В праздник Входа Господня в Иерусалим Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Стефана (Привалова) во епископа Клинского

21 апреля 2019 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Стефана (Привалова), председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятеля храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, во епископа Клинского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Орловский и Болховский Тихон; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност; епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний; епископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; московское духовенство.

В храме присутствовали: Чрезвычайный и Полномочный посол Государства Катар в Российской Федерации Фахад бен Мухаммед аль-Аттыйя; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической политике Д.Ф. Мезенцев; ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий; председатель Московского городского суда О.А. Егорова; заместитель председателя Совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьев.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел:

  • архиепископа Орловского и Болховского Тихона в сан митрополита — на основании определения Священного Синода от 4 апреля 2019 года (журнал № 23), в связи с назначением главой Орловской митрополии;
  • епископа Южно-Сахалинского и Курильского Аксия в сан архиепископа — на основании определения Священного Синода от 4 апреля 2019 года (журнал № 23), в связи с назначением на Южно-Сахалинскую кафедру (в соответствии с Положением о наградах, пункт 2.2.1 которого гласит: «Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию»).

Указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков Московской городской епархии к празднику Святой Пасхи 2019 года были удостоены права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни»:

  • протоиерей Геннадий Андриянов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Серебряниках г. Москвы;
  • архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма апп. Петра и Павла в Ясеневе г. Москвы, подворья ставропигиального мужского монастыря Введенская Оптина пустынь;
  • протоиерей Алексий Бабурин, клирик храма Ризоположения на Донской улице г. Москвы;
  • протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке г. Москвы;
  • протоиерей Феодор Батарчуков, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москвы;
  • архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади;
  • протоиерей Владимир Бушуев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове г. Москвы;
  • игумен Всеволод (Варющенко), клирик храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы;
  • протоиерей Василий Голованов, настоятель храма Вознесения Господня на Гороховом поле г. Москвы;
  • игумен Митрофан (Гудков), настоятель храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы;
  • Протоиерей Георгий Гуторов, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москвы;
  • протоиерей Николай Диваков, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москвы;
  • протоиерей Сергий Дынников, настоятель храма Новомучеников Подольских в Шишкином лесу г. Москвы;
  • протоиерей Игорь Зуев, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Голутвине г. Москвы;
  • игумен Алексий (Иванов), настоятель храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы;
  • протоиерей Александр Кашкин, настоятель храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы;
  • игумен Никифор (Кирзин), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  • протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма прп. Серафима Саровского, Патриаршего подворья при Выставочном центре ЗАО «Экспоцентр» г. Москвы;
  • протоиерей Михаил Крутинь, клирик храма Воскресения Словущего на Арбате г. Москвы;
  • игумен Феофан (Лукьянов), руководитель Сектора протокола Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;
  • протоиерей Феодор Рожик, настоятель храма Знамения иконы Божией Матери в Переяславской Слободе г. Москвы;
  • протоиерей Сергий Романов, настоятель храма равноап. кн. Владимира в Старых Садех г. Москвы;
  • игумен Максим (Рыжов), настоятель храма Живоначальной Троицы в Конькове г. Москвы;
  • протоиерей Александр Салтыков, и.о. настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах г. Москвы;
  • протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех святителей на Кулишках г. Москвы;
  • протоиерей Сергий Селезнев, настоятель храма Архангела Михаила в Овчинниках г. Москвы;
  • протоиерей Алексий Семкин, клирик собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади г. Москвы;
  • протоиерей Александр Смедюк, клирик храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москвы;
  • протоиерей Александр Сычев, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Дербеневе г. Москвы;
  • игумен Филарет (Тамбовский), клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке г. Москвы;
  • протоиерей Александр Тараканов, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Мещерском г. Москвы;
  • протоиерей Валентин Тимаков, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове г. Москвы;
  • протоиерей Димитрий Толкачев, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Узком г. Москвы;
  • протоиерей Александр Филимонов, клирик храма aпп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы;
  • протоиерей Константин Xаритошкин, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Сабурове г. Москвы;
  • игумен Симеон (Шевцов), настоятель храма aпп. Петра и Павла в Новой Басманной Слободе г. Москвы.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес священник Павел Мальнов, клирик храма Живоначальной Троицы в Ознобишине г. Москвы (Никольское благочиние викариатства Новых территорий Московской городской епархии).

