Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

28 октября 2018 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке возглавил служение Божественной литургии, за которой была совершена хиротония архимандрита Игнатия (Луковича) во епископа Боровлянского, викария Минской епархии.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Слуцкий и Солигорский Антоний; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; протоиерей Николай Кречетов, благочинный Москворецкого благочиния г. Москвы, настоятель храма Спаса Преображения на Болвановке; протоиерей Николай Лабынько, секретарь Слуцкого епархиального управления, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы деревни Чижевичи Солигорского района; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; иеромонах Николай (Оно), клирик подворья Русской Православной Церкви в г. Токио, выпускник Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; духовенство Московской епархии.

Богослужение посетили заместитель председателя Совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьев, генеральный директор ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьев, председатель Совета директоров ОАО «Протек» В.С. Якунин, генеральный директор АО «Трест Коксохиммонтаж» С.В. Фуфаев.

Песнопения Литургии исполнил Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова и хор детского отделения Московского Синодального хора (регент Н.С. Асмус).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Прокопчук, клирик московского храма Трех Святителей на Кулишках.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Боровлянского Игнатия на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Игнатий!

По Божественному смотрению за Литургией, совершенной ныне в этом храме, ты получил великий дар Всесвятого Духа, и стал преемником апостолов.

В сей торжественный день и час сердечно приветствую тебя и поздравляю с, может быть, самым значимым событием в твоей жизни, полагающим начало пока еще неведомому для тебя, но особо ответственному деланию на ниве Христовой — архипастырскому служению.

В соответствии с древней церковной традицией надлежит мне обратиться к тебе со словом назидания и вручить архиерейский жезл – символ новых иерархических полномочий. Воспоминаниями обо всем услышанном и пережитом тобою ныне возгревай огонь веры в сердце своем, дабы, исполнив все повеленное (Лк. 17:10), по завершении земной жизни сподобился ты принять великую мзду, которую Бог уготовил любящим Его и пострадавшим за проповедь Евангелия (Чинопоследование архиерейской хиротонии), о чем мы все молились сегодня во время совершения Таинства архиерейской хиротонии.

Ты начинаешь епископствовать в знаменательный год празднования 1030-летия Крещения Руси, когда вся церковная полнота благодарит Всемилостивого Господа за великую милость просвещения народов стран исторической Руси светом Христовой истины, возносит молитву о странах наших и о народах их, о сохранении и укреплении веры православной среди потомков тех, кто принял Крещение в Днепровской купели (так гласит об этом дне постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября сего года). Осознавая свою сопричастность к этому великому духовному наследию, надлежит и тебе внести посильный вклад в общую сокровищницу деяний, запечатлеваемых на страницах церковной летописи.

Ныне ты призван к архипастырскому служению, а это значит, что тебе по примеру наших славных предшественников подобает с терпением и упованием на милость Божию нести возложенный крест, оправдывая высокое доверие, оказанное тебе Священноначалием, памятуя об огромной ответственности за каждое слово, за каждое дело, за каждое решение, принятое тобой.

С усердной молитвой, горячей верой и непоколебимой надеждой обращайся ко Господу, Пресвятой Богородице и к твоему небесному покровителю святителю Игнатию, епископу Кавказскому и Черноморскому, дабы непреткновенно следовать тебе вкупе с паствой по нелегкому, но спасительному пути, ведущему в вечное Царство, уготованное от создания мира (Мф. 25:34).

Особо хочу подчеркнуть, что в нынешнее неспокойное время разделений тебе надлежит ревностно защищать каноническое Православие, хранить верность архиерейской присяге и церковным правилам, созидать единство духа в союзе мира (Еф. 4:3). Неустанно призывай людей быть преданными Матери-Церкви, не поддаваться на лживые посулы политиков или раскольников, молитвенно поддерживай митрополита Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси. Как добрый и надежный помощник Владыки, старайся во всем быть делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15). И да пребудет с тобой благодатная сила Божия, споспешествующая тебе в предстоящем служении.

Не только проповедью и призывами, но и личным примером должно тебе побуждать современников к жизни по Евангелию, к активному участию в совместных просветительских, образовательных, миссионерских, молодежных, социальных, благотворительных проектах и прочих добрых делах. При этом не следует забывать, что любые, даже самые значительные труды могут не иметь ценности в очах Божиих, если будут исполняться формально, лишь для того, чтобы отчитаться о проделанной работе перед Священноначалием.

Да убережет тебя Господь от соблазна превратиться в безучастного администратора, требующего от подчиненных только эффективной работы и служебной дисциплины, забывшего о высоком архипастырском призвании. Назидая и наставляя со всяким долготерпением (2 Тим. 4:2), стремись по-отечески исправлять и наставлять на путь истины каждого человека, нуждающегося в духовной поддержке.

