Отдание праздника Святой Троицы – Пятидесятницы

22 июня, в субботу 1-ю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь совершает отдание праздника Святой Троицы – Пятидесятницы.    
Тропарь праздника Пятидесятницы, глас 8

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Кондак праздника Пятидесятницы, глас 8:
 
Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых (таковым является праздник Святой Троицы – Пятидесятницы) и великих праздников, длящихся много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной Литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Греческий аналог нашему отданию – аподосис – переводится с греческого языка как «возвращение».

Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета – в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23, 36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и в Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…» (Чис. 29, 35–39).

Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день.

Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке – еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно, в XVII веке появляется традиция праздновать отдания дней памяти угодников Божиих, в частности святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, святого мученика-архидиакона Лаврентия, святой мученицы Агнессы.
Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время Литургии читаются Апостол и Евангелие дня.
Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню – это, скорее, особое состояние.
Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника – это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно – и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17, 21).

В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено, по возможности, избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в помощи и врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом описанном святым царем и пророком Давидом «духе сокрушенном»?
И вообще знаю ли я, насколько важен этот завершительный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько подлинна или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.

Конечно, сейчас уже не апостольские времена и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на богослужение и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это – прежде всего…

«Прихожанин». Православный журнал