«ЖИЗНЬ НАША ХРИСТИАНСКАЯ ДОЛЖНА ПОКРЫВАТЬ ВСЁ И ВСЕХ ЛЮБОВЬЮ» К 50-летию священнической хиротонии отца Валериана Кречетова

Сегодня протоиерей Валериан Кречетов, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы и храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Акулове, отмечает 50-летие иерейской хиротонии. Мы от всей души поздравляем отца Валериана с полувековым подвигом пастырского служения и представляем своим читателям несколько поучительных историй из жизни юбиляра.

«Да кто я такой? – Человек простой, говорю стихами…»

– Отец Валериан Кречетов мне дорог как личность с очень давних времен: храм в Акулове, где он служит всю жизнь, был хорошо известен в московской церковной среде благодаря его предшественнику по настоятельству и духовному учителю – замечательному священнику отцу Сергию Орлову, который глубоко почитался верующими.

Личное знакомство с отцом Валерианом у меня произошло когда-то в юности в доме наших общих друзей – в семье замечательного человека, профессора Владимира Николаевича Щелкачева, старший сын которого священник Александр Щелкачев служит в Николо-Кузнецком храме в Москве, а также является завкафедрой истории Русской Церкви в ПСТГУ.

Крупный ученый, профессор В.Н. Щелкачев собирал в определенные праздничные дни своих друзей и знакомых, среди которых было много прекрасных, светлых личностей. Там я когда-то и познакомился с молодым, благодушным и общительным человеком, будущим отцом Валерианом, сыном священника Михаила Кречетова. За столом обычно обсуждались, на фоне текущей жизни, какие-либо общие церковные вопросы, в которых достаточно активно участвовал и он. К тому же у него был прекрасный голос, и он охотно пел к удовольствию собравшихся.

Вскоре после его рукоположения в сан произошла очередная встреча у Щелкачевых. В те времена встреча со священником всегда была чем-то особенным, так что, когда меня пригласили и я узнал, что там будет только что рукоположенный отец Валериан, мне было очень интересно его повидать. Я увидел, что в нем что-то изменилось, чувствовалось новое вдохновение, появилось нечто значительное… За столом я оказался с ним рядом, что было для меня приятной возможностью общения. Действительно, молодой отец Валериан повернулся ко мне, о чем-то дружески заговорил и вдруг, под влиянием, может быть, собственного недавнего переживания таинства хиротонии, спросил у меня, не хочу ли и я принять священство. Я несколько смешался и стал говорить, что, мол, кто я такой… Он улыбнулся и пошутил:

– Человек простой, говорю стихами, – и тут же добавил: – Если не мы, то кто же?

На этом разговор естественно кончился – там было много людей, желавших пообщаться с молодым священником. Думаю, отец Валериан давно забыл этот маленький эпизод, ну а для меня он остался как незабываемый штрих собственного пути. Вообще эта как бы полушутливая, но яркая формулировка, заимствованная у определенного круга людей долга и мужества, осталась для меня как некое напоминание о собственной ответственности при решении вопросов, требовавших твердости, и иногда я невольно вспоминал этот наш мимолетный, но по сути очень серьезный разговор у Щелкачевых.

В дальнейшем мы общались не часто. Временами я посещал храм в Акулове и даже приводил туда, к отцу Валериану, своих знакомых, нуждавшихся в пастырском попечении. Тогда я еще не был священником, но мне было интересно наблюдать, как отец Валериан беседует с кающимися. Он был (как и сейчас) всегда очень внимателен, нетороплив и участлив с ними.

И так случилось, что после моего рукоположения я неоднократно служил в Покровском храме Акулова у отца Валериана, который охотно меня принял с самым теплым расположением. С благодарностью вспоминаю это время. У отца Валериана я многому научился. В подмосковном храме было спокойно, я был всем очень доволен. Благодарю отца Валериана за доброе отношение, добрые советы, принесшие мне большую пользу. Служил с ним и позднее, но такая возможность бывает редко по условиям нашей жизни.

У отца Валериана всегда были очень хорошие, яркие проповеди. Многие из них изданы – читать их легко и назидательно.

Отец Валериан не только как пастырь, но и просто как человек общения – замечателен. Дай Бог ему здоровья еще на многая и благая лета!

Как мы служили Всенощную на небесах

Протоиерей Максим Миняйло, старший священник Храма-памятника на крови, Екатеринбург:

– Приезд отца Валериана к нам в Екатеринбург – это всегда время особого сосредоточения. Мы заранее готовимся: батюшка нас обязательно духовно наставит.

