О ЧУДЕСАХ В ЦЕРКВИ Митрополит Лимасольский Афанасий
Чудо – это то, что удивляет и поражает. Это событие чрезвычайное, выходящее из ряда вон, происходящее не по общим правилам. Чудо – это превышение пределов возможного и опровержение законов природы. Иными словами, всё, что происходит согласно законам природы и имеет научное объяснение, чудом не является. Чудо – над законами природы и даже противоположно им.
В Ветхом Завете мы видим множество чудес, Божественных явлений и дел. Но и в Новом Завете описывается премного чудес, совершённых прежде всего Самим Господом нашим Иисусом Христом, Который жил благотворя и исцеляя (Деян. 10:38). Но и потом Господь дал Своим ученикам, а через них – Церкви и их наследникам, апостолам, возможность совершать чудеса.
Сам Господь говорит, что эти чудеса последуют для тех, кто поверит. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь после беседования с ними вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк. 16:17–20). Сам Господь пообещал тем, кто поверит в Него, что именем Его будут совершаться вещи удивительные и сверхъестественные, иначе говоря, опровергающие законы природы. Книга Деяний наполнена подобными знамениями, которые совершали апостолы в первой христианской Церкви. Но и потом вся жизнь Церкви, до наших дней, исполнена чудес.
Это, конечно, свидетельствует о присутствии Святого Духа в Церкви, свидетельствует о том, что наша Церковь жива благодатью Духа Святого, что с нами Бог. Благодать пребывает с нами и совершает эти знамения. Они, конечно, не являются необходимыми для нашей веры, но, однако же, очевидно, что Господь дал их ради слабости и немощи человеческой как доказательство Своей силы и благодати. Такие знамения и чудеса происходили во множестве во все времена, совершаются они и в наши дни. Чудеса подтверждаются и заверяются Церковью. Именно Церковь ставит свою печать подлинности или неподлинности чуда.
Церковь вовсе не стремится ослепить человека чудесами и не желает, чтобы наша вера опиралась на чудеса. Чудес происходит много, но они случаются не тогда, когда этого хотим мы, но когда этого хочет Бог и так, как этого хочет Бог. Они никогда не происходят для того, чтобы что-то доказать или произвести впечатление.
Все дела Божии имеют причину, и причина – не что иное, как спасение человека. И где для спасения необходимо такое непосредственное присутствие Божие, там и совершаются чудеса.
Святой Иоанн Златоуст говорит: «Желаешь увидеть чудо? Хочешь увидеть чудо великое, явное и более славное, чем печь вавилонская, чем воскрешение сына вдовы и воскрешение Лазаря или насыщение пяти тысяч? Приди в Церковь, и я покажу тебе великое чудо, чудо, которое совершается всегда. Зайди в Церковь, и ты увидишь, как в нее приходит волк, а выходит ягненок». Приходит человек, запачканный грехом, а выходит белый, как голубь, заходит разбойник, а выходит насельник рая. Приходят блудница и блудный сын, а выходят целомудренные, облеченные в святость. В Церковь заходит человек, плененный диаволом, а выходит – ставший жилищем Духа Святого. Входит человек рабом смерти, а выходит – чадом воскресения и Царствия Вечного.
Воистину это и есть великое чудо Церкви, которое никогда не прекращается, потому что длится вовеки. Это великое чудо Христовой победы над смертью. Великое чудо победы Церкви над силами диавола и смерти, которое длится вечно и не имеет конца. К этому чуду устремлена Церковь и ему придает наибольшее значение. Это и есть истинное чудо: когда человек, смертный, слабый, сокрушенный, становится бессмертным, чадом Божиим и царствует вместе с Богом в вечности.
Святой Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь увидеть чудо? Посмотри на целомудренного юношу». Посмотри сегодня на молодого человека, хранящего целомудрие, чистоту и девство, – а таких у нас весьма много. Это более великое чудо, чем чудо об отроках в пещи огненной.
Ведь что такое та печь в сравнении с доменной печью вызовов и искушений нашего времени? Разве не является чудом молодой человек, отказывающийся от поклонения наслаждениям и всем идолам, предлагаемым ему ныне миром? Мы ищем нашего воскресения от греха, ищем нашего исцеления и избавления от вечной смерти.
Подлинно великое чудо – спасение человека, и в Церкви постоянно совершается чудо. Каждый день в храмах причащаются Тела и Крови Христовых, и нет чуда больше этого, дарованного нам Господом: человеческими руками совершается сверхъестественное Таинство Евхаристии.
О святом первомученике архидиаконе Стефане в Деяниях апостолов говорится, что он, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе (Деян. 6:8). Святые нашей Церкви благодатью, которую они имеют от Бога, подтверждают обещание, которое Бог дал Своим ученикам, что именем Его будут творить чудеса и знамения. И до сих пор мы видим, как снова и снова проявляется действие Святого Духа, Который опровергает законы природы и совершает чудеса. В Церкви всегда происходят чудеса.
Только Бог имеет по естеству силу чудотворить. Святые и Богородица чудотворят по благодати силой, которую получили от Бога. В Священном Писании, кроме слова «чудо», используется слово «знамение». Знамение являет Бога. Чудо хорошо не столько потому, что оно кого-то исцеляет, сколько потому, что являет людям Бога. Наш взор обычно обращен на исцеление, а не на явление славы Божией, – а это самое великое в чуде.
Из книги митрополита Лимасольского Афанасия
«Открытое сердце Церкви»