СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ – НАИЛУЧШИЙ

Евангельский текст часто начинается со слов «во время оно» («в то время»): Во время оно, прииде Иисус от Назарета Галилейскаго и крестися от Иоанна во Иордане (Мк. 1: 9); Во время оно, прииде Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него (Мф. 3: 1). Мы всюду встречаем это выражение. Святые отцы постановили, чтобы так начиналось каждое евангельское чтение. И некоторые говорят:

– А, это было во время оно! Значит, всё хорошее произошло в то время! А как же быть с нашим временем?

Да, в то время произошло всё хорошее. Но разве хорошее было только тогда? Нет, хорошее было и потом. А самая хорошая эпоха – сегодняшняя, та, в которую живем ты да я, та, в которую Бог действует и совершает тайну нашего спасения. Для людей минувших столетий самой хорошей была их эпоха. А для наших современников самая хорошая эпоха – это сейчас. Это наилучшее время для любого человека. Когда пройдет сейчас, эта эпоха кончится и начнется следующая, наступит новый миг, начнется новое время, в которое мы будем жить, придет новый год. Поэтому самый хороший день – сегодняшний.

Много лет тому назад я прочел одно выражение, и мне оно понравилось. Тогда я был еще мальчишкой и читал одну духовную книгу для юношества, в которой было сказано: «Нет ничего лучше, чем быть молодым христианином в нашу эпоху». Эта мысль мне понравилась, и я ее записал. Она актуальна и сегодня.

Наша эпоха трудная, в ней есть искушения, испытания, трудности, отдаление от Бога, но когда ощутишь Божие присутствие, ты поражаешься Божией силе, благодати, мудрости, Его всемогуществу и говоришь себе: «Эпоха тяжелая, но Он здесь!» И Христос действительно сильнее всех искушений, испытаний и трудностей. Как говорит Сам: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мири се, Я с вами во все дни до скончания века; Я был мертв, и се, жив во веки веков (Ин. 16: 33; Мф. 28: 20; Откр. 1: 18).

Ты словно идешь и видишь, что на тебя надвигается масса противников и врагов, но крепко держишься за руку Христа, и чем ближе они подступают, тем больше чувствуешь, что твоя рука согревается, и всё четче ощущаешь Его присутствие, чувствуешь, что Он рядом, что вы вместе идете по этому миру, и говоришь себе: «Хорошо мне идти с Тобой, Господи! И если бы вокруг меня были только храмы и святые и доносилось только благоухание ладана, то это было бы естественно. Но удивительно, что Ты со мною сейчас, среди такого множества искушений, в такой трудный век, и что я чувствую Твое прикосновение».

Разве это не замечательно? Как драгоценно это прикосновение Христа, как здорово чувствовать, что ты веришь уже не в какие-то теории, слова, идеологии, философии, не в какие-то идеи, а в Кого-то. Идея – это не то, к чему можно обратиться, с кем можно поговорить, например с идеей мира. Ведь что такое «мир», «благо»? Это теоретические понятия. А Христос – Он объект нашей любви, содержание наших чаяний, наша цель, наша любовь, наше упование. Не так ли?

Откровение, повествующее о конце света, заканчивается словами: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22: 20). То есть ответ Церкви таков: «Гряди (приди), Господи». Мы не ждем, чтобы пришла какая-нибудь философия, которая завладеет миром, но ждем, чтобы пришла Личность, наш Господь Иисус. И это замечательно – радоваться присутствию Христа, любить Его, причащаться Его, ощущать Его в своем теле, крови, знать, что Господь в тебе, ибо ты причастился.

Кто-то сказал мне:

– Я причащаюсь, но вскоре забываю об этом.

А ты не забывай, помни об этом. В эти дни ты причащался, не забывай же: Господь в тебе. Посмотри на свои руки, как святой Симеон Новый Богослов, который говорит: «Смотрю на свои руки и вижу Господа. Смотрю на свое тело, и внутри его – Господь. Его кровь течет во мне»[1]. Это нечто страшное, это умонепостижимая реальность, которая приземляет, когда задумываешься о ней.