Отец Валериан очень любит Царскую семью. Он в нашем екатеринбургском Храме на крови много лет назад заложил традицию, начав проповедь на день памяти Царственных страстотерпцев так:

– Христос воскресе!

Теперь часто те, кто говорит проповедь на месте убиения Царской семьи в этот день, начинают ее с этих слов. Батюшка вообще стоит у истоков традиции проведения Царских дней в Екатеринбурге.

Мы постоянно устраиваем встречи отца Валериана с екатеринбуржцами. Он умеет просто, даже в какой-то веселой форме, донести до людей основы духовной жизни. Например, спросит, бывало:

– Для чего человеку зубы?

– Жевать, – отвечают ему.

Проповедь на день памяти Царственных страстотерпцев отец Валериан начал так: «Христос воскресе!»

– Нет, есть человек начинает еще до того, как у него начнут резаться зубы; точно так же и тогда, когда зубы уже повыпадают, он все равно ест себе да ест. Значит, зубы нужны для чего-то другого…

– Для чего?!! – наконец не выдержат слушающие.

– А вот когда у человека появляются зубы?.. – ответит отец Валериан вопросом на вопрос и, опять выждав паузу, продолжит: – Тогда, когда он начинает говорить! Зубы нужны для того, чтобы держать язык за зубами!

В опыте отца Валериана поразительным образом сочетаются духовное знание, житейская мудрость, потрясающая начитанность не только в Священном Писании и святых отцах, но и в художественной и даже в научной литературе, да плюс еще основательное базовое техническое образование. Все это дает какой-то колоссальной действенности сплав в плане осуществления миссии.

И те, кто самоуверенно считает себя преуспевшим в жизни, в его присутствии перестают заявлять: «Я считаю…»

Многие из тех, кто считает себя преуспевшими, порою вообще, бывает, никого уже не слушают. А вот отца Валериана они слушают и слушаются! Он их каким-то образом обезоруживает, выбивает у них из-под ног платформу стабильности – и через это они становятся ближе к Богу, за что батюшке и благодарны. В его присутствии они перестают заявлять: «Я считаю…»

Молодой священник, может, и верно что-то говорит порою, старательно ссылаясь на Евангелие, но это часто, в том числе и для него самого, так и остается на уровне теории. А отец Валериан и о простом, и о сложном как о лично пережитом говорит – вот что важно. У него слово всегда рождено из его собственного опыта.

Никто же не любит, когда его поучают. Поэтому апостол Павел и предупреждает: Не бываим тщеславны (Гал. 5: 26). Батюшка всегда назидает с любовью. Чувствует каждого человека: что кому сказать. Слушаешь его, а он тебя точно соавтором своей речи делает: ты соглашаешься, но так, как будто сам всю жизнь так и думал… Потрясающая манера вести разговор!

Однажды, помню, я был уверен, что отец Валериан даст благословение… У меня супруга не хотела лететь на самолете, и я, чтобы развеять, как мне казалось, все ее страхи и сомнения, подвел ее к батюшке. А батюшка увидел ее состояние и вдруг поворачивается ко мне:

– Ты зачем ее туда тянешь?! Не хочет человек – не надо.

Я тогда был поражен.

– Но это же, как в походе: если группа идет, допустим, где-то в горах, то все ориентируются на силы самых слабых – слабые идут впереди, а все остальные за ними. Иначе слабые безнадежно отстанут, – как же доходчиво мне тогда объяснил все батюшка!

А еще, помню, мы как-то паломничали вместе, и отец Валериан поделился своим внутренним переживанием.

– Когда мы плыли, – говорит, – на катере, я подошел к бортику, смотрю вниз – вода бурлит, и у меня помысел: «Прыгни вниз!»

Отец Валериан не превозносится над теми, кого окормляет: мол, я духовник, у меня уже таких помыслов не бывает! Нет, он, наоборот, в простоте признается, как против него враг тоже воюет. Мы все так устроены, что, когда что-то претерпеваем, нам кажется, что мы одни такие, а услышать, что кто-то переживает то же самое, – это уже поддержка. Помыслы у нас у всех, оказывается, одинаковые, просто кто-то их исполняет, другой отсекает. Вот отец Валериан и учит тебя этой невидимой брани: не принимать наветы лукавого.

Однажды, еще много лет назад, мы как-то раз летели вместе с отцом Валерианом в самолете, а дело было вечером в субботу – то есть мы не попадали, получалось, на Всенощное бдение… Так отец Валериан взял, оказалось, распечатку последования службы с собой! Нас тогда летело шестеро священников, и никто из нас больше до такого не додумался. Мы все были моложе отца Валериана и, конечно, получили серьезный урок. Это незабываемо: все вместе мы встали и прямо в небе пропели Всенощную!