Не бойся трудностей и испытаний, лжи и наветов, возводимых подчас на Церковь Христову и ее служителей. Все эти козни вражьи побеждай с помощью Божией, проявляя смиренномудрие и выдержку, стойкость духа и мужество. Чаще вспоминай наставление преподобного Паисия Святогорца, который говорил: «Я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последние слово останется за Господом Богом». Залогом нашей победы и конечного торжества справедливости всегда было и будет неложное обетования Спасителя о Его пребывании в Церкви во все дни до скончания века (Мф. 28:20).

В завершение чина поставления во епископа вручаю тебе сей жезл. Прими его и от полноты даров, ниспосланных свыше, преподай благословение предстоящим людям, вместе с нами молитвенно участвовавшим в твоей хиротонии

Сам Господь — Великий Архиерей и Пастыреначальник — да совершит тебя, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимым. Ему слава и держава во веки вековАминь. (1 Пет. 5:10-11)».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Волоколамский Иларион:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Первосвятитель и отец!

Позвольте сердечно приветствовать Вас как Предстоятеля нашей святой Русской Православной Церкви и как епископа стольного града Москвы в этом храме, где с особым благоговением почитается чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».

Здесь мы, покрываемые пречестным омофором Владычицы нашей Небесной, совершаем ежедневные богослужения. Этот храм является центром притяжения не только для москвичей, но и для тех людей из других городов и стран, которые приходят сюда, чтобы поклониться Пресвятой Владычице, помолиться перед Ее чудотворным образом, от которого происходят многие чудеса и исцеления.

При храме действует воскресная школа. А при Московском Синодальном хоре работает детская хоровая школа. Вы слышали сегодня, Ваше Святейшество, пение детей, которые у нас обучаются. При храме действуют также клуб молодежи и молодежный хор.

У нас проводятся катехизические встречи для взрослых, организованы еженедельные занятия для особой категории лиц — это те православные верующие, которые стали жертвами сект и теперь возвращаются в Церковь. Для каждого из них требуется реабилитация, и раз в полгода я воссоединяю с Церковью несколько десятков, а иногда около сотни людей, которые стали жертвами сект.

Мы также работаем с людьми, страдающими алкоголизмом и наркоманией. У нас есть группа, которая занимается с этой категорией верующих, а также отдельная группа, которая занимается с их родственниками.

Наш храм осуществляет шефство над психоневрологическим интернатом № 20, где находятся люди, имеющие тяжелые психические заболевания. Они никогда не выходят за стены этого интерната, но мы стараемся сделать их жизнь интересной: к ним ездит наш хор, мы привозим им литературу, проводим беседы. Кроме того, отдельно собираем средства на тех молодых людей, которые имеют тяжелые психические заболевания. Мы регулярно совершаем в этом храме Литургию специально для детей с различными формами психических болезней, потому что не всегда таким детям бывает легко на обычной службе. Раз в месяц они имеют возможность у нас быть и причащаться Святых Христовых Таин.

За последние годы мы с Божией помощью, с помощью наших благотворителей отреставрировали приходской дом, постройки, которые имеют хозяйственное значение. А в самое недавнее время к этому комплексу строений прибавился дом на территории, где некогда стояло здание, от нашего храма отторгнутое. Сегодня восстановлена историческая справедливость, и этот дом снова входит в комплекс нашего храма.

Я хотел бы сердечно поблагодарить наших благотворителей Андрея Григорьевича и Андрея Андреевича Гурьевых, без помощи которых это восстановление исторической справедливости не было бы возможным. Хочу поблагодарить и других наших благотворителей — Вадима Сергеевича Якунина, а также многих других, кто своими пожертвованиями, большими или малыми, делает возможным не только наше существование, но и ту благотворительную и просветительскую работу, которую мы по Вашему благословению, Ваше Святейшество, стараемся здесь вести.

В память о состоявшемся богослужении я хотел бы вручить Вам, Ваше Святейшество, этот образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» с молитвой и пожеланием, чтобы Матерь Божия всякую скорбь Вашу — а скорбей в Вашей жизни немало, потому что Вы болеете за всю нашу многомиллионную Церковь — прелагала в радость, и чтобы Ваше Первосвятительское служение было долгим, благословенным и протекало под Ее небесным покровом.

Многая и благая лета, Ваше Святейшество!»

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня в апостольском чтении — небольшом отрывке из Послания апостола Павла к Галатам — мы находим такие слова: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).

Эти замечательные слова апостола Павла помогают нам многое понять. Что означает «мир распят крестом Христовым»? Все, кто в мире, должны взойти на крест или призваны проходить через какие-то особые страдания? Совсем не так. Это означает, что мерилом в оценке всего, что в мире происходит, является крест Христов. Эта великая и возвышенная идея, которая заключается в том, что крест есть мерило истины, мерило правды, запечатлена и в традиционном русском кресте с нижней перекладиной. Ее правая часть поднята вверх в память о благоразумном разбойнике, левая опущена вниз, — действительно, крест как некие весы, как мерило правды и неправды, святости и беззакония.