И Откровение указывает, что Церковь завершит свой исторический путь в мире сем вся залитая кровью. Кровью начиналась вера во Христа, кровью и закончится. Ты только подумай: она начинается кровью и завершается кровью. Кровь, жертвы, гонения, мучения, опасности – святые, которые пролили кровь свою за Господа, убелили одежды свои в крови Агнца, и Он даровал им белые одежды. Это те, кто пожертвовал собой, и сейчас они держат в руках пальмовые ветви (см.: Откр. 7).

В последние времена Церковь пройдет через трудности, и секрет их облегчения заключается в любви ко Христу, в соприкосновении с живым Христом, в молитве. Старец Паисий и многие святые отцы прошлых веков говорят, что подготовка к этим временам не ограничивается тем, чтобы узнать, что тогда произойдет, как произойдет, когда произойдет и как это начнется. Суть не в этом, суть в другом: в том, чтобы подготовиться, собрать в хранилище своей души благодать, милость, благословение, чувство ко Христу, чтобы потом смочь выдержать. Как же ты выдержишь, если не любишь Христа? Ради кого будешь жертвовать собой в те тяжелые дни, если уже сейчас не любишь Бога, не жертвуешь ничем из своего? И Кого будешь исповедовать? Того, Кого не любишь?

Ждать событий, времен и дат – это не даст ничего. Если ты не любишь Господа, это не пойдет тебе на пользу, не поможет нисколько. Но если любишь Его, тогда, даже если и знать ничего не будешь, – это не проблема, потому что ты будешь говорить: «Я всегда буду жить так. Всегда буду любить Христа. Независимо от того, что произойдет, буду любить Его. Это мое отношение к Богу, моя любовь, моя живая связь с Ним: любить Его, чтобы смочь Его исповедовать, знать, о Ком я говорю, чтобы не говорить о некоем абстрактном Христе, о Котором когда-то читал, но о Живом Боге, и если меня спросят: “Отрекаешься ли ты от Христа?” – чтобы я мог в тот час сказать: “Нет, потому что я знаю Его! Я не могу отречься от Того, Кого вижу”».

Когда святых апостолов вели в темницу, им сказали:

– Не говорите ни о чем! (см.: Деян. 5: 28, 40).

Но разве мы можем не говорить о том, что видели, что слышали, разве можем не рассказать о том, что пережили?

Только вот вопрос: а является ли Христос твоим опытным переживанием? Понимаешь? А как Христос может стать твоим опытным переживанием? Через каждодневный личный труд. Так Он становится твоим опытом – благодаря труду и каждодневным жертвам, которые ты совершаешь. Своей каждодневной аскезой ты делаешь Христа явным в своей жизни, делаешь Его ощутимым в своей душе, теле, крови.

Своей каждодневной аскезой ты делаешь Христа явным в своей жизни, делаешь Его ощутимым

Аскетическая борьба, которую проводишь каждый день, помогает тебе реально убедиться, что Христос – нечто гораздо более живое, Он – действительная Личность, Он Тот, Кого ты видишь, Кому говоришь, Кому кланяешься, Кому служишь и Кто тебя любит. Понимаешь? Это очень конкретные слова, они совсем не теоретические. Когда я говорю «прикасаюсь», «ем», «пью», «причащаюсь» – это не что-то теоретическое. Ты вкушаешь Христа.

Поэтому я и сказал, что мы не просто слушаем: некоторые из нас исполняют всё это на деле – борьбу, труд, аскезу ради Христа. И сегодня это возможно – жить Христом, быть подготовленными, что бы Он ни попустил. И нас не должна занимать мысль о том, что попустит Господь, а надо себя спрашивать о другом: «Люблю ли я Христа?» Всё это вообще не теоретические вещи.

Помню, когда был мальчишкой, однажды я зашел в книжный магазин и выбрал себе книгу о молитве. Зашел в магазин и мой знакомый, искавший эсхатологические книги – о пророчествах, Втором Пришествии. Я не виню его, просто хочу передать наш разговор и что я после этого прочел. Он спросил меня:

– Что ты взял?

– Я смотрю замечательную книгу о молитве. Читаю, что сказали о ней святые отцы.

