Святая великомученица Ирина
Празднование 18 мая (по новому стилю)
Житие св.великомученицы Ирины
Святая великомученица Ирина жила в I веке и до Крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния, правителя области Мигдония Македония. Ликиний построил для дочери отдельный роскошный дворец, где она жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Ежедневно к Пенелопе приходил наставник по имени Апелиан, который обучал ее наукам. Апелиан был христианином; во время учения он говорил девице о Христе Спасителе и наставил ее христианскому учению и христианским добродетелям. Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы – голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы – смирение, кротость и целомудрие, принес масличную ветвь – благодать Божию, получаемую в Крещении; орел – знамение высоты духа, достигаемой через богомыслие, – принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа; ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла Крещение от руки апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла, и была наречена Ириной. Она стала убеждать и своих родителей принять христианскую веру. Мать радовалась обращению дочери ко Христу; отец вначале не препятствовал дочери, но затем стал требовать от нее поклонения языческим божествам. Когда же святая Ирина твердо и решительно отказалась, разгневанный Ликиний велел связать свою дочь и бросить под копыта свирепых коней. Но кони остались неподвижными, лишь один из них оторвался от привязи, бросился на Ликиния, ухватил зубами его за правую руку, вырвал ее из плеча, а самого Ликиния сбил и начал топтать. Тогда святую деву развязали, и по ее молитве Ликиний в присутствии очевидцев встал невредимый, со здоровой рукой. Видя такое чудо, Ликиний с женой и множеством народа, числом около 3 000 человек, уверовал во Христа и отрекся от языческих богов.
Оставив управление областью, Ликиний поселился во дворце своей дочери, намереваясь посвятить себя служению Господу Иисусу Христу. Святая же Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обращала их на путь спасения. Она жила в доме своего учителя Апелиана. Узнав об этом, Седекия, новый правитель области, призвал Апелиана и спросил об образе жизни Ирины. Апелиан ответил, что Ирина, как и другие христиане, живет в строгом воздержании, в непрестанной молитве и чтении божественных книг. Седекия призвал к себе святую и начал убеждать ее прекратить проповедь о Христе и принести жертву богам. Святая Ирина бестрепетно исповедала свою веру перед правителем, не устрашившись его угроз и готовясь достойно претерпеть страдания за Христа. По приказанию Седекии она была брошена в ров, наполненный змеями и гадами. Десять дней пробыла во рву святая и осталась невредима, ибо Ангел Господень сохранил ее и приносил ей пищу. Седекия приписал это чудо волшебству и предал святую страшным пыткам: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой и не причиняли вреда телу святой девы. Наконец четвертая пила обагрила тело мученицы кровью. Седекия со смехом сказал мученице: «Где же Бог твой? Если у Него есть сила, пусть Он тебе поможет». Внезапно поднялся вихрь, блеснула ослепительная молния, поразившая многих мучителей, раздался гром и полился сильный дождь. Видя такое знамение с неба, многие уверовали во Христа Спасителя. Седекия не вразумился явным проявлением силы Божией и предал святую новым пыткам, но Господь сохранил ее невредимой. Наконец народ возмутился, глядя на страдания невинной девы, восстал против Седекии и изгнал его. Сменившие Седекию правители также подвергали святую Ирину разным жестоким мукам, во время которых силой Божией она продолжала оставаться невредимой, а народ под влиянием ее проповеди и совершавшихся чудес все в большем числе обращался ко Христу, оставляя поклонение идолам. Всего святой Ириной было обращено свыше 10 000 язычников. Из своего родного города Мигдонии святая перешла в город Каллиполь и там продолжала проповедовать о Христе. Правитель города по имени Вавадон подверг мученицу новым казням, но, увидев, что святая остается невредимой, вразумился и уверовал во Христа. Вместе с ним уверовало большое число язычников, которые все приняли Святое Крещение от апостола Тимофея.
После этого святая Ирина посетила и другие города – Константину, Месемврию – с проповедью о Христе, творя чудеса, исцеляя больных и претерпевая страдания за Христа. В городе Ефесе Господь открыл ей, что приблизилось время ее кончины. Тогда святая Ирина в сопровождении своего учителя старца Апелиана и других христиан удалилась за город к горной пещере и, осенив себя крестным знамением, вошла в нее, указав своим спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем, что и было исполнено. Когда на четвертый день после этого христиане посетили пещеру, то тела святой в ней не обрели. Так преставилась святая великомученица Ирина.
Из истории храма св.великомученицы Ирины
История Ирининского храма начинается с 1635 года, когда к храму святителя Николая чудотворца была пристроена придельная церковь. Название церкви дано в честь св. великомученицы Ирины, покровительницы дочери царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны — Ирины Михайловны. Она родилась в Покровском 22 апреля 1627 года и была первенцем царской четы. Именины царевны Ирины Михайловны приходились на 18 мая по новому стилю, в этот же день был престольный праздник храма в честь великомученицы Ирины.
Церковь св. великомученицы Ирины была поставлена поблизости от храма свт.Николая чудотворца на земле церковного погоста у Покровской дороги, которая сейчас носит название Бакунинской улицы.Церковь св. вмц. Ирины благоустраивалась в первую очередь благодаря царской семье Романовых. В 1631 году село Покровское перешло во владение Ирины Михайловны. Царевна подолгу здесь проживала, вникая во все дела и поддерживая благолепие храмов. После несостоявшейся попытки выдать замуж Ирину Михайловну за Датского принца Вольдемара, который не захотел принять православную веру, она посвящает себя богоугодным делам и молитве ради спасения души. Скончалась царевна мирно на 52-м году жизни 8 февраля 1679 года и была погребена в Новоспасском монастыре в родовой усыпальнице Романовых.
