Преподобный Амфилохий (в миру – Яков Варнавович Головатюк), родился 27 ноября 1894 года в селе Малая Иловица в Волынской губернии (ныне Шумский район Тернопольской области) в многодетной крестьянской семье. В крещении был назван Иаковом, в честь мученика Иакова Персиянина. С ранних лет Яков, погруженный в хозяйственные заботы, видя благочестие своих родителей, которые и из дому не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое. В юношеском возрасте Яков не раз помогал отцу, к которому часто обращались как к хорошему костоправу «удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости». Природная сила и приобретенные в юности навыки пригодились Якову в дальнейшем.
В 1912 году Яков был призван в армию. Во время Первой мировой войны служил в 165 стрелковом полку в городе Луцке, затем вместе с полком направлен в город Томск, исполнял обязанности фельдшера. Под конец войны попал в плен. Был отправлен немцами в Альпы, где три года работал на местного фермера. Яков заслужил доверие и любовь своего хозяина, так что тот даже намеревался женить его на своей дочери. Но в 1919 году Яков совершил побег и вернулся в родное село, где стал заниматься привычной крестьянской работой и помогал больным, обращавшимся за помощью.
В 1925 году был принят послушником в Почаевскую Лавру. Исполняя возлагаемые на него послушания, делал сани и колёса, пел на клиросе. 8 июля 1932 года был пострижен в монашество с именем Иосиф. 21 сентября 1933 года рукоположен во иеродиакона епископом Антонием (Марценко), 27 сентября 1936 года — во иеромонаха епископом Дионисием. Окончил полный курс иноческо-богословской школы при Почаевской Лавре. 3 октября 1941 года назначен помощником эконома.
Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных — особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. Чтобы не создавать неудобства для братии, отец Иосиф, по благословению наместника Лавры, перебирается в маленький домик на монастырском кладбище, здесь ему вместе с иеромонахом Иринархом, предстоит прожить около 20 лет. Каждый день в маленький домик приходили больные люди. Бывали дни, когда иеромонах Иосиф принимал до 500 человек, многие жаждали исцеления — кто телесного, кто духовного. Архимандрит Сильвестр был тогда экономом. Часто уезжая по делам и возвращаясь в монастырь запоздно он видел, как преподобный всю ночь молился в саду. Старец наставлял: «День – не твой, а ночь – твоя, т. е. днем несешь послушание, а ночью молись».
Преподобный Амфилохий
Практически у каждого коренного жителя Почаева в жизни произошла подобная история помощи святого. Горе, переполнявшее людские сердца, отец Амфилохий переживал как свое собственное. Один из лаврских рабочих так вспоминал потом о преподобном Амфилохии: «Если бы не он, меня бы уже не было. Я простудил легкие после войны, врачи сказали матери: Ваш сын – не жилец. Она забрала его и повела его к преподобному. «Мать рассказывает ему обо всем, что со мной приключилось, а он смотрит, смотрит, смотрит на меня, потом попросил повернуться к нему спиной и вдруг ка-а-а-к ударит по спине кулаком! И сказал: через недельку приходи. А через неделю у меня и силы появились. Пришел опять, он говорит: «А теперь сходи, снимок сделай». Снимок сделал, а легкие у меня – чистые!»
Другая женщина рассказывала, что в детстве у нее были высыпания на коже, похожие на проявления диатеза или аллергии. Все тело было в корках. Ничего не помогало. Мать повела ее к преподобному Амфилохию, и он дал им какую-то мазь. В течение недели мазали, стало лучше. Снова пришли к нему, он дал другую мазь. В результате все прошло. Преподобный собственноручно изготавливал разные мази, по своим рецептам. К сожалению, состав этих лекарств остался неизвестен.
Во время Великой Отечественной войны отец Иосиф безбоязненно проповедовал о скором избавлении от фашистских захватчиков, призывал хранить верность Патриарху Московскому и всея Руси и обвинял раскольников-автокефалистов в предательстве.
В конце войны подвижник чудом избежал расправы. Как-то ночью четырнадцать вооружённых человек ворвались в его келию и потребовали еды, после того как их накормили, попросили, чтобы старец их проводил. У ворот командир партизанского отряда объявил о расстреле. Со смирением принял старец известие о скорой гибели, попросил только десять минут на молитву. Успел прочитал «Отче наш», «Богородицу», «Верую», начал читать «Отходную»… Прибежал отец Иринарх, обеспокоенный долгим отсутствием старца, когда увидел дуло нацеленное на праведника, не раздумывая, бросился на автомат, пригибая его к земле, стал просить о помиловании старца… Смерть миновала. Вскоре после этого отца Иосифа перевели обратно в Лавру.
10 мая 1951 года назначен помощником блюстителя Стопы Божией Матери.
18 июля 1952 года назначен садоводом лаврского сада с освобождением от прежнего послушания.
24 февраля 1953 года возведен в сан игумена.
4 мая 1954 года назначен на послушание при свечном ящике.
24 ноября 1955 года освобожден от прежнего послушания и назначен на клиросное;
6 апреля 1957 года освобожден от клиросного послушания и назначен духовником богомольцев.
25 января 1959 года назначен продавцом свеч в храмах Лавры.
С 1959 по 1962 год исполнял послушание духовника и др.
В конце 1950-х годов начались хрущевские гонения на церковь. В стране массово закрывали монастыри и храмы, а самих монахов по ложным обвинениям выгоняли, выселяли, отправляли домой без права возвращаться. Осенью 1962 года, благодаря бесстрашию старца монахам удалось отстоять Троицкий собор: «У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину, сказал: «На, тримай і нікому не віддавай». Недоумевающим милиционерам кинул: «Архієрей — хазяїн Церкви! А ви? геть звідси! Люди, гонітъ їх!», — обратился он к присутствующим местным жителям. Воодушевленные призывом любимого батюшки, люди кинулись брать жерди и устремились на милиционеров, которые в испуге бросились бежать к Святым вратам. Отец Иосиф знал, что власть этот поступок ему не простит, знал, когда и как придут за ним, но ничего не предпринимал.
Через несколько дней за ним приехал «черный ворон», и его отвезли в психиатрическую больницу в Буданове, что за Тернополем. Его поместили в палату для самых «буйных» душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало всё тело и трескалась кожа. Мучения закончились лишь с приездом в больницу Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, которую он в своё время исцелил от душевной болезни. Ей удалось добиться освобождения старца.
Осенью 1965 года отец Иосиф вернулся в родное село и поселился у племянницы Анны, дочери покойного брата Пантелеимона, которая жила в этом же селе в новом небольшом доме. Во дворе он устроил высокую голубятню, а под ней маленькую часовню. За часовней поставили длинный обеденный стол для богомольцев, а также построили молельню. Узнав, где находится старец, начали съезжаться страждущие. Отец Иосиф ежедневно служил водосвятные молебны и исцелял людей.
Местные власти, обеспокоенные притоком больных людей в село, стали настраивать родственников против старца. В декабре 1965 года один из них, поддавшись уговорам, обманув старца, увёз его на своём тракторе за село к болотам, жестоко избив, бросил в воду и уехал. Восемь часов пролежал батюшка в ледяной воде, духовные чада нашли умирающего старца, отвезли в Почаевскую Лавру, где его в ту же ночь постригли в схиму с именем в честь святителя Амфилохия Иконийского, боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией схимонах Амфилохий выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, он снова вернулся в родное село. Люди по прежнему шли и ехали к старцу за исцелением.
С северной стороны двора построили длинный корпус и в нем устроили трапезную и кухню, приемную для больных, спальню для послушниц и домовую церковь — длинный зал с двумя боковыми комнатами: в одной хранилось церковное облачение, в другой — отец Иосиф молился и отдыхал. Старец, с детства любивший природу, сам сажал цветы и фруктовые деревья, послушницы помогали в работах на участке.
Отец Амфилохий предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался (есть мнение, что послушница из Киева была агентом КГБ). Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда». Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке. Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться.
Скончался 1 января 1971 года.
3 апреля 2002 года канонизирован решением Священного Синода Украинской Православной Церкви. Чин прославления был совершён 12 мая того же года митрополитом Киевским Владимиром в Успенском храме Почаевской Лавры. Удивителен тот факт, что после преставления святого даже сам гроб с его останками пролежал в земле более 30 лет, не поддавшись разрушающим факторам, будто был сделан не из дерева. Мощи преподобного были найдены нетленными и поразили очевидцев степенью своей сохранности. 13 мая они были торжественно перенесены из Успенского собора в расположенную под ним церковь-крипту преподобного Иова Почаевского, где почивают и ныне рядом с мощами последнего.
