«Сегодня – начало нашего спасения» Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы Архимандрит Софиан (Богиу)

За подвиг исповедничества веры Христовой в период атеистических гонений и святость жизни архимандрит Софиан в 2024 году причислен к лику святых и ныне именуется Румынской Церковью преподобноисповедником Софианом Бухарестским, Анфимским. 15–16 сентября 2025 года состоялось торжество местного провозглашения его святости.
Рождество Пресвятой Богородицы. Автор: Вощин Василий Никитин, 1757 г. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Рождество Пресвятой Богородицы. Автор: Вощин Василий Никитин, 1757 г. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней». Так начинается тропарь нынешнего праздника, совершаемого в сегодняшний вечер и в воскресенье. И действительно, братья христиане, из всех рождений, какие знает история мира, ни одно не принесло всему человечеству столько радости, сколько принесло появление на свет Пресвятой Девы Марии. С Ее рождением открывается новый горизонт для всего человечества и начинает писаться новая история – история спасения рода человеческого, или, как говорит святой Иоанн Дамаскин, «днесь спасения нашего главизна».
Ее пришествие в мир было обетовано Богом нашим праотцам в земном раю, затем возвещено пророками, и на протяжении тысяч лет все поколения, одно за другим, с любовью и трепетом чаяли Ее появления как имеющей родить Мессию, Спасителя мира. Целые поколения молились об Его воплощении от Матери Божией.
Она была избранным сосудом, в который сошел и воплотился Спаситель мира. Как известно, Святая Дева Мария – благословенный плод долгих и многослезных молитв Ее престарелых и блаженных родителей Иоакима и Анны. Оба они происходили из царского рода Давидова и жили в Назарете Галилейском. В центре Назарета и сегодня показывают место, где когда-то жила со Своими родителями Пресвятая Дева Мария. И действительно, братья христиане, в сегодняшнем Назарете стоит величественный собор Благовещения, самый крупный в этом городе. В нем несколько этажей. Спускаешься на несколько ступеней – и в середине видишь оградку, за которой до наших дней хранится домик Ее родителей Иоакима и Анны.
Целые поколения молились о воплощении Спасителя от Матери Божией
У престарелых родителей Матери Божией был еще один дом, в Иерусалиме. Там они проводили свои дни в благочестии и чистоте, в посте и доброделании, но жительство их было отмечено глубокой печалью: одни, без наследников, они тихо клонились к закату жизни. И все-таки ни старость, ни бесплодие Анны не ввергали их в отчаяние, и они не уставали молить Бога даровать им чадо. Предание, доведенное до нас святым Иоанном Дамаскиным, гласит, что они часто молились такими словами:
«Адонаи, Господи Боже Саваоф! Ты знаешь поношение безчадия, знаешь скорбь бесплодия. Если Ты милостиво призришь на смирение рабов Твоих и дашь рабам Твоим дитя, то мы принесем его в дар Тебе»[1].
Икона преподобноисповедника Софиана Бухарестского, Анфимского
Икона преподобноисповедника Софиана Бухарестского, Анфимского
И действительно, Бог услышал их смиренную молитву, и бесплодная и иссохшая ветвь древа Давидова приносит дивный плод – Младеницу Марию.
Эта Дщерь престарелых Иоакима и Анны не была подобна прочим дщерям человеческим, Она не имела равных Себе среди них, хоть многие в то время и не могли уразуметь Ее Божественного назначения в мире. Ведь Она была Женой, имевшей сокрушить главу змия, как сказано в начале Книги Бытия (Быт 3: 15), обещанной Богом первым людям; Она была Женой, украшенной венцом неизреченнейших добродетелей; Она была чудесной и благодатной Девой, возвещенной пророком Исаией, Которая, будучи Девой, родит Еммануила и пребудет Девой и Матерью, станет девственным обиталищем и Пречистой Матерью Спаса нашего Иисуса Христа.