Мы все встали и прямо в небе пропели Всенощную!

Даже просто побыть рядом с ним – это настоящая пастырская школа. Сыновья отца Валериана рассказывают, что он и в отпуске, где-то на природе, – они еще по детству помнят – начинал служить там, где его вечер субботы или утро воскресенья заставали – в поле, в лесу, где-то на прогулке по деревне…

Батюшка вообще неравнодушен к русской глубинке. Когда бывает у нас на екатеринбургской земле, какие-то отдаленные скиты постоянно посещает. Мы даже однажды побывали с ним в глухом селе, где живут одни старообрядцы. Батюшка же и сам из старообрядческого рода. А они там даже старые ремесла сохранили! Это все его очень тронуло.

Отец Валериан предостерегает не надеяться на сложные механизмы. Как инженер, он просто понимает: любая система, спроектированная человеком, ненадежна. Часто рассказывает анекдот: «“Я все знаю”, – сказал Гугл. “Я все могу”, – похвасталась бытовая техника. “Ха-ха-ха!” – ответило электричество».

Батюшка учит жить от земли – в этом видит залог самодостаточности нашего народа.

Современная экономика в погоне за прибылью все больше ориентируется на роботизацию производств, а отец Валериан и слушать не хочет все эти разговоры про окупаемость и т.д.

– А как же рабочие места? – спрашивает он предпринимателей, которые к нему приезжают.

Экономика действительно должна решать не просто вопросы материального обеспечения, но и проблему занятости. Потому что при отсутствии занятости человек портится…

Как-то раз я от батюшки слышал историю из Ветхого Завета о сынах Рехава. Господь послал к ним пророка Иеремию и повелел привести их в храм и налить всем вина. Пророк так и сделал, но никто из них не притронулся ни к одному из бокалов, так как отец наставлял их не пить вина. А Господь, когда на этом опыте их верность заветам отца подтвердилась, дал им за нее обетование: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни (Иер. 35: 19).

Но и эта библейская мудрость для отца Валериана не абстрактна, она выражает суть его собственного опыта. Нам всем надо учиться его верности традиции – заветам, которые оставили нам наши святые отцы. Он и новомучеников и исповедников Церкви Русской особо чтит, со многими был лично знаком. Он и у себя на акуловском приходе старается сохранить все так, как было при предыдущем настоятеле – его духовнике протоиерее Сергии Орлове (в постриге иеромонахе Серафиме).

Надо понимать, что многое из того, что мы сейчас переживаем, нам попускается Самим Богом за то, что небрежем о своей традиции. Когда-то преподобный Серафим Саровский говорил, что нашествие Наполеона было попущено России за чрезмерное увлечение знати на тот момент апостасийной французской культурой. Аналогия верна и в отношении дня нынешнего.

А отец Валериан в самом высшем смысле этого слова – патриот, носитель и ревнитель духовной традиции наших отцов и прадедов.

Как избежать войны

р.Б. Рафаил:

– Для того, кто видел мир иной, в этом оставаться – тяжкий крест. У отца Валериана папа – будущий отец Михаил Кречетов, когда сидел на Соловках, наблюдал однажды закат над Белым морем, как вдруг небо раскрылось и он увидел мир иной. И он намного реальнее, чем наш… Сам отец Валериан тоже, конечно, туда стремится.

– Батюшка, а мы как же без вас? – бывало, спросишь его, чувствуя, как он мысленно переносится в неведомые нам дали…

Я уже неоднократно слышал, как отец Валериан в ответ на этот вопрос начинает рассказывать историю о том, как встречаются два приятеля.

– Ну, как твои дети? – спрашивает один.

– Относятся ко мне, как к Богу, – признается другой.

– Это как?!

– Живут, как хотят, творят, что хотят, а вспоминают обо мне только тогда, когда им что-нибудь надо…

Слышим ли мы на самом деле батюшку?

Он, бывало, после пятичасовой службы (а встает он еще раньше – так как давно себе завел такое правило: с утра прочитывать все необходимые священнику для служения Литургии молитвы)… И вот он пробирается к дому, а его окружат и не отпускают.

– Вы-то, может, и бесплотные, а я, грешный, во плоти… – пытается пройти батюшка.

А женщины все свое тараторят… И чего у него только не спрашивают! Много же и просто праздных вопросов задают. Или таких глобальных:

– Батюшка, а война будет? Когда?!

Даже Господь наш Иисус Христос, когда Его начинали о временах и сроках расспрашивать, уклончиво отвечал: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24: 36).

– Ну, все равно мы все помрем, – начнет, бывало, вразумлять батюшка. – На земле еще никто вечно не жил. Главное: цель нашей жизни – спасение своей души. Что уж гадать о войнах?..

