Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Саввино-Сторожевском монастыре

23 августа 2020 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, праздник второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь. В этом году обитель отмечает 25-летие возрождения монашеской жизни.

У святых врат Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиереи, прибывшие на праздник в Саввино-Сторожевский монастырь, наместник обители архимандрит Павел (Кривоногов) с братией монастыря, заместитель главы администрации Одинцовского городского округа Московской области В.В. Переверзева, начальник территориального управления Звенигород администрации Одинцовского городского округа Р.Х. Мангушев.

По прибытии в монастырь Святейший Владыка поклонился честным мощам преподобного Саввы Сторожевского, покоящимся в древнем соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

Затем на престоле, установленном под сенью на монастырской площади, Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии, за которой  была совершена хиротония архимандрита Амвросия (Федуковича) во епископа Тракайского, викария Виленской епархии.

Его Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; митрополит Виленский и Литовский Иннокентий; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря; насельники Саввино-Сторожевского монастыря в священном сане и духовенство г. Москвы.

Богослужебные песнопения исполнил хор Саввино-Сторожевского монастыря (регент С.В. Овчаров).

На богослужении присутствовали: председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, заместитель главы администрации Одинцовского городского округа Московской области В.В. Переверзева, начальник территориального управления Звенигород Р.Х. Мангушев.

На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Также трансляция осуществлялись на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

Проповедь перед причастием произнес скитоначальник скита преподобного Саввы Сторожевского игумен Феодосий (Чинодел).

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Тракайского Амвросия на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Амвросий!

Днесь Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, почила на тебе, соделав тебя через возложение на главу дланей наших и по соборным молитвам Церкви преемником святых апостолов. Возведенный ныне в высшее иерархическое достоинство, облаченный в епископскую мантию, ты стоишь посреди народа Божиего в ожидании слова наставления. Потщись же внять наставлению, которое мне по долгу Предстоятеля и согласно древней традиции надлежит тебе преподать.

Прежде чем вступить на путь епископского служения, устреми свой мысленный взор туда, где этот путь начинается — во святой град Иерусалим. Там в некоем доме в первый день недели вечером пребывают ученики Спасителя, к которым, дверем затворенным, приходит Иисус. Посмотри же вместе с ними и ты на Воскресшего, являющего им Свои раны и мир преподающего. Узри, как и они, Господа, сообщающего им дуновение Духа Святого и наделяющего их властью вязать и решить. Внемли купно с ними Его словам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21-23). Виждь сих посланников Христовых — ловцов рыбы, соделавшихся ловцами человеков (Мф. 4:19). Виждь сих бесстрашных проповедников Евангелия, служение которых из рода в род, из столетия в столетие передается в Святой Церкви. Помни, что «и до тебя ныне дошедший жребий есть, — по слову святителя Филарета Московского, — тот же жребий, который вышел из рук Апостольских; и тебе предлежащий ныне путь есть продолжение того же пути, который проложили первые посланники Христовы»«Какая дивная цепь посланничества!» — восклицает московский Златоуст в своей речи епископу Дмитровскому Кириллу по его рукоположении.

Как Небесный Отец посылает Своего Сына, так и Сын Божий посылает Своих учеников, так и они через поставление Духом Святым творят себе преемников. И мы, стоящие вокруг тебя архипастыри, некогда также сподобились присовокупиться «к златой чистой и Божественной цепи посланников Господних», — также слова святителя Филарета.

Господь вверяет тебе служение в мире, который Он привел из небытия в бытие Своей всемогущей волей и который через непослушание наших прародителей наполнился горем и страданиями, в мире, где нередко торжествует и грех, но бурные волны житейского моря разбиваются о борта дивного корабля Святой Церкви. На этом корабле обретают спасение утопающие в пучине страстей, получают утешение страждущие, находят приют обездоленные. Мы — епископы вместе с нашими помощниками пресвитерами — команда этого судна, которая трудится под управлением Своего Главы — Небесного Кормчего Христа. Мы те, кому надлежит обращать на путь истинный заблудших и наставлять немудрых, вразумлять, по слову апостола Павла, бесчинных и утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливыми ко всем (1 Фес. 5:14).

