Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395-408)

Согласно преданию, отраженному в Минологии византийского имп. Василия II (95-1025), пояс и риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и сохранялись в Палестине. При имп. Аркадии (395-408) пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесен в Константинополь и торжественно установлен в церкви Халкопратии (греч. «медный торг»), ремесленном городском районе. Пояс в ковчеге был запечатан императорской печатью с указанием точной даты Положения ризы – 31 августа (юл. календ.).

Риза Богородицы с V в. хранилась в другом очень почитаемом храме во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью имп. Аркадия св. блгв. царицей Пульхерией (399-453).

Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что св. Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, ее она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». Патр. Тимофей I (511-518) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Св. Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.

Вероятно, в связи с богослужебными процессиями из одного храма в другой или по причине разделения пояса на части исторические источники сообщают, что пояс Богородицы хранился также и во Влахернском храме вместе с ризой. Русские паломники, посещавшие церковь Богородицы во Влахернах в поздневизантийский период, поклонялись там «ризе и поясу» Богоматери.

Это обстоятельство запечатлено в православной иконографии праздника, иногда объединяющей два события: положение во Влахерне и Пояса, и Ризы Богоматери.

Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX в. известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево».

В царствование имп. Льва Мудрого (886-911) от пояса Богоматери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Ей было видение, что она будет исцелена, когда на нее возложат пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху, святитель снял печать и открыл ковчег со святыней. Пояс оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил его на больную императрицу, и она исцелилась. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Божией Матери.

В X в. Пояс Богородицы был разделен на части, которые оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь св. вмч. Лазарь I Хлебельянович (1372-1389), благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеимонова, Лавры св. Афанасия), подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю.

В Ватопедском монастыре Пояс разделили еще на две части. Одну поместили в крест, другую в ковчег и во время эпидемий выносили к народу, страждущие исцелялись. Монахи обители делают маленькие пояски, освящают на поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Они помогают в исцелении рака и других заболеваний, а также бесплодия у женщин.

В Троице-Сергиевой Лавре в Серапионовой палате также хранится и доступен для поклонения верующих ковчег с частицей ризы Пресвятой Богородицы.

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 8

Богородице Приснодево,/ человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,// христиан похвало.