Проповедь в Неделю о блудном сыне

Архимандрит Феофилакт (Безукладников)

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Евангелие от Луки. Глава 15, стихи 11-32

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь нас возводит на следующую ступеньку в подготовительный период перед Великим постом, Святой Четыредесятницей. И в этот воскресный день Святая Церковь предлагает нам притчу, сказанную Господом Иисусом Христом, которая записана у евангелиста Луки в 15 главе. Это притча о блудном сыне. Она всем известна. Не будем ее просто повторять, но постараемся увидеть главные, ключевые моменты в этой притче, выделить для себя самое важное и полезное.

Притча говорит о том, что у отца было два сына и младший сын потребовал положенную ему часть имения и, взяв половину отцовского наследства, удалился в далекую страну, где жил распутно, блудно и расточил все свое имение, растратил все отеческое наследство.

Этот сын каждый день пышно пировал и у него было много друзей, которые приходили разделить с ним это торжество и, по сути дела, проедали отцовское наследство. А этот сын наивно полагал, что сегодня он приглашает этих людей к себе на пир и это его настоящие друзья, а завтра они пригласят его к себе, и так они будут жить весело, пышно, торжественно и долго…

Но этого не случилось, потому что, когда закончилось все его имение, богатство, друзей почему-то тоже не стало, они все куда-то испарились. И лишь один из тех, кто с ним пиршествовал, согласился принять его к себе в качестве работника, причем, на самую позорную, унизительную должность — пасти свиней. Это был, видимо, какой-то землевладелец, который принял его с такими условиями на работу, на которые грустно смотреть — он даже не обеспечил его необходимым пропитанием. И, когда этот сын блудный попытался «наполнить чрево свое рожками» (Лк. 15, 16) — зелеными стручками, которые падали с деревьев, — то ему не давали. Кто не давал? Ему не давали свиньи, они его отталкивали и он не мог кушать даже эти рожки.

Казалось бы, этот младший сын потерял все, что он получил от отца, но в его душе еще теплился маленький огонек, который до конца не погас. И, находясь в бедственном положении, в тяжелых обстоятельствах, он все-таки вспомнил о том, что у него есть отец, что он его законный сын, и что там, в доме отца даже последние слуги живут лучше, чем он сейчас.

И он отрезвился, пришел в чувство и сказал себе: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему…[что] уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк, 15, 18-19). Так сын смог оценить себя, свое поведение, свою жизнь, увидел, что прожил ее греховно, блудно, нечестиво, расточительно… Он истрезвился.

В таком устроении он возвращается в отчий дом. И отец, который вначале ничего не возражал сыну на его требование взять наследуемую им часть имения, понимал, что, если он вырастил сына и сын, став взрослым, самостоятельным говорит: «дай мне половину того, что ты имеешь», то, пожалуй, возражать уже поздно. Что-то говорить и воспитывать взрослого сына совсем ни к чему, приходится пожинать те плоды, которые были заложены при воспитании. И он отдает сыну подобаюшую ему часть молча, не удерживая, не препятствуя ему уйти из дома с этой половиной наследства.

Но отец не отсек в своем сердце младшего сына, не позабыл его… Он его ждал, любил, за него молился… И, видимо, эти молитвы отеческие дошли до неба, потому что сын возвращается в отчий дом, где отец его ждет. И отец, только увидев его на горизонте, бежит ему навстречу и, услышав первые слова сына: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15,18-19), перебивает его, останавливает, не дает ему до конца произнести этой исповеди. И, наоборот, обращается с распоряжениями к своим слугам: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 22-23). Так проявляется отеческая любовь, позволяющая отцу все простить сыну без всякого упрека.

Далее мы видим образ старшего сына, который никуда не уходил из дома, всегда слушал своего отца, усердно работал в его доме. Возвращаясь в очередной раз с трудного дня, он слышит ликование, радость в доме отца, слышит, что происходит пиршество. И он спрашивает слуг, что случилось в доме отца и почему такое пышное ликование? Слуги отвечают, что пришел его младший брат, который нашелся и отец велел заколоть лучшего теленка и устроить пир. И мы видим, что старший сын в этот момент внутри себя сломался. Сказано, что он возскорбел и не захотел войти на этот пир, это торжество, чтобы его разделить, поучаствовать в нем.