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Клинского Стефана на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Стефан!

Господь, непостижимый и славный во всех делах и крепости Своей, по любви к роду человеческому чрез Единородного Сына и Спасителя мира ниспосылающий Животворящего Своего Духа, ныне соделал и тебя сосудом избранным Божественной благодати. Сегодня твоя жизнь изменилась: тебе предстоит новое служение, сколь высокое, столь же и ответственное. Выслушай же сие отеческое напутствие пред началом шествия по предначертанной тебе стезе.

Аксиомой духовной жизни является суждение, что христианин должен доверять своему Творцу, не сомневаясь в том, что все в его жизни совершается по промыслу Господню. Однако нам надлежит всегда помнить и о другом доверии — о доверии Бога к нам. Как свидетельствует псалмопевец Давид о человеке, умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его (Пс. 8:6). Это ли не высота доверия — поставить сынов Адама на одну ступень с ангелами, сравнить с бесплотными духами, непрестанно славословящими Бога и утвердившимися в добре, чуждыми всякого греха и всякой страсти, не ведающими сомнений в вере?

Мы, христиане, наследники славы Божией и воины Царя Небесного. Мы призваны, как ангелы, к постоянному общению со своим Создателем и исполнению Его воли. Мы удостоены чести соединяться в таинстве Евхаристии со Спасителем нашим Иисусом Христом. И что может быть выше этого? Но Господь по удивительному человеколюбию доверяет служителям Своим нечто большее — власть отпускать грехи, причем доверяет всецело: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин. 20:23). И такой полнотой власти обладает архиерей. Ныне и тебя Вседержитель удостаивает этой власти, Он вручает тебе жезл и вверяет стадо Свое, дабы ты упасл его на пажитях живоносных.

С сожалением должен сказать, что мне доводилось видеть не только любящих молитву священнослужителей, но и таких, которые были равнодушны к своему деланию и теплохладны к молитве. А ведь Господа трепещут умныя вся силы, Ему поет солнце, Его славит луна, Ему присутствуют звезды, Его слушает свет, Его трепещут бездны, Ему работают источницы (последование святого крещения). Человек же — венец творения, по сказанному, почти не умаленный от ангелов, — оказывается зачастую неблагодарным и расслабленным.

С тобою да не будет так! Впери душевный корабль ветрилом Божественного страха (канон во вторник утра) и всегда помни о той славе и чести, которыми увенчал нас Господь, дабы люди, взирающие на добрый пример твоей жизни, видели, что ты действительно являешься проводником Божией любви. И да никто не скажет из пасомых твоих: «Ждал сострадания — но нет его, утешителей — но не нахожу» (Пс. 68:21).

Всякий верующий в Превечного Отца, рожденного от Него Сына и Животворящего Духа именуется воином Христовым. Твоя пастырская деятельность многие годы связана с окормлением воинов Отечества земного, которым ты открываешь красоту Отечества Небесного и научаешь их быть подданными Царя мира, сокрушающего брани и крепость дающему уповающим на Него (чин освящения знамения и воем благословения на брань). Родившись в семье военнослужащих и пройдя обучение в военной академии, ты на своем опыте знаешь, как важно защитнику Родины быть твердым и мужественным, честным и сильным. Ты знаешь также, что без Бога человеку сложно воспитать в себе эти качества, что только укрепляясь помощью Единого Подвигоположника и Победотворца Христа (седален 7-го гласа), можно одолеть видимых и невидимых врагов.

Помни, что именно на тебя будут равняться военнослужащие, по тебе будут судить о вере Христовой и о православных людях, от тебя будут ожидать духовной поддержки, заботы и любви. К тебе будут обращаться за советом в разрешении житейских проблем и за разъяснениями догматического учения Церкви, твое мудрое слово потребуется родителям, беспокоящимся или скорбящим о своих чадах, к тебе придут с горем от потери близкого человека и вопросами о жизни и смерти. И ты должен будешь не только знать, что отвечать, но и как отвечать. Кто-то нуждается в теплых словах утешения, кому-то, чтобы свергнуть с себя иго греха, потребуется взыскание, кому-то нужны будут знания о церковной жизни и разъяснение Священного Писания.

