День памяти преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, учеников преподобного Сергия Радонежского
Александр Пересвет и Андрей Ослябя – воины-схимники. Когда великий князь Димитрий Иоаннович пред своим походом против Мамая посетил обитель преподобного Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с полчищами Мамая, то он просил у Преподобного как бы в залог обещанной ему милости Божией отпустить с ним сих двух бояр-иноков.
Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя – боярином Любецким. Их мужество, мудрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил в свои полки великий князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу. И Преподобный не задумался исполнить просьбу великого князя, на вере основанную: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное. С радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца игумена, а он приказал им в замену лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением креста Христова: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, говорил он им: да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных». Поручая их великому князю, святой старец сказал ему: «Вот тебе, возлюбленный княже, мои оруженосцы и послушники, а твои избранники!» А им еще сказал: «Мир вам, возлюбленные о Xристе братия! Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашея купли».
Фрагмент фрески Серапионовой палаты Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Наступил грозный час битвы, имевшей решить участь тогдашней России. В самый полдень 8 сентября 1382 года оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы… Вдруг с татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности; звали его Челубей, а родом был он печенег. Тщеславный своею силою, подобно древнему Голиафу, грозно потрясал он копьем и вызывал на единоборство кого-либо из русских витязей… Страшно было смотреть на этого великана, и русские думали про себя: «Ах, если бы нашелся кто-нибудь из наших, который бы поразил его!» И хотя было много среди их витязей, но никто не решался сам вызваться добровольно на такой подвиг…
Прошло несколько минут томительнаго ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича выступает один из Сергиевых иноков, его усердный послушник схимонах Александр Пересвет… Пламенея ревностно по вере Христовой и любовно к дорогой родине, он не стерпел поношения от дерзкого татарина всему воинству православному, выехал вперед и, обратившись к великому князю Димитрию Иоанновичу и к другим князьям, сказал: «Не смущайтесь этим нисколько: велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равного себе витязя; но я желаю с ним переведаться, я выхожу противу него во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небеснаго!»
Вместо брони и шлема Александр облечен был в схиму Ангельского образа (так благословил его преподобный Сергий); на сей одежде, на челе, на груди и назади, было нашито знамение воина Xpистова – Крест Господень. Доблестный инок-воин, выходя на единоборство, окропил себя святой водою, простился с своим собратом Андреем Ослябею, с великим князем, со всеми вождями и воинством православным и громко воскликнул: «Отцы и 6pатиe! простите меня, грешного!»
„Бог тебя простит, благословит и молитвами святого отца Сергия да поможет тебе», – было ему всеобщим ответом.
Все были тронуты до слез самоотвержением инока; все молили Бога, да поможет ему, как древле Давиду на Голиафа. А он в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьем, подобно молнии, устремился на своем быстром коне против татарина. Раздались громкия восклицания с той и другой стороны; оба витязя сближаются, ударяют друг друга тяжелыми копьями столь крепко, столь громко и сильно, что, казалось, потряслось самое место их битвы, и оба богатыря пали мертвыми на землю!..
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (возведена в 1510 году).
После победы на поле Куликовом великий князь приказал перевезти тело мученика-героя в Москву, а преподобный Феодор, ученик и племянник преподобного Сергия, пожелал похоронить его в своей Симоновской обители. Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами; в 1398 году великий князь Василий Димитриевич посылал его в Царьград с милостынею. Он погребен рядом с своим соратником Александром Пересветом у Рождества на Старом Симонове.
Троицкий Патерик, или Сказания о святых угодниках Божиих, живших под благодатным водительством преподобного Сергия. – Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при участии МП «Утро», 1992. С. 10—12.