12-е Ольгинские чтения состоялись в 1050-ю годовщину со дня преставления святой княгини Ольги
Благословенна ты в женах русских,
ибо оставила тьму и возлюбила Свет.
Патриарх Феофилакт, Х век
23 июля накануне 1050-летия со дня преставления святой равноапостольной княгини Ольги в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя состоялись 12-е Ольгинские чтения, организованные Обществом святой равноапостольной Великой княгини Российской Ольги, Международной общественной организацией «Союз православных женщин» и Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.
Чтения были традиционно посвящены увековечению памяти и наследия святой равноапостольной княгини, первой принявшей святое Крещение и ставшей первой русской святой.
Участники конференции свидетельствовали об удивительной жизни княгини, в основу которой были положены целомудрие, чистота, вера в Бога и доверие Ему. Еще до своего просвещения Ольга, будучи родом из Псковского края, явила пример твердости в чистоте. Князь Игорь пытался склонить будущую княгиню ко греху, но она ответила: «Если ты, будучи князем, не можешь себя обуздать, то как же сможешь управлять людьми и княжеством». Князь Игорь не смог забыть эту целомудренную девушку и взял ее в жены.
Выступления в рамках конференции касались различных сторон жизни и почитания святой княгини Ольги. Так депутат Госдумы Ольга Епифанова отметила: «Именно Ольга явилась праматерью христианства на Руси. Сегодня мы понимаем, что в оценке политической роли Ольги, ее роли в построении государства принятие христианства было самым важным. Блестящую оценку правления Ольги дал историк Михаил Карамзин. Он писал, что «она жизнью доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами». Она была любима своими людьми как правительница милостивая и благочестивая, как судья праведная и никого не обидящая. Ольга была щедра для нищих, убогих и малоимущих».
Руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Димитрий Рощин отметил, что почитание святой княгини имеет сегодня особое значение как пример женского служения: «Сегодняшняя встреча была бы невозможна без таких же самоотверженных женщин, которые, вооружась молитвой, заступничеством и помощью святой княгини Ольги, продолжают свой неутомимый труд на благо Отечества и для сохранения исторической памяти».
Многие скептики задают вопрос о том, почему княгиня так жестоко расправилась с древлянами, убившими ее мужа, князя Игоря. Однако эксперты напоминают о том, что княгиня Ольга на тот момент была язычницей и не могла не отомстить за смерть мужа, иначе она бы потеряла власть.
С юности Ольга вела воздержанную и целомудренную жизнь, не выходила вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Настало время, когда, поручив управление своему сыну, она отправилась в Константинополь в 959 году, поскольку желала быть христианкой по свободной воле, и приняла крещение с именем Елена. Ольгу лично крестил патриарх Феофилакт, ее восприемником стал император Константин VII Багрянородный. В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами, так началось её апостольское служение. Она посещала города земли русской, устанавливала каменные кресты, устраивала быт, став прародительницей русской государственности. Впервые именно ей удалось установить государственную границу молодого Древнерусского государства. Она воздвигла храм святителя Николая над могилой Аскольда – первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. 11 мая 960 г. в Киеве освятили храм святой Софии-Премудрости Божией. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом». Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. На реке Великой, неподалёку от родного села, она воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Много скорбей пришлось пережить святой Ольге. Её сын Святослав не пожелал принять христианскую веру и противился её распространению в Киевской Руси. Пребывая в Киеве, Ольга учила детей Святослава христианской вере. Будучи на смертном одре, она не прекращала проповеди, умоляя сына оставить идольское нечестие и уверовать в истинного Бога. Она просила похоронить себя по христианскому обычаю. 11 (24 по новому стилю) июля 969 г. святая Ольга скончалась, при её внуке князе Владимире Святом её нетленные мощи были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы. Многие верующие тогда получали исцеления. Канонизация Ольги была осуществлена на церковном соборе в 1547.
Важнейшее значение образа святой Ольги в том, что она сумела быть достойной правительницей в земле Русской, восприемницей веры христианской в языческой среде, что труды её не пропали даром. Она сумела заронить искру Божию во внуке своём Владимире, который осуществил то, что не удалось Ольге – крестил народ Киевской Руси и положил начало Русской Православной Церкви. Согласно оценкам историков, святая княгиня Ольга стала прародительницей 150 русских благоверных князей и княгинь, причисленных к лику святых.
Много внимания в рамках Ольгинских чтений было уделено образу жизни святой княгини Ольги как примеру для жен нынешнего века – ее служению семье, молитвенности, упованию на Бога и мужественной борьбе – и внутренней и внешней – с врагами Православия.
В рамках мероприятия вспоминали тех выдающихся русских женщин, которые носили это святое имя – только в роде Романовых было 6 княжен с этим именем, включая святую страстотерпицу Великую княгиню Ольгу Николаевну Романову. В рамках Ольгинских чтений выступила игумения София, настоятельница Ольгинского женского монастыря на истоке Волги (Тверская и Кашинская епархия). Монастырь еще возрождается, поэтому требуются серьезные средства. Матушка игумения София сердечно пригласила всех посетить монастырь, чтобы почтить память Великой княгини Ольги.
В рамках Ольгинских чтений эксперты исследовали гимны и церковные богослужебные тексты, посвященные княгине Ольге, где она называется богомудрой, «образцом чистоты», «проповедницей и хранительницей истинной веры», а также иконографию посвященных ей икон.
На конференции был представлен фильм о деятельности Общества святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги в Москве при храме Вознесения Христова за Серпуховскими воротами (метро Добрынинская, Серпуховская), где находится храм-крестильня во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Общество выполняет просветительскую миссию, распространяя знания об этом светоче русской земли, объединяет историков, религиоведов, филологов и всех тех, кто живо интересуется темой почитания святой равноапостольной княгини Ольги, зачастую носящих это святое имя. По средам в храме-крестильне поется акафист святой равноапостольной княгине Ольге и служится молебен. По свидетельствам членов Общества, именно после того, как затеплилась свеча молитвы к великой княгине, стала активно развиваться его деятельность.
Удивительными стали слова настоятеля храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами протоиерея Константина (Татаринцева) о том, что равноапостольные труды святой княгини состояли не столько в том, что она учреждала новые церкви, создавала епархии – все это княгине Ольге было на тот момент не под силу, так как господствовало язычество. Ее равноапостольные труды были в сердечной молитве о земле русской. «Она смиренно, из глубины души молилась Богу о прощении и просвещении всего народа русского и это поистине стало главным вкладом в дело спасения Руси», — сказал протоиерей Константин.
В заключение 12-х Ольгинских чтений состоялся праздничный концерт.
Молитва, составленная святой равноапостольной великой княгиней Ольгой
О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прильпе душе моя по Тебе, и мене прият десница Твоя: приклони ухо Твое ко мне и услыши молитву мою. И дай ми путь обрести, имже ми получу угодити Тебе: ибо жажду источника спасения.
Помощник ми буди и не остави мене. Боже Спасителю мой, яко Отец мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорен и неверен, такоже и людие неверни. Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси.
Аз же, Господи, на милость Твою уповах и на пучину щедрот Твоих надежду душа моя возлагаю и, к Тебе прибегая, молюся: научи мя творити волю Твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества неверных людей. Аще они заблудили суть от Твоея благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия Своего ради, не презри их, но посети и в разум призови, и своему познанию приведи. Якоже и от мене древле уничиженную присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род, и в роды, и вовеки.
При подготовке статьи использовались материалы сайта Общества святой равноапостольной Великой княгини Российской Ольги