Православные святыни мира: Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь

Свято-Пантелеимонов монастырь (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик – один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. В настоящее время занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей. Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, Свято-Пантелеимонов монастырь находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата. Насельники обители по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы обязаны принимать гражданство Греческой Республики (даётся автоматически при поступлении в монастырь).

Монастырь построен на берегу небольшой бухты на юго-западе Святой Афонской Горы между пристанью Дафни и монасты­рем Ксенофонт. Русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII в., вследствие много­численности, братия переселилась в Нагор­ный Руссик, а в конце XVIII столетия – на берег моря, в обитель с храмом в честь Вознесе­ния Господня на месте нынешнего Пантелеимо­нова монастыря.

В целом архитектур­ный облик монастыря не носит традиционного крепостного характера, свойствен­ного афонским обителям. Много­этажные корпуса, рассчитан­ные на многочисленность братии, окружают более старый, компактно располо­женный в виде прямо­угольной застройки центр с главным собор­ным храмом, построен­ным в XIX в. и посвященным святому великому­ченику и целителю Пантелеимону. В этом храме хранится глава великомученика Панте­леимона – одного из величайших святых Православной Церкви.

Великомученик и целитель Пантелеимон родился в III в. в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христиан­кой. Она хотела воспи­тать сына в христианс­кой вере, но умерла, когда сын был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого врача Евфросина и стал известен императору Максимиану, который захотел видеть его при своем дворе.

В то же время в Никомидии тайно проживали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 г. Святой Ермо­лай неоднократно видел Пантолеона и однажды позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал Ермолая.

Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехид­ной, которая еще была рядом. Панто­леон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполне­ния, его молитвы станет последовате­лем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.

После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (греч. – всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантеле­имон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с про­зревшим слепцом.

После смерти отца святой Пантеле­имон посвятил свою жизнь стражду­щим, больным, убогим и нищим. Он бесплатно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их именем Иисуса Христа, посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу.

Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеймон исповедал себя христиа­нином и на глазах императора исцелил расслабленного именем Иисуса Христа. Ожесто­ченный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.

Господь явился свято­му и укрепил его перед страданиями. Великому­ченика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипя­щее олово, ввергали в море с камнем на шее.

Во всех истязаниях великомученик оставал­ся невредимым и с дерзновением обличал императора.

В то же время перед судом язычников пред­стали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру в Спасителя и были обезглавлены.

По повелению импе­ратора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители подня­лись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский!» Разъ­яренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил имя Христово, а велико­мученику Пантелеимону отрубить голову.

Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес ника­кой раны. Святой окончил молитву, и послышался глас, звавший страстотерпца по имени в Небесное Царство. Услышав голос с неба, воины упали перед святым мучени­ком на колени и стали просить прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут с ним в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.

065.jpg

Вмч. и целитель Пантелеимон

Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Масли­на, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами в 305 г.

Еще одним известным святым, которого очень почитают не только в монастыре, но и во всем мире, является практи­чески наш современ­ник – преподобный Силуан Афонский.

Преподобный Силуан Афонский (мирское имя – Симеон) родился в 1866 г. в Тамбовской губернии в благочести­вой семье крестьянина Иоанна Антонова. Родители его были трудолюбивыми, кротки­ми и от природы мудры­ми, хотя и неграмотны­ми. В семье радушно принимали странников, отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили глубокое впечатление на воспри­имчивую душу отрока.

С детства Симеон трудился вместе со старшими, помогая отцу и братьям. Он был вынужден оставить сельскую школу, проучив­шись только две зимы, но стремление к знанию было присуще преподоб­ному всегда. Жизнь набожной семьи Антоно­вых была неразрывно связана с храмом, посе­щение которого привива­ло Симеону чувство благоговения перед словом Божиим. Спустя несколько лет юноша пожелал удалиться в монастырь и принять постриг в Киево-Печерской Лавре, однако отец настоял на поступлении его на воинскую службу.

В 19 лет, поддавшись соблазнам мира, Симеон стал забывать о своем благочестивом желании иноческого подвига. Господь уберег его от погружения в греховную пучину, голос Самой Богородицы остановил его, он осознал свои грехи, раскаялся в них и благодарил Божию

Матерь за явленную к нему доброту. Повинуясь слову отца, Симеон поступил на воинскую службу, которую прохо­дил в Петербурге. Был он воином исполнительным, в поведении примерным, в отношениях с товари­щами верным. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никог­да не забывал о Боге. К тому времени чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов – Святая Гора Афон. После службы Симеон пробыл дома всего одну неделю и, попрощавшись со всеми, отправился на Афон. В 1892 г. преподоб­ный прибыл на Святую Гору и был принят послушником в Русский Пантелеймонов монас­тырь.

Пройдя путь началь­ных иноческих испыта­ний, он в 1896 г. был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 г. – в схиму с оставлением прежнего имени. Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого- либо старца не находил­ся. С первого и до последнего дня препо­добный явил собой образ совершенного послушания, для него игумен, духовник и просто старший брат – добрые наставники. Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благосло­вения Божия они явля­ются только вспомога­тельными средствами, а не целью христианской жизни. Он всей своей жизнью повторил аскетический опыт отцов Церкви.

Старец Силуан достиг того состояния духа, что стал все происходящее в мире рассматривать лишь в соотношении с опытом души, познавшей своего Творца. Явление Господа Иисуса Христа, которого сподобился святой Силуан, принесло ему радость Пасхи, ощущение перехода от мрака смерти к неизъяс­нимому свету жизни.

im3351.jpg

Прп. Силуан Афонский

В молитве святого подвижника появилась скорбь о мире, не ведающем о Боге. «Молиться за людей – это кровь проливать», – говорил преподобный и сам жил страданиями всего мира, забывая самого себя. Непре­станная молитва не покидала старца до последнего часа его земных странствий.

11 сентября 1938 г. схимонах Силуан мирно преставился. Спустя 50 лет, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых.

Также в монастыре почивают частицы мощей святых: преподобномученика Стефана Нового, великомученицы Параскевы Пятницы, великомученицы Мари­ны, Иосифа Обручника, апостола Фомы, святите­ля Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далмацкого, Дионисия Ареопагита, бессребреников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифо­на и многих других.

Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуе­мая «Иерусалимской», икона святого Иоанна Предтечи, древняя икона святого великомученика и целителя Пантелеймо­на и икона священномученика Харалампия.

140478.jpg

Икона Божией Матери «Иерусалимская»

Второй монастырс­кий собор – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Третий храм освящен во имя святителя Митрофана Воронежского. В обители находится также малая церковь в честь Успения Пресвя­той Богородицы и придельный к Покровс­кому храм во имя святых великих князей: равноапостольного Владимира и благовер­ного Александра Нев­ского. Кроме этих храмов в монастыре есть еще несколько параклисов. Близ монастыря находится так называемая «гроб­ница» – усыпальница с церковью святых первоверховных апос­толов Петра и Павла.

Монастырская биб­лиотека содержит более 20000 книг и рукописей. Еще в начале XX в. в монастыре насчитыва­лось около 3000 человек братии, в настоящее время здесь подвизается 40 монахов.

Источник: Православные святыни мира / Сост. Бегиян С.Р. – Минск.: Харвест, 2008. С. 149-155.