Празднование иконе Божией Матери Муромской

Му­ром­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла при­не­се­на в Му­ром из Ки­е­ва про­све­ти­те­лем это­го края свя­тым бла­го­вер­ным кня­зем Кон­стан­ти­ном († 1129; па­мять 21 мая).

Свя­той Кон­стан­тин убеж­дал языч­ни­ков при­нять хри­сти­ан­ство, но они упор­ство­ва­ли и ре­ши­ли убить кня­зя. Узнав об этом, свя­той вы­шел к за­го­вор­щи­кам с ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бла­го­дать, ис­хо­див­шая от Ее Ли­ка, тро­ну­ла серд­ца языч­ни­ков. Они пе­ре­ме­ни­ли свои на­ме­ре­ния и са­ми ста­ли про­сить со­вер­шить над ни­ми Кре­ще­ние.

В кон­це XIII в. в Му­ро­ме был епи­ско­пом свя­той Ва­си­лий Ря­зан­ский. Окле­ве­тан­но­го и за­по­до­зрен­но­го в по­роч­ной жиз­ни свя­ти­те­ля осу­ди­ли на смерть. Св. Ва­си­лий всю ночь мо­лил­ся в хра­ме свя­тых кня­зей-стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба. Со­вер­шив ли­тур­гию, он за­тем от­слу­жил мо­ле­бен пе­ред при­не­сен­ной из Ки­е­ва кн. Кон­стан­ти­ном ико­ной Бо­го­ма­те­ри в хра­ме Бла­го­ве­ще­ния. При­дя со свя­той ико­ной на бе­рег ре­ки Оки, он, сняв с се­бя ман­тию, рас­про­стер ее по во­де и чу­дес­ным об­ра­зом встал на ман­тию. Силь­ный ве­тер по­нес его про­тив те­че­ния. Епи­скоп до­плыл до ме­ста, на­зы­ва­е­мо­го ста­рой Ря­за­нью, где жи­ли кня­зья Фе­о­дор и Кон­стан­тин, ко­то­рые вме­сте с ду­хо­вен­ством и на­ро­дом вы­шли с крест­ным хо­дом на­встре­чу свя­ти­те­лю. С тех пор епи­скоп­ская ка­фед­ра в Му­ро­ме бы­ла упразд­не­на, а учре­жде­на в Ря­за­ни, где и оста­лась чу­до­твор­ная ико­на, ко­то­рую ста­ли на­зы­вать еще «Мо­ле­ни­ем св. Ва­си­лия». Через три го­да свя­ти­тель Ва­си­лий из­брал для жи­тель­ства но­вую Ря­зань и там утвер­дил в 1291 го­ду свою ка­фед­ру. Ту­да же бы­ла пе­ре­не­се­на и Му­ром­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Празд­не­ство чу­до­твор­ной иконе бы­ло уста­нов­ле­но в 1810 го­ду ука­зом Св. Си­но­да по же­ла­нию жи­те­лей Му­ро­ма 25 ап­ре­ля, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ря­зан­ско­го.

Подлинник иконы не сохранился (следы его теряются в момент перенесения из Мурома в Рязань). С Муромской иконы часто писались списки, многие из которых в настоящее время находятся в различных храмах и музейных собраниях. Один из чтимых списков сохранялся в Соборе Рождества Богородицы в Муроме до его разрушения в XX веке.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Муромской», глас 4

Днесь све́тло красу́ется град Му́ром,/ я́ко зарю́ со́лнечную, восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся, Тебе́ взыва́ем си́це:/ о Пречу́дная Влады́чице Богоро́дице,/ моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Муромской»

О Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́ па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем – му́дрость и си́лу, судия́м – пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником – ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом – любо́вь и согла́сие, ча́дом – послуша́ние, оби́димым – терпе́ние, оби́дящим — страх Бо́жий, скорбя́щим – благоду́шие, ра́дующимся – воздержа́ние. Нам же всем низпосли́ дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пречи́стая! Умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́: разсе́янныя собери́, заблу́дшия на путь пра́вый наста́ви, неду́гующия уврачу́й, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния. Ми́лостива нам бу́ди зде и на Стра́шном Суде́ Сы́на Твоего́. Ты бо еси́, Госпоже́, сла́ва Небе́сных и упова́ние земны́х, ты по Бо́зе на́ша наде́жда и Засту́пница всех притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. Тебе́ у́бо мо́лимся и Тебе́, я́ко всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и всю жи́знь на́шу предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.