ПРАВИЛА О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
При всех службах, на всяком Придите поклонимся, на Святый Боже, на троекратном Аллилуйя и на Буди имя Господне полагаются по три поясных поклона, кроме Аллилуйя среди шестопсалмия, когда ради благоговейной тишины совершается только крестное знамение.
На ектениях после каждого прошения Господи, помилуй или Подай, Господи – поясной поклон. При каждении надлежит ответствовать наклонением главы.
Перед и после чтения Евангелия – поясной поклон. При начале чтения Апостола и паримий -крестное знамение без поклона.
Когда священник возглашает Мир всем или Благодать Господа нашего Иисуса Христа…, полагается поясной поклон без крестного знамения. При словах Главы ваша Господеви приклоните нужно склонить голову до окончания молитвы.
На литургии: на малом входе с Евангелием совершается поясной поклон. На Трисвятом – три поясных поклона. На Херувимской, если внимание рассеивается, следует читать 50-й псалом. При выносе Чаши на Великом входе (после Херувимской) земной поклон не полагается; нужно стоять с благоговейно преклоненной главой. Перед пением Символа веры осеняем себя крестным знамением.
Во время Евхаристического канона: при возгласах Примите, ядите и Пиите от нея вси совершаем поясные поклоны. По окончании пения Тебе поем при словах И молим Ти ся, Боже наш делаем глубокий земной поклон. Важность этой минуты так велика, что с ней не может сравниться ни одна минута нашей жизни. Бог явился во плоти; в Его любви к роду человеческому заключено наше спасение.
При пении Достойно есть или Задостойника также полагается земной поклон. При словах И всех, и вся – поклон поясной. На Отче наш осеняем себя крестным знамением и также делаем земной поклон. При возгласе Святая – святым ради возношения Агнца перед раздроблением полагается земной поклон. При выносе Святых Даров и возгласе Со страхом Божиим и верою приступите полагается земной поклон. Пред причащением следует положить один земной поклон, не креститься, приняв Святые Тайны облобызать нижнюю часть Чаши. Земные поклоны в этот день до вечера исключаются. На возгласе Всегда, ныне и присно и во веки веков те, кто не причащался, делают земной поклон, а причастники поясной.