Видишь ли, сколь нелегко епископское бремя и велика ответственность? Разумеешь ли, сколь высока возложенная на тебя душеспасительная миссия? Хотел бы предостеречь тебя не только от страха и уныния, бываемых от осознания тяжести предстоящих трудов, но и от опасного чувства собственной значимости и мнимого превосходства, которое может появиться от ощущения важности архиерейского служения.

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16). Эти слова Спасителя, которые Он говорил апостолом прежде Своих Крестных страданий, Он сейчас обращает и к тебе. Пусть же эти слова всегда остаются в твоем сердце, пусть они звучат для тебя как призыв к ревностным трудам на ниве церковной.

Невелики человеческие силы, чтобы исполнить все нам повеленное. Но да не устрашается сердце твое (Ин. 14:27) — таковы слова Господа, обращенные к нам. Стремись всегда пребывать во Христе, без Которого мы не можем ничего совершать. Старайся пребывать в молитве, устремляя во всякое время свои помышления горе́, к Тому, Кто, по слову Псалмопевца, нам прибежище и сила, Кто — скорый помощник в бедах (Пс. 45:2). Как наставляет святитель Василий Великий, «не избегай чего не должно и не прибегай к кому не должно. Но пусть будет у тебя одно избегаемое — грех, и одно прибежище в несчастиях — Бог».

Призываю тебя быть неленостным и единомысленным помощником Преосвященного митрополита Виленского Иннокентия, под водительством которого созидается ныне церковная жизнь на Литовской земле.

Теперь же, выслушав Патриаршее напутствие, прими этот епископский жезл «как знамение силы, посылаемой тебе от Господа, частию как знамение пастырскаго попечения о словесном стаде, от тебя ожидаемаго», как сказал святитель Филарет, митрополит Московский, вручая жезл епископу Дмитровскому Кириллу.

Иди и благослови народ Божий, вместе с нами возносивший молитвы о даровании тебе благодати Святой и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельной Троицы. Аминь».

По традиции новорукоположенный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Святейший Владыка совершил славление и молитву преподобному Савве Сторожевскому у иконы святого.

Наместник обители архимандрит Павел (Кривоногов) приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству икону преподобного Саввы Сторожевского.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня действительно великий день для всей нашей Церкви, потому что эта древняя обитель святого Саввы Сторожевского — царская обитель. Именно сюда чаще всего приезжали на богомолье цари и царицы, здесь даже были дворцы царские, и вся эта дорога, которая сегодня называется Рублево-Успенским шоссе, называлась Царским путем, Царской дорогой. Это был главный царский путь на богомолье, а Саввино-Сторожевская обитель — главной царской обителью, где царь участвовал в богослужениях и молился чаще, чем в какой-либо другой. Поэтому значение Саввино-Сторожевского монастыря совершенно особое — в первую очередь для Московской земли, но поелику Москва стала столицей всего нашего Отечества, то и для Отечества нашего и для всей Церкви. Вот почему с особым чувством мы совершали сегодня Божественную литургию и вспоминали преподобного Савву Сторожевского, великого угодника Божия, ученика преподобного Сергия, по примеру которого ученики его создавали монашеские общины по всему лицу нашей Руси.

Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о прощении господином своего должника (Мф. 18:23-35). Некий господин, человек очень богатый, может даже особа царствующая, простил долг своему рабу. Это была огромная сумма, целое состояние, но господин прощает этот долг. В свою очередь раб тоже дал кому-то в долг — сумму ничтожную по сравнению с той, что взял в долг у богатого господина. Встретив должника, раб потребовал вернуть долг, а тот не смог это сделать. Тогда он стал его бить и сказал, что посадит в долговую тюрьму, так что должнику придется продать все свое состояние, отдать в рабство жену и детей, — только чтобы вернуть долг. И мы знаем, что злой раб был наказан своим господином.

Сегодняшняя притча, конечно, не о том, чтобы мы правильно распоряжались материальными средствами. Разумеется, нужно помнить, что долг потому и называется долгом, что человек обязан вернуть взятые деньги. Иногда бывает, что по каким-то причинам вернуть все сразу невозможно, и люди просят об отсрочке, просят о милости. Вот пусть те, кому должники не могут в полной мере вернуть долги, вспомнят об этой притче. Может, и не всегда нужно требовать немедленного исполнения всех обязательств, — в случае, если по какой-то причине должник действительно не может в данный момент вернуть все.

