ХОЧУ В РАЙ. Протоиерей Андрей Ткачев

Но вот я думаю: а чем я буду в Раю заниматься? Слушать шум листвы и журчанье ручьев? Маловато будет. Все, что можно придумать о Рае, недостойно Рая. Поэтому сказано, что ухо не слышало, и глаз не видел, и на сердце человеку не всходило то, что Бог приготовил любящим Его. Одно ясно: Царство Божие будет царством молитвы. Мы будем хвалить Бога и совершать Ему поклонение в духе и истине вместе с ангельским миром, пророками, апостолами и мучениками. Мы будем совершать непрестанную небесную Литургию. Вот сказал – и полегчало. Теперь не только ясно, чем будут заниматься спасенные. Теперь ясно также и то, чем сегодня заниматься, чтобы Рая не лишиться: нужно воспитывать в себе любовь к богослужению.
Когда я на службе, я уже отчасти в Раю. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним, Богородице». Если служба мне понятна и мною любима, то это и есть Рай мысленный. Если же служба скучна, длинна и неинтересна, то это явный признак моей неготовности к небесной жизни, неготовности к участию в тамошнем незакатном торжестве. Заметим еще и то, что на земле молитвы состоят в основном из покаяния и просьб. Ну да. А из чего еще? Грешнику нужно каяться, а нуждающемуся – просить. Мы – во всем нуждающиеся грешники. Но там, в том чудном там, нужно будет главным образом хвалить, благодарить, славить и воспевать. Такова, собственно, Литургия. В ней есть прошения и покаяние, но в основном вся она хвалебная и благодарственная.
С точки зрения будущего ликования даже от молитвы Господней останутся одна-две строчки. Прочее упразднится как до конца исполнившееся. Вот смотрите. Зачем просить в будущем веке «да приидет Царствие Твое»? Ведь оно уже будет пришедшим, наступившим. То же самое будет касаться и слов «да будет воля Твоя». Среди жителей Рая иной воли, кроме Божией, не будет. Ад магнитом притянет к себе всех самовольников и своевольников, а в Раю будет одна воля. Далее. Просить о хлебе будем? Думаю, что не будем. А должников прощать и себе просить прощения долгов? Тоже думаю, что это на земле должно совершиться как условие вхождения в светлую реальность. А там – уже ни долгов, ни должников. Искушения? Может быть, останутся испытания ради проверки верности. А может, и нет, если стояние в истине станет непоколебимым, как сегодня у светлых ангелов. И, без сомнения, связанный и наказанный лукавый не будет страшен, как сегодня, и не потребуется постоянная просьба об избавлении от него.
Так что же остается? Остается «Отче Небесный! Да святится имя Твое! Аминь». Как-то так. Иными словами, остается «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!» Остается «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже!» Хвала остается, и благодарение, и поклонение. И все это уже есть сегодня как приготовление к будущей райской жизни. Но чтобы нам самоуверенно не разлениться и не охаметь, остаются и нужды, требующие просьб, остаются и греховные несовершенства, властно требующие ежедневного покаяния.
Будем каяться и будем просить. Будем питаться манной, ежедневно наблюдая впереди, по ходу движения Церкви, облачный столп Божественного присутствия в светлое время и огненный столп во время ночное. Путешествие в Землю, текущую молоком и медом, продолжается.