Когда благочестивая Анна родила Сию благословенную Дщерь, их старческий дом наполнился великой радостью и светом, ибо горькой и великой была доселе их скорбь и ожидание. Имя, которое выбирают и нарекают родители своей Младенице, – одно из красивейших имен, бывших в распространении у древних евреев. Это женское имя – Мириам, Мариам или Мария, и означает оно «приятная», «прекрасная» или «Госпожа», «Владычица», Деспина, как Ее величают греки. Все эти значения имени сполна подходят Ей, поскольку дивная Младеница Мария с рождения Своего была наделена всяческими добродетелями и дарованиями телесными и душевными.
Грех не коснулся ни Ее тела, ни души, и обиталище Господа нашего Иисуса Христа пребыло чистым и телесно, и душевно
Преисполненная благодати с самого Рождества, Пресвятая Мария Дева пребыла преисполненной благодати во все время Своей земной жизни. Полнота этого Божественного дара, наполнявшего Ее существо и изливавшегося на все творение, оберегала Ее от всякого греха. Таким образом, по благодати Божией, грех не коснулся ни Ее тела, ни души, и обиталище Господа нашего Иисуса Христа пребыло чистым и телесно, и душевно.
И все же, братья христиане, Пресвятая Дева Мария родилась по естественным законам человеческого рождения, а следовательно, не была свободна от первородного греха, свободным от него был только Ее Божественный Сын. Это состояние личной святости, подчеркнутой тенью первородного греха, передавшегося через родителей, продолжается в Пресвятой Деве до Благовещения.
В мгновение Благовещения, 25 марта / 7 апреля, после того как Пресвятая Дева свободно дает согласие стать Матерью Сына Божия, – сказав Ангелу это слово: «Буди Ми по слову твоему» (Лк. 1: 38), хотя Она мужа не знала, – Она, сошествием на Нее Святого Духа, совершенно очищается от всех последствий первородного греха. С этого мгновения для Пресвятой Девы начинается новая глава: с этого дня Пречистая Дева, совершенно чистая и душой и телом, становится освященным обиталищем, в котором образуется человеческое тело Бога Слова.
Таким образом, только после того, как Пресвятая Дева соглашается стать Матерью Сына Божия, Она полностью очищается. До этого вышеестественного решения Святая Дева Мария, хоть и преисполненная благодати, все же находилась под влиянием первородного греха, как другие люди, а значит, была вольна высказаться против принятия Божественного Материнства. Вместо «да будет», как Она ответила, Она могла сказать: «Я не согласна». Но Она сказала: «Да будет», то есть безоговорочно повиновалась, хоть и была безмужней. То есть Она могла не согласиться стать Матерью Спаса миру.
Таким образом, действием Святого Духа девственное тело, пречистое и нетронутое ни единым грехом, была очищено и от первородного греха, дабы плоть, из которой родится Господь наш Иисус Христос, и кровь, которая вольет жизнь в эту Божественную плоть, не имела и следа греха, будь то первородный или личный. Только из этого незапятнанного, беспорочного тела Пресвятой Девы Марии могло родиться во плоти тело, единое с Божеством. Только это тело могло соделать миру спасение, и только это тело было достойно родить Господа нашего Иисуса Христа как человека.
Таково православное учение о рождении Матери Божией, каким его исповедали святые отцы и Святые Вселенские Соборы. В этой связи святитель Кирилл Иерусалимский в одном из поучений говорит так:
«Сей самый Дух Святый сошел на Святую Деву Марию. Ибо когда Христос Единородный должен был родиться из Пречистой Девы, сила Вышнего осенила Ее и Дух Святый, нашедший на Нее, освятил Ее, дабы возможно было Ей приять Того, чрез Которого все произошло. Рождение это было чистым и непорочным»[2].
Святой Иоанн Дамаскин, следуя тем же путем святых отцов и Вселенских Соборов, обобщает данное учение следующими словами:
«После того, как Святая Дева изъявила согласие, на Нее, по слову Господню, которое сказал Ангел, сошел Святый Дух, очищающий Ее и дарствующий Ей силу для принятия Божества Слова, а вместе и для рождения Его»[3].
То же учение мы находим и в гимнографии Благовещения. В песнопении, сложенном в виде исповедания, Сама Дева Мария произносит следующие слова:
«Душу очисти, тело освяти, церковь сотвори Мя вместительну Бога, скинию Богоукрашену, одушевлен храм наитием Пресвятаго Духа и Жизни чистую Матерь»[4].
