Православная Церковь и посты. Архимандрит Макарий (Веретенников), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В ветхозаветное время посты соблюдались перед битвой (Суд. 20, 26-27), при всенародном бедствии и покаянии (1 Цар. 7, 6). Пророк Иоиль так описывает покаяние в древности: «Говорит Господь: обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Соберите народ, созовите собрание, пригласите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы» (Иоил. 2, 12-13, 16). Сорок дней молился и постился Христос Спаситель перед началом Своего мессианского служения (Мф. 4, 2).
Когда Младенец Христос был принесен в Иерусалимский храм, то там «была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2, 36-37). Постились ученики; первоначально, однако, они не соблюдали поста (Мк. 2, 18), но не из пренебрежения им. Христос пришел не упразднить традиции, но исполнить их (Мф. 5, 17), поэтому Он запрещает показное соблюдение постов. «Также, когда поститесь, — учит Божественный учитель, — не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отдец твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18).
Святые ученики Христовы после Его преславного вознесения совершали свое апостольское служение, сочетая пост и молитву (Деян. 13,2; 14, 23). В подвиге поста подвизался великий проповедник христианства апостол Павел (2 Кор. 6, 5; 11, 27).