Но опять-таки эта притча не о том, что нет необходимости в финансовой дисциплине, не о том, чтобы в банке брали заем и его не отдавали, не о том, что можно нарушать обязательства и не возвращать деньги. Совсем не о том! Притча эта — не о дисциплине, не о прощении долгов в обществе и в государстве, а о человеческой милости, о доброте и прощении. Недаром преподобный Ефрем Сирин говорит: «забудь и пост, и молитву, если ты не прощаешь ближнему твоему». Почему «забудь»? А потому что и пост, и молитва не достигают небес, в ответ на пост и на молитву Господь не дает и не даст просимого, если ты не прощаешь другому человеку его согрешений, его долгов, а иногда просто его несовершенства, которое раздражает тебя и создает напряжение в отношениях с этим человеком.

Другими словами, сегодня Евангелие учит нас милости друг ко другу и прощению. Ведь каждый знает, что происходит, когда прощаешь другого. На сердце становится легче. Вроде как ты прощаешь, а не тебя прощают, но даже это прощение снимает тяжесть с сердца. Действительно, это испытывают многие из тех, кто с чистым сердцем прощает другому грехи, обиды, разного рода неприятности. Чистосердечное прощение облегчает душу того, кто прощает, но дело не только в этом. А когда мы в семье прощаем друг другу? Нет семьи, которая бы не проходила бы через трудные моменты в жизни, когда нарушается взаимопонимание супругов, когда возникают трудности с детьми, когда возникают напряжение и даже скандалы. Как ужасно, если после такого люди не просят прощения и не прощают, а с этой тяжестью и живут! Казалось бы, как просто после неурядицы взять да и попросить прощения, как просто простить своих родных и близких, и не было бы конфликта, который разрушает семью и наносит вред каждому из его участников!

Но то, что справедливо в отношении семьи, справедливо и для трудовых, и для иных коллективов. Ведь конфликты разрушают солидарность, а значит, коллектив теряет собранность, теряет способность к свершению дел, и узы, связывающие членов коллектива, становятся все слабее. А если продвигаться далее по этой лестнице, восходя ко все большим и большим масштабам, а если говорить о народе, о государстве? Ведь если мы и в обществе научимся прощать друг друга, то это светлое состояние души, которое мы испытываем, прощая близких, будет присутствовать в и народе нашем.

Этим ведь и отличался наш русский народ — способностью прощать. Иногда приезжавшие к нам с Запада люди недоумевали и воспринимали способность русского человека — прощать — как некую слабость. Это не слабость! Это великая духовная сила, которая способна преображать жизнь народа. Поэтому сегодняшняя притча учит нас о том, что прощение — это такое деяние, которое исправляет к лучшему жизнь — личную, семейную, коллективную и жизнь всего народа. И дай Бог, чтобы мы дошли до осознания этой великой истины, чтобы мы научились прощать друг друга, а через прощение — исцелять язвы и недуги как в личной, семейной, так и в общественной жизни. Аминь».

Святейший Владыка поблагодарил наместника монастыря архимандрита Павла (Кривоногова) и в благодарность за труды на благо Святой Церкви вручил ему крест, изготовленный к 10-летию Поместного Собора Православной Церкви 2009 года и интронизации Его Святейшества.

В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону явления Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму Саровскому, а каждому насельнику монастыря — сборник своих проповедей.

Верующим были вручены иконки преподобного Саввы Сторожевского с Патриаршим благословением.

«Обители, празднующей 25-летие возрождения монашеской жизни, желаю помощи Божией, монашествующим — восходить от силы к силе, никогда не ослаблять своими немощами или ленью ту благодать, которая дана каждому, кто принимает священный сан. Хотел бы пожелать монашествующим также любви и уважения друг к другу и чуткого отношения к паломникам, ко всем тем, кто приходит в святую обитель, кто обращается за советом, кто вместе с вами молится. Помните, ни один человек не должен уйти неутешенным, ни один человек из обители не должен уйти с неким омраченным чувством, чего-то не получив или что-то, напротив, встретив противное его духовному состоянию. Пусть Господь помогает каждому, кто трудится, молится, служит и кто посещает святую обитель на всех путях вашей жизни», — сказал в завершение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

ФОТОГАЛЕРЕЯ