После пожара 1763 года было начато строительство каменного храма свт.Николая с приделом первоверховных апостолов Петра и Павла. При решении вопроса о сохранении престолов двух сгоревших Покровских храмов императрица Екатерина Алексеевна повелела Ирининскую церковь поместить внутри храма свят. Николая. Она пожаловала 1000 рублей на устройство Николаевской церкви с Ирининским приделом, который под этим названием просуществовал до октября 1824 года, когда он был переосвящен по благословению архиеп. Московского Филарета (Дроздова) в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
На этом не заканчивается история церкви вмц. Ирины, так как Ирининский приход не смирился с таким ходом событий. Летом 1764 года прихожане обратились с челобитной к императрице Екатерине II в Санкт-Петербург. Необходимость строительства новой церкви просители объясняли ростом населения в Покровском и невозможностью вмещаться в существующие храмы. 5 августа 1764 года митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербацкпй) сообщил о том, что Екатерина II приняла решение о строительстве новой церкви в Покровском.18 и 22 ноября 1764 года в Московскую Духовную консисторию явились все желающие строить новую церковь в Покровском.Был составлен список из 24 человек, которые выразили свое согласие строить деревянный храм за свой счет. Летом 1765 года была выделена земля близ Гаврикова переулка к Яузе. т.е. в районе современных Ирининских переулков. В клировых ведомостях 29 сентября 1765 года отмечается как день построения деревянной приходской церкви вмц. Екатерины с приделом вмц. Ирины. 17 февраля 1766 года состоялось освящение храма.К концу XVIII в. деревянная церковь св. вмц. Екатерины пришла в ветхость и угрожала падением, поэтому свящ. Михаил Петров начинает возводить каменный храм и подает прошение митр. Московскому и Калужскому Платону (Левшину) об упразднении старой деревянной церкви. В июле 1792 года был заложен главный престол, который 1 апреля 1800 года освящен во имя Живоначальной Троицы. Храм был построен с двумя приделами св. вмц. Екатерины и св. вмц. Ирины. В 1794 году также возвели колокольню. В 1891 году приделы храма Троицы Живоначальной (св. вмц. Ирины) расширили и вынесли на восток в одну линию с главным престолом. Освящение перестроенной церкви состоялось 29 декабря 1891 года.
Судьба храма Троицы Живоначальной кардинально изменилась после революции 1917 г. Во время кампании по изъятию церковных ценностей в апреле 1922 года государство вывезло из храма более четырнадцати пудов серебра: серебряные сосуды, кресты, ризы, лампады и другие богослужебные принадлежности. Тогда же Ирининскую улицу переименовали в улицу Фридриха Энгельса.Последнее знаковое церковное событие храма Троицы Живоначальной до его третьего закрытия произошло 28 октября 1923 года, когда Патриарх Тихон (Белавин) отслужил литургию в храме. Несмотря на это очень скоро храм перестал выполнять свою основную задачу.В 1920-х — 30-х годах в храме помещался клуб ворошиловских стрелков. В 1932 году по решению Мособлисполкома помещение храма стало столовой. Попытки отстоять святыню были неудачными, так как власти стояли на позициях воинствующих безбожников. В конце XX века помещение храма использовалось под склад. Разрушили колокольню и купола, снесли храмовую ограду, уничтожили все внутреннее убранство, замазали церковные фрески. Колокола с колокольни были переплавлены. Интересно, что из этих церковных колоколов были отлиты статуи и барельефы, которые установлены на фасаде здания Российской государственной библиотеки (бывшей библиотеки им. Ленина) и находятся там и поныне.
Приходское народное предание на протяжении веков сохраняло за храмом имя св. вмц. Ирины, несмотря на устройство храма в более отдаленном месте и на переосвящение храма по главным престолам — сначала во имя великомученицы , — Екатерины в 1766 году, а затем во имя Живоначальной Троицы в 1800 году. В народе церковь называли «Ирина-мученица, что в Покровском». Краткое народное название также использовалось—Ирининский храм.
Когда наступил исторический перелом в 1992 году, и храм был возвращен Русской Православной Церкви, было принято решение сохранить первоначальное историческое название в честь святой великомученицы Ирины. С 2013 года на территории Ирининского храма в Покровском размещается Подворье Патриарха Московского и всея Руси с Представительством Белорусского Экзархата.
Тропарь мученицы Ирины
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Ирина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Ирины
глас 4
Девства добротами преиспещренна, дево,/ страдальчеством была еси краснейшая, Ирино,/ кровьми твоими истекшими обагрена,/ прелесть же низложившая безбожия.// Сего ради и прияла еси почести победы рукою Создателя твоего.
Молитва великомученице Ирине
О, многострадальная и преславная Ирино, невесто Христова всехвальная, угоднице Божия! Ты предстоиши у Престола Пресвятыя Троицы и наслаждаешися неизреченнаго блаженства. Призри убо милостивно на нас, приносящих ти хвалебное пение сие, испроси нам милость, отпущение грехов у Преблагаго Господа, вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елико восхощеши, испросити у Него можеши. Темже убо смиренно припадаем к тебе и просим: умилостиви Владыку неба и земли, да подаст нам дух твоея ревности ко хранению святых Его заповедей, яко да возможем земное поприще в добродетельном житии проводити, райских селений унаследовати и тамо с тобою и всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.