Справиться со всем перечисленным не под силу ни одному человеку, сколь бы одаренным он ни был. Однако твоя задача как епископа, т.е. «надзирающего» за тем, чтобы все было благопристойно и чинно (1 Кор. 14:40), состоит прежде всего в системной организации церковной жизни и взаимодействия с воинскими подразделениями. Особое внимание уделяй тому, чтобы военнослужащие регулярно участвовали в святой Евхаристии, дабы Сам Христос соделал их причастниками жизни вечной и ниспослал неослабную, непреоборимую и победительную силу, крепость и мужество на сокрушение врагов (чин освящения знамения и воем благословения на брань).

Укрепляйся благодатью Святого Духа, ныне обильно преподанной тебе, уповай на милость и всемогущество Творца, не ослабевай в молитве к Нему. В ревностном совершении Евхаристии обретешь ты силу, ниспосылаемую тебе свыше для непорочного прохождения нелегкого поприща архипастырства во славу нашего Божественного Учителя и Единородного Сына Небесного Отца.

Прими же сей епископский жезл и благослови предстоящих людей, которые вместе с нами молились о ниспослании тебе щедрых даров Святого Духа, осиявшего нас зарями трисветлого Божества (канон в неделю утра на полунощнице). Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику и обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем событие евангельской истории, которое имеет очень большое значение для духовной жизни человека и исполнено великих и непреходящих смыслов, — Вход Господень в Иерусалим. Народ, пораженный тем, что Бог во Христе воскресил из мертвых Лазаря, собрался для торжественной встречи великого чудотворца, шедшего из Вифании в Иерусалим. Как свидетельствует евангельский текст, люди постилали свои одежды, срезали ветви деревьев, бросали их под ноги Спасителя и кричали: «Осанна Сыну Давидову!» Встречали Его почти как полководца, возвращающегося с победой, хотя Спаситель не вел себя как триумфатор, но смиренно, как простой паломник, ехал на осле, не проявляя никаких встречных чувств. Евангелие не оставляет сомнений в том, что Христос был равнодушен к проявлениям человеческого восторга, к человеческой славе. Наверное, не только потому, что знал: буквально через пять дней те же, кто кричит ему «Осанна!», будут с не меньшим энтузиазмом кричать: «Распни Его!», — но еще и потому, что человеческая слава — нечто скоропреходящее, словно некий мираж. Но как же сладка слава! И если она проходит в силу любых обстоятельств, будь то человеческие немощи, неудачи в карьере, так что тот, кто еще вчера был на вершине власти, становится одним из многих, то в результате — глубочайший стресс, нередко приводящий к отчаянию и даже к смерти.

Все те, кто так дорожит человеческой славой, должны сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, поставить перед собой простой вопрос: а стоит ли так дорожить всем этим и так переживать, если слава по каким-то причинам вдруг уходит? Встречавшие Господа и Спасителя неслучайно воздавали Ему такую славу, ведь они были уверены: Тот, Кто воскресил четверодневного мертвеца, способен излить особую милость и на них, а, возможно, и на весь народ израильский, находившийся в то время в условиях римской оккупации. Потеря независимости тяжело переживалась израильским народом, и, наверное, те, кто встречал Спасителя, входившего в Иерусалим, думали: если и Воскресивший покойника не сможет принести свободу, значит, силы, которая могла бы спасти их от римского владычества, просто не существует. И наивно верили, что Господь применит свою Божественную силу для решения очередной проблемы, связанной с историческим развитием человеческого общества. Конечно, Господь таких намерений не имел, Он пришел в мир для другого, а отсюда и разочарование, и крики «Распни!».

Сегодняшний день, хотел бы еще раз подчеркнуть, должен всех нас научить правильному отношению к человеческой славе. Никто не должен предаваться чувству восторга от того, что знаменит, прославлен, что сослуживцы, знакомые, родные, соседи относятся к тебе с большим уважением, чем к другим. Все это нужно принимать с благодарностью Богу и людям, но никогда этим не наслаждаться и не относить лично к себе, помня, что слава, уважение, почет в любой момент могут раствориться, как облако.