8 декабря 2005 года имя прп. Амфилохия было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению Патриарха Алексия II, его память отмечается 29 апреля по старому стилю.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Икона преподобного Амфилохия Почаевского
в центре монастырской медицины
В Центре монастырской медицины при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре имеется икона этого подвижника Православия, написанная лаврским иконописцем. В образе удалось передать не только портретное сходство, но и характер старца, его неподдельную любовь и простоту в общении с людьми. Добрый, ясный взгляд, словно живой смотрит он на нас с иконы, готовый подать помощь в немощах и болезнях так же, как делал это при своей жизни. Перед иконой всегда горит лампада. Тут же находится бутылочка с маслом, собранным от лампад над ракой преподобного. Им сотрудники Центра помазывают всех страждущих. Такую святыню привез из Почаева лаврский монах Мелитон (Волосенко), специалист Центра монастырской медицины, ранее несколько лет подвизавшийся в Свято-Успенской Почаевской Лавре.
«Во время обретения мощей преподобного Амфилохия я был насельником Почаевской Лавры, – рассказывает отец Мелитон. – Промыслом Божиим мне была преподнесена в дар и благословение частица мощей этого святого. А когда я стал насельником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, возникла идея написать его икону и поместить в нее ту самую частицу святых мощей. Работа была закончена совсем недавно, образ написал местный иконописец, икона получилась замечательная, особенно всем нравится портретное сходство с батюшкой. Удивительно, но еще до канонизации преподобного Амфилохия на Украине был написан образ, имеющий также портретное сходство со святым. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) утвердил данную иконографию за образец. Отражение в иконе индивидуальных черт того или иного угодника Божия, тем более, если он жил относительно недавно, воскрешает в памяти не только внешний облик, но и саму духовную сущность праведника, более тесно сближает с ним».
Из поучений преподобного Амфилохия Почаевского
Отец Амфилохий некоторых благословлял не вкушать пищу в среду и пятницу. «Якби ви знали, який піст солодкий», – говорил старец, имея в виду сладость духовную, которой услаждается душа постящегося. В дни строгого поста он советовал рано утром, встав с постели, до начала утренней молитвы сразу класть три земных поклона с молитвой «Богородице Дево, радуйся…», чтобы легко выдерживать пост в этот день. Святой, по откровению свыше, свидетельствовал, что половина людей уезжает неисцеленной потому, что телесное здравие будет им не на пользу, а на погибель души.
Главная причина болезней, по словам старца, кроется в духе безбожия, насаждение которого начинается еще в школе. Учеников не пускают в храм, ведут идеологическую «обработку», унижая человеческое достоинство. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется, не причащается, лишается благодати Духа Святого. Это и приводит к тому, что большинство населения – душевнобольные.
Старец советовал молитвой лечить «недуг нынешнего века». В его доме молитва совершалась круглосуточно. В молельне на полу, застланном соломой и покрывалами, спали больные, одержимые злыми духами. Сонные, они среди ночи бормотали: «Проснулся апостол лохматый, опять нас мучит! Уйдем! Уйдем!…».
Неодобрительно относился отец Амфилохий и к развлекательным телевизионным передачам, которые «спустошують, обкрадають душу». После просмотра телепрограмм человеку совершенно не хочется молиться, а если и принудит себя к молитве, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва, по мнению старца, только в осуждение.
Память преподобного Амфилохия Почаевского совершается 29 апреля / 12 мая, 19 декабря / 1 января (Укр.) и в Соборах Волынских и Галицких святых.
Тропарь, глас 4
Земли Волынския преславна подвижника / и обители Почаевския достойна насельника/людей православных изрядна целителя /яви тя Церкви Своей Христос Бог наш, /преподобие отче Амфилохие, /Ему же усердно молися/ от навет вражиих свободитися / и спастися душам нашим.
Кондак, глас 3
Яко веры Православныя ревнитель и благочестнаго жития учитель, в болезнех и скорбех изрядный помощник и защититель, пред Господом предстоиши преподобне Амфилохие, сего ради вопием ти: сохрани обитель, в ней же подвизался еси, и спасай нас молитвами твоими, отче блаженне.
Молитва Преподобному и Богоносному отцу нашему Амфилохию, Почаевскому чудотворцу
О всеблаженне отче наш Амфилохие, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы дерзновения просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым — от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление.
Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, в ней же подвизался еси, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобным Иовом отеческое заступление во веки веков. Аминь.