А что все это означает для нас, православных христиан? Мы живем в быстро меняющемся мире, и жизненные ситуации стремительно изменяются. Мы живем во времена, когда меняются представления людей о добре и зле. Казалось бы, что легче, чем отличать добро от зла, ведь все так ясно, — мы научены мамой, папой, бабушками, дедушками… Действительно, через передачу ценностей каждое последующее поколение людей воспитывалось в строгой и ясной системе. Но наступило время, когда все смешалось, когда в сознании людей, особенно мыслителей, определяющих философское содержание эпохи, перестали различаться добро и зло. Якобы есть только свободный выбор человека, и никакие условности не должны этот выбор определять. Человек сам себе глава и сам может определить, что хорошо и что плохо. И мы знаем, что эта философия входит в нашу повседневную жизнь, часто через современное изобразительное искусство, кинематограф, через многое другое, что развивает в человеке безусловное право определять, что есть добро, а что зло.

Но ведь каждый знает, что критерии определения добра и зла могут меняться, в том числе с возрастом. То, что казалось привлекательным в юношеские годы, после пройденного жизненного пути теряет свой ореол. Люди прозревают и осознают: то, что они считали прекрасным, на самом деле таковым не является. Действительно, человек подвержен влияниям, и сам меняется, и мир вокруг него меняется. Как же тогда можно утверждать, что человек и есть критерий, мерило истины? Если принять эту точку зрения, то никакой истины вообще не существует. Может быть, к этому и устремляется современная цивилизация, приписывая человеческой личности безусловные права и при этом пытаясь личность поработить? Ведь как может сопротивляться общему потоку человек, если он такой маленький и незначительный? Где свобода человека, которого уносит поток общественного мнения, вкусов, моды? И как же тяжело разобраться в том, что есть свет, а что тьма, что правда, а что ложь! Если крест Христов перестает быть мерилом истины, если мы, многое не зная и не чувствуя, не накладываем мерило крестное на то, что вокруг нас происходит, то вне зависимости от нашей религиозности, от того, ходим мы в храм или не ходим, мы становимся легкой добычей мощного потока, в котором легко потерять и свою свободу, и способность отличать добро от зла.

Крест Христов возвышает нас и, как говорит Златоуст, дает мудрость. Действительно, это подлинная мудрость жизни, это некая сила, которая дает человеку способность и возможность не погибнуть в этом мире. И не только духовно, мистически, ибо от Христа благодать исходит, но и рационально, если мы способны крест, христианский идеал поставлять как мерило по отношению ко всему, что бросает вызов нашей духовной исторической подлинности.

Сегодняшнее послание апостола Павла вооружает нас большой силой. Оно обращено к каждому. Апостол Павел предлагает нам измерять мир крестом Христовым, нашими христианскими убеждениями. И эти убеждения, связанные с верой и благочестием, не только открывают для нас врата Царствия Небесного, но и помогают нам не сбиться с жизненного пути, не впасть в опасные заблуждения и духовные преступления. Потому что крест оберегает нас и силой своей благодатной, и великой мудростью, применяя которую в повседневной жизни, мы можем избавить себя и от скорбей, и от бед, и от зол, и от заблуждений.

Прославляя крест Господень, мы прославляем победу Христа. Победу, которая была явлена через страдания. Победу, которая дала благоразумному разбойнику возможность обрести Царство Небесное еще там, на кресте. Победу, которая открывает людям всех народов и всех эпох возможность обретать и сохранять истину, возможность входить в общение со своим Богом и Спасителем, возможность обретать спасение и здесь, на своих жизненных путях, и в вечности. Аминь».

В завершение Святейший Патриарх Кирилл выразил признательность митрополиту Волоколамскому Илариону за попечение о должном устроении приходской жизни в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке:

«Хотел бы, Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Иларион, сердечно поблагодарить Вас за Ваши труды и, в первую очередь, поскольку нахожусь в этом храме, за организацию приходской жизни в одном из самых прославленных приходов города Москвы. Я рад тому, что поток паломников не пресекается, что святыня, которую на протяжении многих поколений и долгих лет окружали москвичи своим почитанием и благоговением, и сегодня так же окружена и благоговением, и почитанием, и продолжает оставаться центром притяжения для многих, кто взыскует помощи Царицы Небесной.

Пусть Господь помогает Вам в Ваших трудах. И еще раз хочу поблагодарить Вас, как настоятеля этого храма, за организацию приходской жизни с ее многоразличными и многополезными служениями, и пожелать, дабы все, что происходило под сенью храма сего, служило спасению людей, приобщению к Богу, укреплению их духовных сил».

На память о совершенном богослужении Святейший Владыка передал в дар храму икону Божией Матери «Семистрельная».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси