Сокровище спасения. Свящ. Валерий Духанин

Наш современник, замечательный артист с греческими корнями Эвклид Кюрдзидис, рассказал, как, будучи совсем юным, он поступил в театральное училище, хотя в семье это не поддерживали. Затем он продолжил учебу во ВГИКе. Преподаватели не видели в нем большого таланта, но, приложив максимум усилий, Эвклид окончил институт с красным дипломом. Это был 1997 год, когда нашу страну потрясали бесконечные кризисы, и, пройдя вроде бы такой упорный путь многих трудов и занятий, Эвклиду не удалось получить должность в театре. Все выживали, как могли, средств никаких не было, работы тоже. Тогда ему казалось, что всё, чему он посвятил свою жизнь, окончательно рушится и выхода нет. Исчерпав все возможные способы как-то устроиться, он совсем отчаялся и подумал, что жизнь его совершенно закончилась.

К ослабевшей душе подкралось чувство безнадежности, ощущение, что он никому не нужен, не может реализоваться и заниматься любимым делом. И вот получилось так, что он шел по улице, удрученный своими мрачными думами, шел и от безысходности внутренне задыхался. Посмотрев направо, он вдруг увидел красную стену, на которой было написано: «Рождественский женский монастырь», и решил зайти. Внутри обители он впервые в жизни почувствовал, что ему надо исповедаться, открыть кому-нибудь свою душу. Зашел в храм, там как раз стояли люди на исповедь к батюшке.

Эвклид обратил внимание на то, что люди исповедовались не так долго, по полторы минуты – видимо, они часто ходили в храм и не нуждались в генеральной исповеди. При этом, прежде чем подойти к аналою, каждый поворачивался к стоявшим, кланялся и просил прощения. Эвклид решил, что он не будет этого делать. «Я же перед ними ни в чем не виноват», – подумал он. Но когда подошла его очередь, то он, сделав несколько шагов, машинально развернулся, словно кто-то взял его за плечи, и поклонился присутствовавшим.

Вот он стоит перед крестом и Евангелием, рядом батюшка… Поначалу Эвклид даже не знал, что сказать, с трудом выдавливал из себя скупые слова. Но батюшка терпеливо ждал, и постепенно душа стала раскрываться, от самого сердца он говорил про всю свою жизнь, про свои ошибки, падения, отчаяние. Из глаз потекли слезы, а на душе становилось легко-легко. В конце Исповеди батюшка ласково обнял его, накрыл епитрахилью и произнес над ним разрешительную молитву. Когда Эвклид отошел от аналоя, то оказалось, что он исповедовался целый час. «Так вот за что я попросил прощения у стоявших», – немного по-детски подумал он. А когда выходил из храма, то чувствовал такую радость, легкость и мир на душе, как будто у него выросли крылья, как будто он парил над землей. Это как первый вдох новорожденного ребенка, который дает ему новую жизнь. И удивительным образом после этого жизненные трудности Эвклида разрешились, его пригласили для серьезной работы в театре.

И вот что здесь важно понять. Жизнь только кажется в каких-то ситуациях безысходной. Достаточно снять с души греховную пелену, как мы начинаем видеть новое, чистое, светлое, испытываем радость и вдохновение. Изменилась душа – изменился и взгляд на все вокруг. Когда внутри светло и чисто, то и вокруг все преображается. Меняется и сама жизнь, потому что Бог всегда рядом, как воздух, без которого мы не можем жить и о котором мы не задумываемся, как свет солнца, дающий жизнь всему на земле, хотя часто солнце сокрыто за тучами. Бог непременно рядом, какие бы грозовые тучи ни нависли над головой, Он подаст то, что так нужно нам. И это значит, что жизнь кажется мрачной, бессмысленной, либо светлой и радостной не от внешних событий, а от того, что происходит у нас внутри – воцарился там греховный мрак, или засиял свет Божией любви и спасения.

Покаяние называется вторым Крещением, потому что Крещение всех нас приобщило благодатной жизни во Христе. Через грех мы утрачиваем эту жизнь, грех – это гибель, а таинство Покаяние вновь приобщает нас благодати Христовой, вновь дарует нам жизнь и воскресение.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Покаяние – всемогуще, как установление Всемогущего Бога. Нет греха, который бы устоял против лица покаяния… Им очищается, изглаждается всякий грех. Если б ты и был обременен тягчайшими согрешениями, нисколько не останавливайся приступить к покаянию. Неизмеримый океан поглощает одинаково и воды реки широкой, протекшей величаво многие страны, и скромные струи ручейка, едва приметного: так в бездне благости Божией исчезают тяжкие грехопадения наравне с малейшими, ничтожнейшими погрешностями».

На Исповеди людям отпускаются грехи потому, что это не просто человеческое действие, в этом Таинстве действует Бог, врачующий наши души и прощающий нам грехи посредством священнослужителя. Таинство установлено Господом Иисусом Христом, а не придумано людьми.

Самая первая проповедь Спасителя после Его Крещения была: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Господь начал проповедь с призыва всех к покаянию, потому что только очистившаяся от грехов душа вступит в Царство Небесное. Затем Спаситель пострадал на Кресте, Своей Кровью искупил наши грехи, а Своим Воскресением Он победил смерть.

