Святая реликвия Дома Романовых

Царские дни
Святая реликвия Дома Романовых — Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона считается покровительницей династии Романовых, ее родовой иконой , однако ее история началась значительно раньше призвания Романовых на царство и связана она с не менее великими именами в русской истории. По преданию икона исполнена евангелистом Лукой, а свое название она получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Много раз икона спасала русских людей и русское воинство в то нелегкое время.

Федоровская икона особенная — она двухсторонняя. В 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского — на брак с Параскевой (по другим источникам — Александрой), дочерью полоцкого князя Брячислава и в память об этом велел выполнить на оборотной стороне святого образа лик мученицы Параскевы Пятницы, считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

Феодоровская икона Божией Матери, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы.

Святая Параскева (изображение на обороте Феодоровской иконы)

Феодоровская икона в драгоценном окладе (фотография Прокудина-Горского, 1910 год)

Святыня почиталась как небесная покровительница Дома Романовых. Связано это было с тем, что в 1613 году в Костроме этим святым образом был благословлен на царство юный Михаил Романов. Совсем не враз и не вдруг стал царем юноша Михаил, а после долгих и сложных переговоров, когда народ упросил в 1613 г. бояр Романовых возглавить страну. 16-летний сын Феодора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой был двоюродным племянником царя Федора I Иоанновича (сына Иоанна Грозного), последнего государя в московской ветви Рюриковичей принял прошения народа и Церкви. Романовы понимали всю колоссальную меру ответственности и тяжесть «шапки Мономаха». Страна была разорена годами Смуты, гражданской войны. После очередного отказа матери и сына Романовых, живших тогда в Ипатьевском костромском монастыре, архиепископ Феодорит, поднеся Феодоровскую икону —14 (27) марта 1613 г.— сказал им:

«Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога».

И Ксения Ивановна, к тому времени уже принявшая постриг инокиня Марфа, пала пред иконой и долго молилась. Перед чудотворным ликом Богородицы она благословила своего юного сына на царский престол. В предании об иконе есть слова, произнесенные Марфой: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».

Избранный Земским собором юный царь был возведен на престол. Завершилось шестилетнее пребывание Михаила Романова в Ипатьевском костромском монастыре. Поэтому Ипатьевский монастырь и называют «колыбелью Дома Романовых».

С 14 марта 1613 года Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Романовых. Принцессы — иностранки, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого Православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали отчество Феодоровна. Мария Феодоровна, жена Павла Первого, Александра Феодоровна, жена Николая Первого, Мария Феодоровна, жена Александра Третьего. Последними августейшими Феодоровнами стали Великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна и Царственная страстотерпица Александра Феодоровна, супруга Государя Николая II. Обе приняли мученическую кончину от рук большевиков.

Федоровская икона Божией Матери со святыми митрополитом Московским Алексием и преподобным Серафимом Саровским. 1912

В 1909-1912 годах в Царском селе на месте, выбранном самим Царем, был построен Феодоровский Государев собор, в честь иконы-покровительницы Дома Романовых

Мозаика парадного входа

 В Екатеринбурге в доме Ипатьева, на месте гибели святых страстотерпцев, был найден список Феодоровской иконы Богородицы, принадлежавший царице Александре Феодоровне.

Чудотворный образ Феодоровской Божией Матери издавна почитается как икона, особо покровительствующая семейному благополучию, рождению чад у бездетных супругов, воспитанию детей, дарующая матерям благополучное разрешение от бремени.

МОЛИТВЫ

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской»
глас 4

Пpишествием честныя Твоея иконы, Богоотpоковице,/ обpадованный днесь Богохpанимый гpад Костpома,/ якоже дpевний Изpаиль к кивоту Завета,/ пpитекает ко изобpажению лица Твоего/ и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матеpним к Нему пpедстательством/ пpисно ходатайствуеши всем,/ под сень кpова Твоего пpибегающим,// миp и велию милость.

Пришествием чтимой Твоей иконы, Богоотроковица, обрадованный сегодня Богохранимый город Кострома, как древний Израиль к киоту Завета, приходит к изображению лица Твоего и воплотившегося от Тебя Бога нашего, да Твоим Материнским к Нему обращением всегда просишь для всех, под защиту покровительства Твоего прибегающих, мир и великую милость.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской»
глас 4

Днесь све́тло красу́ется преимени́тый град Кострома́/ и вся Ру́сская страна́,/ созыва́ющи к весе́лию вся боголюби́выя наро́ды христиа́нския,/ на пресла́вное торжество́ Бо́жия Ма́тере,/ прише́ствия ра́ди чудотво́рнаго Ея́ и многоцеле́бнаго о́браза,/ днесь бо яви́ся нам пресве́тлое вели́кое со́лнце,/ прии́дите, вси Богоизбра́ннии лю́дие, но́вый Изра́иль,/ ко исто́чнику цельбоно́сному,/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пресвята́я Богоро́дица/ и избавля́ет вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих./ Но, о Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице, Влады́чице,/ спаси́ страну́ на́шу, и архиере́и, и вся лю́ди Твоего́ достоя́ния от всех бед/ по вели́цей Твое́й ми́лости, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́ном похвало́.