– Брось это, не читай. Сейчас время исповедничества, грядут тяжелые времена, скоро начнут сбываться пророчества. Возьми, почитай вот это.

Он был очень воодушевлен, но, не скрою, не смог меня убедить, не тронул словами: «Брось книгу о молитве и прочти вот эту, о конце света». Я ему ничего не сказал. Он тоже верующий, он так это чувствует, так поступает.

Через какое-то время я уже прочел довольно много книг и запомнил следующие слова старца Паисия. Его спросили:

– Геронда, как подготовиться ко всему этому?

А он ответил:

– Сейчас, когда времена спокойные, когда у нас нет искушений и гонений, давайте готовиться подвигом и молитвой, чтобы заполнилось хранилище нашей души, потому что в тот час мы уже не сможем совершать крестных ходов, бдений и служб. Тогда наступит время исповедничества.

А сейчас идет время подготовки, подготовка же не означает паники, экстравертности, неуверенности, активизма: «Бегите, действуйте, говорите!» Что говорить, что сказать? О ком говорить? Ведь наша цель – не Второе Пришествие, не Откровение, а Христос Являющийся, не последние времена, а Ветхий денми[2], не Откровение, а Открывающийся Христос. Вот наша цель, вот многожеланная Личность, Которая нас занимает, – Христос.

В какой-то момент мы должны будем Его исповедать. Но какого Христа? Христа из наших книг? Которого открыли для себя в датах, текстах, пророчествах? Но разве это наша цель? Все пророчества заключаются следующим образом: гряду скоро! – Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Можешь ли ты это сказать? То есть любишь ли ты Христа так сильно, знаешь ли Его так хорошо, чтобы смочь сказать: «Приди, Господи»?

Господь грядет! Акцент делается не на событиях, а на том, что через все эти события приходит Господь

Господь грядет. Акцент делается не на событиях, а на том, что через все эти события приходит Господь. Самое великое событие – это Пришествие нашего Господа. Когда увижу Его, буду ли я готов? Сделал ли что-нибудь ради Него? Потрудился ли ради Него, возлюбил ли Его лицо, Его присутствие, Его слова, Его заповеди, то, что Он велел мне делать? Он Сам сказал:

– Если любишь Меня, сделай то, что говорю. Сохрани Мои заповеди. Кто хранит Мои слова в своем уме, сердце и всегда думает обо Мне, тот любит Меня.

Господь на этом делает акцент. Не правда ли? А будут ли гореть мои глаза любовью ко Христу? Окажется ли отпечатанным Его имя в моем уме как мысль, как чаяние? Акцент тут ставится на личной борьбе, и каждый может спросить себя: «А если Христос придет, когда пожелает, когда решит, буду ли я любить Его до такой степени, чтобы говорить о Нем, исповедовать Его, жертвовать собой?»

Так что же мне надо сделать для этого? Для этого нужен большой предварительный труд. И снова говорю: предварительный труд совершается в глубине души, во мне самом, в моей борьбе, в моей келлии, в моей комнате, в молитве – там Господь, в этой сокровенной клети моей души. Закрой же двери свои и помолись Богу, чтобы ощутить Его прикосновение, и потом ты не оставишь Его ни за что на свете. Непознанного оставишь, а познанного не оставишь. Ты не оставишь Господа, если познаешь Его, если вкусишь Его: «Вкусите и видите, яко Благ Господь».

Черпать информацию – эти не плохо, но надо прийти к тому выводу, что цель – в единении со Христом, в любви ко Христу. Это труднее всего. Поэтому и видишь людей, у которых нет желания молиться, которым не по душе связь с Богом, которым не хочется читать Новый Завет, Псалтирь, возносить молитвы, молиться по четкам. У них нет таких желаний, но стоит заговорить с ними на эсхатологические темы – о датах и пророчествах, они могут часами делать это с огромным энтузиазмом, с большим удовольствием. Снова повторю, что всё это не плохо, только не надо этим ограничиваться, а надо дойти до молитвы. Чтобы это привело тебя к молитве, чтобы ты прикоснулся ко Христу.

(Окончание следует.)

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Богоносци

20 января 2020 г.