И вот еще чему учит нас сегодня событие входа Господня в Иерусалим. Неслучайно Господь сел не на коня, а на осла, неслучайно явил образ смирения, что, конечно, было совершенно непонятно людям. Тот, кого торжественно встречали, триумфатор, въезжавший на белом коне в столицу после победы над врагами, по обычаю отвечал на приветствие толпы. Но Спаситель не отвечал. Он смиренно восседал на ослике, животном, которое так легко купить за небольшие деньги, всем своим обликом свидетельствуя, что не приемлет человеческой славы. Он знал ей цену — то, что уже через пять дней те, кто воздавал славу, потребуют Его смерти — смерти крестной. «Распни Его!» — кричали они Пилату.

Но есть еще что-то, о чем следует сказать. Господь совершил чудо — воскрешение Лазаря. Покойник, который четвертый день пребывал в гробовой пещере, по зову Спасителя вышел, и народ был охвачен ужасом. Люди были потрясены. Это ли не чудо? Это ли не явление Божией славы? Но даже это чудо не укрепило людей в вере. Ибо чудо может поражать воображение, но его созерцание не предопределяет силу человеческой веры, ведь даже самым очевидным чудесам сопутствует множество сомнений. Остается же неразгаданным чудом появление вселенной из ничего! Правда, современные ученые так не говорят, но они употребляют еще более странное выражение — из некой точки. Вся материя словно содержалась в этой точке, и вдруг раздался взрыв, и материя стала распространяться, образуя пространство вселенной. Проще было бы сказать «Божественный акт творения», но язык не поворачивается у тех, кто считает, что можно все объяснить силой человеческого разума и таким образом вытеснить Бога из сознания людей. Но как бы ни объясняли и ни описывали этот дивный Божественный акт, всего никогда не объяснят. Многие нынешние ученые, горделиво считая, что познали тайны бытия и не нашли в них Бога, на самом деле имеют ничтожно малое понятие о вселенной. Но так и любые последующие попытки познать мир всегда будут приоткрывать лишь незначительную часть всей полноты Божественной тайны. И сегодняшний день явно свидетельствует о том, что чудо необязательно ведет людей к вере. К вере ведут жизненный подвиг, чистота сердца и ума, а главное, готовность принять Бога и умом, и сердцем.

Пусть каждый из нас, кто прошел сегодня через радостное переживание этого великого евангельского события, укрепится в вере, почувствует близость Божию, осознает величайшую силу смирения и таким образом обретет нечто, что может действительно изменить нашу жизнь к лучшему. Аминь».

Затем Святейший Владыка вручил церковные награды:

  • во внимание к трудам в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и в связи с 80-летием со дня рождения ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского I степени;
  • во внимание к помощи в строительстве храма святой равноапостольной великой княгини Ольги, Патриаршего подворья в Останкине г. Москвы, председателю Московского городского суда О.А. Егоровой была вручена памятная икона Святой Живоначальной Троицы;
  • во внимание к активному медицинскому и социальному служению и в связи с 60-летием со дня рождения доктор медицинских наук, профессор, главный врач Городской клинической больницы № 67 им. Л.А. Ворохобова Департамента здравоохранения г. Москвы А.С. Шкода был удостоен ордена святителя Луки, исповедника, архиепископа Крымского, II степени.

В алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Предстоятеля Русской Церкви с клириками, удостоенными богослужебных наград. От лица награжденных к Святейшему Владыке обратился протоиерей Максим Козлов: «Ваше Святейшество, от лица всех награжденных Вами сегодня сердечно благодарю Вас. Радость праздника Вы усугубили наградой для нас, Ваших недостойных клириков града Москвы».

«Эта награда особенная, потому что предыдущие все были связаны с чем-то материальным, — продолжил отец Максим. — Это чисто духовная награда, связанная только с богослужением. Мы все Вас почтительно и с любовью благодарим, Ваше Святейшество, и обещаем, что будем стараться служить так, чтобы не посрамить той чести, которой Вы нас сегодня удостоили».

Святейший Патриарх Кирилл, напутствуя награжденных, отметил: «Открытые Царские врата — это то, что имеет большое миссионерское значение. Когда верующие молятся перед открытыми Царскими вратами, когда они видят совершение Евхаристии, это, конечно, усугубляет силу духовного воздействия на них. Но и налагает ответственность на священника».

«Дай вам Бог перед открытыми Царскими вратами так совершать Божественную Евхаристию, чтобы ваш пример вдохновлял людей, укреплял в вере», — заключил Предстоятель Русской Церкви.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси