– Много ли в Печорах насельников, которые были пострижены в монахи в Сретенском монастыре?
– В Печорах сейчас два насельника из наших пострижеников, один из них несет послушание в самом Пскове. В любом случае, эта связь сохраняется, потому что еще несколько насельников, постриженных там уже владыкой Тихоном, – это выпускники нашей семинарии. Также наши выпускники служат на приходах Псковской области, преподают в Псково-Печерской семинарии. И к нам оттуда постоянно приезжают отцы. У нас живет отец Нил из Псковской области. Некоторое время у нас на лечении жил иеромонах Роман (Матюшин). Так что эта связь между Псковом и Сретенским монастырем очень важна.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Хотелось бы отметить, что Псково-Печерский монастырь – это единственный монастырь Русской Православной Церкви, который не закрывался в советское время, поэтому через него и мы, можно сказать, приобщились к этой древней монашеской традиции. Ведь это часто большая проблема для возрождающихся монастырей, что отсутствует преемственность. У нас, слава Богу, эта преемственность есть, и это очень важно.
Интересно, что отец Иоанн, насколько мне известно, пять лет служил в Москве, и здесь тоже сохранилось немало мест, связанных с ним. Это и храмы, где он был прихожанином, и храмы, где он служил. Известно место, где он жил, и те тюрьмы, в которых он был в заключении в Москве. Сейчас Сретенский монастырь готовит паломнический маршрут «Москва отца Иоанна (Крестьянкина)». Если Господь благословит, мы надеемся его представить как раз в день кончины отца Иоанна, который в этом году совпадает с днем памяти новомучеников Русской Церкви.
– Отец Иоанн почил, но мы знаем, что, согласно Евангелию, у Бога все живы. Может быть, есть современные эпизоды, которые указывают на помощь отца Иоанна сегодня?
– Есть прекрасный современный эпизод. Я бы не рискнул об этом говорить, если бы владыка Тихон сам об этом не рассказал на проповеди. Это было около года назад. Наш наместник отец Иоанн, названный в постриге в память об отце Иоанне (Крестьянкине), общаясь с владыкой Тихоном, упомянул в том числе о том, что у обители бывают финансовые трудности. И владыка посоветовал обратиться с молитвенной просьбой к отцу Иоанну (Крестьянкину). Наш наместник так и поступил, и вот буквально через неделю происходит следующее. Я вышел из алтаря после вечерней будничной службы, ко мне подходит женщина и говорит, что хочет сделать пожертвование и довольно большое. Она передает мне целый пакет, который я, разумеется, передал казначею. Суммы, которая там оказалась, хватило на то, чтобы покрыть немалую часть расходов монастыря. Вот так отец Иоанн слышит обращенные к нему просьбы в наше время.
– Отца Иоанна готовят к канонизации. На каком этапе сейчас эта работа, как она проводится? И могут ли обычные миряне как-то помочь в этом деле?
– Процесс канонизации всегда занимает много времени, тем более если речь идет о человеке, который почил не так давно. Конечно, биография отца Иоанна кристально чиста, что сомневаться в его святости нет причин. С другой стороны, есть формальные и необходимые процедуры, которые должны быть выполнены перед канонизацией. Сейчас идет сбор информации. Изучается личное дело отца Иоанна. Его можно назвать последним по времени кончины преподобным исповедником. Он еще застал сталинские лагеря и при этом дожил до XXI века.
Отец Иоанн (Крестьянкин) с братией Псково-Печерского монастыря
Для того, чтобы человека канонизировали и признали святым, нужно три аспекта. Во-первых, праведная жизнь по Евангелию – это самое главное. Второе – это чудеса, потому что Господь сам сказал в Евангелии, что человек, который в Него верит, сотворит знамение (см.: Ин. 14: 12). Это постоянно подтверждается в Церкви, в том числе и в отце Иоанне. И третье – это народное почитание. Процесс прославления начинается в простом народе, а потом уже фиксируется на официальном уровне. Если говорить про отца Иоанна, то сейчас собирается информация по поводу современных чудес, случаев, подобных тому, что я рассказал. Неизвестно, сколько это будет еще продолжаться. Я думаю, что мы не торопимся и не стараемся сделать это как можно быстрее. Работа идет, в том числе с помощью мирян. Я думаю, что главное – это молитвенное почитание отца Иоанна.
Стоит сказать, что для самого человека канонизация ничего не прибавляет и не убавляет. Господь Сам знает, кого прославлять, и канонизация не является входным билетом в Царствие Небесное. Она прежде всего для земной Церкви. В Древней Церкви вообще не проводили различия между поминовением усопших, умерших в Церкви, и молитвой святым. Когда человека убивали за Христа, христиане могли сразу же взять его тело и почитать как святые мощи. Именно поэтому субботний день посвящен и молитве всем святым, и молитве за усопших. В истории Русской Православной Церкви были случаи, когда кому-то из подвижников одновременно совершали панихиды и служили молебны.
Например, в XIX веке практически не было канонизаций. Многие были даже против канонизации преподобного Серафима, и не потому, что не любили его, а потому, что было множество других подвижников, которых не прославляли. И люди не понимали, почему именно его так выделили. Очень распространилось панихидное почитание. Тогда и появилась фраза «подвижники благочестия». Это святые, не прославленные официально.
Если же говорить о том, как это происходит в наше время, то канонизация, как я уже сказал, нужна для земной Церкви. Чтобы люди больше узнали об этом человеке, обращались к нему с молитвой и смотрели на его пример.
Я думаю, что если мы будем почитать отца Иоанна как подвижника благочестия, совершать по нему литии, панихиды и обращаться к нему в молитве, то это будет наилучшим приближением его канонизации. В любом случае, отец Иоанн ответит на эти молитвы, и это пополнит копилку чудес помощи отца Иоанна в наше время.
Источник: сайт Сретенского монастыря