Вот что главное во всех его проповедях: любовь!

У нас же в сердце любовь должна быть ко всем и всему. «Любвеобильность ко всему, что тебя окружает», – как говорит батюшка, вспоминая об отце Николае Гурьянове. Вот что главное во всех его проповедях: любовь! Услышишь, поймешь – тогда и переспрашивать ничего у батюшки не надо будет.

А иначе мы всю свою жизнь и жизнь наших близких сами же в войну, того не замечая, превращаем. Кстати, одна из самых любимых и часто рекомендуемых батюшкой книг – это небольшая брошюра святителя Николая Сербского «Война и Библия». Там все очень подробно разобрано и описано, почему войны происходят.

«Христианство – это жизнь», – как говорил папа отца Валериана протоиерей Михаил Кречетов. «Жизнь наша христианская должна покрывать всё и всех любовью», – продолжает батюшка его мысль.

«От нас зло не должно исходить», – а это уже завет духовного отца – протоиерея Сергия Орлова (в постриге иеромонаха Серафима), а сам батюшка Валериан развивает: «А значит, его [зла] не должно быть у тебя внутри».

Покаешься батюшке Валериану на исповеди, помолишься с ним на службе и – Царствие Небесное приблизилось (Мф. 3: 2) – ощущаешь.

Так бы и жить в святой простоте: не тщеславиться и никого не осуждать. Батюшка Валериан перенял это устроение от старцев-исповедников, прошедших тюрьмы и лагеря, со многими из которых он был знаком лично.

«Даже если ты прав, сумей промолчать, – учит батюшка. – Худой мир лучше отменной войны». Хотя это, конечно, мера смиренных.

Господь обдумал

Иерей Валентин Бутусов, клирик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев посад:

– Два десятилетия назад Господь впервые привел меня к отцу Валериану. Произошло это в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, и именно с этого дня началось и мое введение в опыт Церкви и в жизнь духовную. Впереди было долгих 10 лет воцерковления (хотя этот период продолжается и сейчас) – с той лишь разницей, что второе десятилетие Господь сподобил меня, недостойного, быть сослужителем батюшки.

Со стороны может показаться, что те священники, что приезжают к батюшке на службу, особенно те, кто бывает у него часто, хотя бы отчасти разгружая его, – вроде как оказывают ему посильную помощь. Однако на самом деле батюшка сам помогает им гораздо больше: духовная польза от общения с таким человеком во много раз превышает те затраты времени и сил, что несет «подмастерье».

По-моему, здесь можно провести такую параллель. Батюшка часто вспоминает, какие нападки устраивались на святителя Филарета, митрополита Московского: ему вменялось в вину, что средства государственные и народные идут на строительство новых храмов.

– Не лучше ли направить эти деньги на нужды народа, на его просвещение, на строительство новых больниц и т.п.? – искушали его.

Тем более известно, что произошло в нашей стране далее…

– Все затраты на строительство православного храма окупаются, если в нем будет совершена хотя бы одна Божественная Литургия! – ответил святитель.

Вдумайтесь: насколько же много значит наше Богослужение!

Отец Валериан нас всех точно несет на себе в Царство Божие

Огромна духовная польза и от общения с отцом Валерианом – особенно от молитвенного во время службы. Он нас всех тогда точно несет на себе в Царство Божие. И это относится не только к тем, кто в алтаре, рядом с батюшкой, но и ко всем, кто собрался в храме.

Давайте ценить эту возможность духовного обогащения! Не будем же отнимать драгоценное время нашего духовника, не будем убивать его многоценную жизнь бесконечными расспросами, уточнением всех деталей…

– Иегова ире, – часто повторяет батюшка, то есть: Господь обдумал (см.: Быт. 22: 14).

У Господа все решено, а мы все еще пытаемся и своим черепком что-нибудь такое да эдакое выдумать – отсюда и проблемы!

– Ничего не надо предпринимать, когда Небо молчит, – приводит отец Валериан слова своих духовных наставников.

А уразуметь – все равно всё не уразумеешь. Как батюшка смеется:

– Один хлопец все донимал старца: «Я вот не понимаю!.. Как я могу верить?!» – «Ну, хорошо, – отвечает тот ему. – Вот ты ешь, а понимаешь, что у тебя там в животе происходит?» – «Нет». – «Ну так тогда не ешь, пока не поймешь!»

И этот пытливый юноша сразу угомонился.

Станем же и мы несколько мудрее, а от того молчаливее.

В конце концов, для чего нам зубы?!

Подготовила Ольга Орлова

12 января 2019 г.