Слыша и видя это, отец выходит и к старшему сыну. Выходит навстречу сам, первый и слышит от него упрек: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15, 29-30).

И на этот раз мы видим позицию отца, который очень скромно, тактично, мудро и глубоко отвечает теперь уже старшему сыну. Он говорит ему: «…сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое!» (Лк. 15,31). Ты всегда находился в отчем доме, а теперь говоришь о козленке, которого ты, якобы, не получил, чтобы пиршествовать с твоими товарищами. Но спрашивается — ты хотел пиршествовать, веселиться, заколов этого козленка, забыться в весельи, но от чего забыться? От той отеческой любви, в которой ты пребывал?» Он говорит: «да, я сегодня устроил пир, но каков был мотив? Твой младший брат умер и воскрес, погибал и нашелся. Вот это основание, это достойный повод для того, чтобы устроить в нашей семье пир».

Итак, мы видим, что между старшим и младшим братом возникло недоверие. Причиной тому, братья и сестры, является наш эгоизм. Сегодняшняя притча Господня, по сути, есть продолжение той притчи, которая читалась в прошлое воскресенье. Старший сын очень четко выражает собой образ фарисея, который, как будто бы, все соблюдает, ничего не нарушает. А младший сын являет образ мытаря, который во всем виноват, но кается искренне, глубоко и серьезно.

И мы видим образ Отца — олицетворение той Церкви, которую Господь создал на земле. Что делает Отец? Он преодолевает рознь, недоверие, вражду между его чадами — старшим и младшим сыном. Он помогает каждому из них вернуться в свое достоинство или устоять в своем достоинстве. Помогает не потерять мир, доверие и согласие между собой, которое утрачивается между людьми вследствие эгоизма, себялюбия, стремления моментально исполнить все намерения и желания, которые возникают.

Вот это, братья и сестры, приводит, к полному разъединению в нашем обществе. И под образом Отца мы понимаем Святую Церковь, которая равно с любовью принимает тех, которые когда-то отпали от Святой Церкви, ушли в безбожие, а потом вернулись. А также принимает и тех с любовью, которые никуда из этой Церкви не уходили, всегда были в ней. И Святая Церковь призывает к тому, чтобы между нами, членами ее, независимо от того, кто как до этого жил, были бы мир, союз, любовь, понимание и доверие.

Это очень тяжело сделать, потому что люди, видя эгоизм друг друга, разъединяются. И Святая Церковь призывает нас сегодня и всегда молиться о мире всего мира, собирая нас на службу и говоря нам, что никакая сила дьявольская не сможет противостоять силе молитвы, молитвы церковной. Она нас также научает прощать друг другу, прощать искренне, глубоко, серьезно, приучает нас не упрекать друг друга. Приучает нас к общению друг с другом, чтобы мы не замыкались, не разъединялись.

Именно на это толкает нас страх. Казалось бы, как я пойду на какую-то встречу, какое-то совещание, если меня там все обманывают, когда у меня от их поведения возникает полное недоверие ко всем. Как там решать вопросы и проблемы? И Святая Церковь отвечает нам, как это делать — надо молиться о тех людях, с которыми мы живем, общаемся, трудимся или отдыхаем. И молитва с верой способна изменить их души.

Кроме того, когда мы хотим с теми людьми общаться, мы должны молиться, чтобы Господь укрепил их души, силу их души, чтобы они, общаясь с нами, не врали, не обманывали нас. А сказали ту нужную правду, которая нужна мне и ему.

Вот этому научает нас сегодняшняя притча и мы видим ее более глубокий смысл, под образом Отца подразумевая Святую Церковь, которая хочет, чтобы под своды Святой Православной Церкви вернулись и собрались все ее чада. И пускай нам в этом поможет Господь и Царица Небесная. Аминь.

Источник: http://www.n-jerusalem.ru