Православные святыни мира: Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь
Свято-Пантелеимонов монастырь (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик – один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. В настоящее время занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей. Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, Свято-Пантелеимонов монастырь находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата. Насельники обители по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы обязаны принимать гражданство Греческой Республики (даётся автоматически при поступлении в монастырь).
Монастырь построен на берегу небольшой бухты на юго-западе Святой Афонской Горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт. Русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII в., вследствие многочисленности, братия переселилась в Нагорный Руссик, а в конце XVIII столетия – на берег моря, в обитель с храмом в честь Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.
В целом архитектурный облик монастыря не носит традиционного крепостного характера, свойственного афонским обителям. Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленность братии, окружают более старый, компактно расположенный в виде прямоугольной застройки центр с главным соборным храмом, построенным в XIX в. и посвященным святому великомученику и целителю Пантелеимону. В этом храме хранится глава великомученика Пантелеимона – одного из величайших святых Православной Церкви.
Великомученик и целитель Пантелеимон родился в III в. в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда сын был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого врача Евфросина и стал известен императору Максимиану, который захотел видеть его при своем дворе.
В то же время в Никомидии тайно проживали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 г. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона и однажды позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал Ермолая.
Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения, его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.
После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (греч. – всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.
После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он бесплатно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их именем Иисуса Христа, посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу.
Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеймон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.
Господь явился святому и укрепил его перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее.
Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.
В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру в Спасителя и были обезглавлены.
По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский!» Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.
Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался глас, звавший страстотерпца по имени в Небесное Царство. Услышав голос с неба, воины упали перед святым мучеником на колени и стали просить прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут с ним в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.
Вмч. и целитель Пантелеимон
Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами в 305 г.
Еще одним известным святым, которого очень почитают не только в монастыре, но и во всем мире, является практически наш современник – преподобный Силуан Афонский.
Преподобный Силуан Афонский (мирское имя – Симеон) родился в 1866 г. в Тамбовской губернии в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова. Родители его были трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. В семье радушно принимали странников, отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили глубокое впечатление на восприимчивую душу отрока.
С детства Симеон трудился вместе со старшими, помогая отцу и братьям. Он был вынужден оставить сельскую школу, проучившись только две зимы, но стремление к знанию было присуще преподобному всегда. Жизнь набожной семьи Антоновых была неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону чувство благоговения перед словом Божиим. Спустя несколько лет юноша пожелал удалиться в монастырь и принять постриг в Киево-Печерской Лавре, однако отец настоял на поступлении его на воинскую службу.
В 19 лет, поддавшись соблазнам мира, Симеон стал забывать о своем благочестивом желании иноческого подвига. Господь уберег его от погружения в греховную пучину, голос Самой Богородицы остановил его, он осознал свои грехи, раскаялся в них и благодарил Божию
Матерь за явленную к нему доброту. Повинуясь слову отца, Симеон поступил на воинскую службу, которую проходил в Петербурге. Был он воином исполнительным, в поведении примерным, в отношениях с товарищами верным. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов – Святая Гора Афон. После службы Симеон пробыл дома всего одну неделю и, попрощавшись со всеми, отправился на Афон. В 1892 г. преподобный прибыл на Святую Гору и был принят послушником в Русский Пантелеймонов монастырь.
Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 г. был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 г. – в схиму с оставлением прежнего имени. Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого- либо старца не находился. С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания, для него игумен, духовник и просто старший брат – добрые наставники. Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благословения Божия они являются только вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Он всей своей жизнью повторил аскетический опыт отцов Церкви.
Старец Силуан достиг того состояния духа, что стал все происходящее в мире рассматривать лишь в соотношении с опытом души, познавшей своего Творца. Явление Господа Иисуса Христа, которого сподобился святой Силуан, принесло ему радость Пасхи, ощущение перехода от мрака смерти к неизъяснимому свету жизни.
Прп. Силуан Афонский
В молитве святого подвижника появилась скорбь о мире, не ведающем о Боге. «Молиться за людей – это кровь проливать», – говорил преподобный и сам жил страданиями всего мира, забывая самого себя. Непрестанная молитва не покидала старца до последнего часа его земных странствий.
11 сентября 1938 г. схимонах Силуан мирно преставился. Спустя 50 лет, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых.
Также в монастыре почивают частицы мощей святых: преподобномученика Стефана Нового, великомученицы Параскевы Пятницы, великомученицы Марины, Иосифа Обручника, апостола Фомы, святителя Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далмацкого, Дионисия Ареопагита, бессребреников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других.
Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», икона святого Иоанна Предтечи, древняя икона святого великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия.
Икона Божией Матери «Иерусалимская»
Второй монастырский собор – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Третий храм освящен во имя святителя Митрофана Воронежского. В обители находится также малая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм во имя святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов в монастыре есть еще несколько параклисов. Близ монастыря находится так называемая «гробница» – усыпальница с церковью святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Монастырская библиотека содержит более 20000 книг и рукописей. Еще в начале XX в. в монастыре насчитывалось около 3000 человек братии, в настоящее время здесь подвизается 40 монахов.
Источник: Православные святыни мира / Сост. Бегиян С.Р. – Минск.: Харвест, 2008. С. 149-155.