Братья христиане, Матерь Божия, воплотив в Себе Бога действием Святого Духа, водворила в Себе Свет Божественный, став всецело другим существом, превосходящим людей и ангелов. Святитель Григорий Палама, великий православный богослов, говорит среди прочего, что:
«Потому что Бог словно восхотев представить Образ всего прекрасного и ясно показать ангелам и людям Свою силу в исполнении этого идеала, осуществив Сей Мир для видимых и невидимых существ, лучше же сказать – явив общую совокупность Божественных и человеческих благодатей (дарований) и превосходящую прекрасность, возвеличивающую и тот и другой мир, таким образом так совершил Сию воистину все-прекрасность; сочетав в Ее лице все то, чем в отдельности украсил все…
Ты явилась Божиею Матерью; соединила ум с Богом, соединила Бога с плотию; Бога соделала Сыном Человеческим, а человека – сыном Божиим…
Посредством Ее единой пришед к нам, явился на земле и жил среди людей Тот, Который до Нее был невидим для всех»[5].
Иисус Христос, Спаситель мира, Который извечно был с Отцом, но не был виден для людей, Своим воплощением от Девы Марии делается видимым для людей, для мира, нося тело человеческое, как и мы, но без греха.
«Так и в будущем непрестанном веке всякое проистечение Божественного озарения и всякое откровение Божественных таин, и всякий вид духовных даров, помимо Нее не будет иметь места ни для кого; но Она первая, прияв полнейшее исполнение Исполняющего вселенную, устанавливает для всех меру полноты, распределяя каждому по силе его, согласно соответствию и мере чистоты каждого, так чтобы Она была хранительницей и распорядительницей богатства Божества»[6].
Святитель Григорий Палама вопрошает:
«Кто возвестит величия Твоя, Дево? Ты явилась Божиею Матерью; соединила ум с Богом, соединила Бога с плотию; Бога соделала Сыном Человеческим, а человека – сыном Божиим; Ты примирила мир с Творцом мира.
Ты даровала нам и телесными глазами увидеть Невидимого, приявшего образ и вид нас, людей… Ты произвела Самое Сокровище для нас всех благ, вечный Источник от Отеческих недр неразлучно разверзающийся: сидящее выше небесных сводов Слово, Которое оттуда принесло нам живую воду и даровало нам пищу бессмертия, делающую причастников ее сынами Божиими, усыновленными не только по имени, но в общении Божия Духа Телом и Кровию Бога сроднившиеся с Богом и друг с другом»[7].
Пресвятая Дево, походатайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим, да утолит лютую вражду в мире
Посему молим Тя, Всеблагая Владычице, даруй всему народу Твоему эти достояния Твои из милости и сокровищницы Твоих благодатей, как Благодатная. Из сих сокровищ небесных помоги и исцели души и тела наши, недугующие страстями, озари и умири душевную жизнь каждого из нас, всецело ведающая все наши беды. Излей, Пресвятая, радость, мир и согласие в семью рода человеческого и нашего румынского народа, с глубокой древности, с незапамятных времен почитающего Тебя с великим и чистым благоговением.
Еще дерзаем молить Тебя, Пресвятая Дево: походатайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим, да утолит лютую вражду в мире, ибо Он – воистину источник и Владыка мира. С умилением и упованием молим Тебя обо всем этом, Пресвятая Дево и Матерь Божия, ведая, что Ты можешь нам помочь, ибо Ты можешь все, что хочешь. Аминь[8].
Архимандрит Софиан (Богиу)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Cuvântul Ortodox (Православное слово)
19 сентября 2025 г.
Рейтинг: 10 Голосов: 260 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
[1] Иоанн Дамаскин, прп. Слово второе на Рождество Пресвятой Богородицы.
[2] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. Огласительное поучение 17, 6.
[3] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Книга 3, глава II (46).
[4] Триодь цветная. Служба Благовещению Богородицы. Канон на утрени, песнь 7.
[5] Григорий Палама, свт. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Сказано 7 сентября 1986 года, в субботу вечером, на утрени праздника. Из книги «Parintele Sofian [Отец Софиан]». Бухарест: Bizantina, 2007.
По материалам сайта Православие.ру