В одном древнем повествовании говорится, как некий разбойник был пойман на самом преступлении и приведен в фиваидский город Арсенаит. Его приговорили к казни через отсечение головы на месте преступления. Когда он пошел с воинами за город на место совершенного им злодеяния, то за ним последовал неизвестный монах, желавший посмотреть на казнь его. Разбойник, увидев идущего за собой монаха, сказал: «Авва, неужели ты не имеешь келлии и рукоделия?» – «Имею», – ответил монах. «Почему же ты не сидишь в келлии твоей и не плачешь о грехах своих?» – «Брат, – ответил монах, – душа моя не имеет сокрушения с умилением, поэтому я пришел увидеть, как ты будешь умирать. Может быть, при помощи этого зрелища приду к покаянному плачу». Тогда разбойник сказал: «Авва, сиди ради Бога в келлии твоей, благословляй и восхваляй Спасителя Христа: с того времени как Он вочеловечился и умер за нас грешных, человек уже не умирает».

Смерть утратила силу, ибо Спаситель победил телесную смерть Своим Воскресением. Более страшна смерть духовная – грех, но Господь Иисус Христос искупил наши грехи Своими страданиями и Своей смертью.

Таинство Покаяния сопряжено с тайной Искупления. Христос Спаситель омыл наши грехи Своей Кровью, поэтому на Исповеди нам отпускаются совершенные грехи. Прощение подается не только потому, что мы испытываем раскаяние в своих падениях, но главным образом потому, что Господь Своей Кровью искупил нас от греха.

Как сказано в Священном Писании, Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7), ибо во Христе мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф. 1, 7). И в этом смысле только Кровь Спасителя освобождает нас от вечной смерти – адских мук.

В таинстве Покаяния нам подается прощение грехов силою Духа Святого. Господь Иисус Христос после Своего Воскресения явился Своим апостолам и сказал: Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21-23). Своим ученикам Господь ниспослал благодатный дар прощать грехи.

Священнослужители – преемники святых апостолов, воспринявшие тот же самый благодатный дар. И это значит, что дар отпущения грехов вверен каждому священнику, поэтому на Исповеди через разрешительную молитву священника кающемуся отпускаются его грехи.

Епископу некоего города возвестили, что из числа замужних жен христианок две ведут развратную жизнь. Опечалило епископа это известие. Подозревая, что, может быть, и другие ведут себя подобным образом, он обратился во время Литургии с молитвой к Богу, прося разрешить его недоумение. Молитва была услышана, и после совершения таинства Евхаристии, когда присутствовавшие приступали один за другим к принятию Святых Тайн, епископ стал видеть на лице каждого состояние его души. Лица грешных видел он черными, как бы выгоревшими от зноя; глаза у них были красные, кровавые. У других людей лица были светлые, а одежды – яркой белизны. Тело Господне одних, принимавших его, сожигало и опаляло, других просвещало, соделывало подобными свету; входя в уста, оно разливало свет по всему телу. Наконец подошли и те две женщины, которые были обвинены перед епископом, тем большее обратил он на них внимание. Он увидел, что они приступают к Святому Таинству со светлыми и чистыми лицами, облеченные в мантии необыкновенной белизны. Когда они сделались причастницами Таинства Христова, то как бы свет осветил их. Снова обратился епископ к молитве, умоляя Бога объяснить показанное ему в откровении. Тогда предстал ему ангел Господень и сказал: «Они раскаялись в своих поступках и отступили от них. Посредством слез, воздыханий и Исповеди они соделались достойными Божественного дара. Вдобавок дали обещание: если получат прощение в прежних грехах, никогда не позволять себе порочного поведения. За это они удостоились Божественного изменения, разрешены от грехов, с тех пор живут воздержанно, благочестно и праведно». Услышав это, епископ удивился не столько изменению жен – это случается со многими, – сколько дару от Бога, Который не только избавил их от вечной муки, но даже сподобил благодати. Ангел же сказал ему: «Справедливо удивляешься как человек! Но Господь и Бог наш и ваш по естеству Своему благ и милосерд. Оставляющих свои греховные деяния и приступающих к Нему Он посредством Исповеди не только избавляет от вечной муки, но и удостаивает почестей».

Иногда говорят: зачем исповедоваться, ведь Бог и так видит мои грехи, а я и так сожалею о них. Но грех, как правило, входит в душу через действие (проявления наших ума, воли, речи, телесных чувств), и для очищения души необходимо тоже действие. Покаяние – это не просто раскаяние во грехе, но и его исповедание, молитва о прощении, участие душой и телом в Таинстве, а также участие Церкви в ходатайстве о кающемся. Таинство Покаяния – священное действие, в котором через священнослужителя прощаются грехи тому, кто кается.

Да, Господь всеведущ и, конечно же, видит наши грехи, но человек произносит свои грехи на Исповеди не для того, чтобы о них узнал Бог. Мы исповедуем свои грехи, во-первых, для личного выражения покаяния, признания: да, я совершил ошибку, и моя ошибка заключается конкретно в таких-то делах или в таком-то отношении к Богу, к людям, к самому себе. Обыкновенно мы очень склонны к самооправданию. Гордость не позволяет признать за собой какие-то слабости или ошибки. Но если ты не признал за собой ошибки, то ты и не исправишь ее. Во-вторых, посредством словесного исповедания на таинстве Покаяния грех перестает лежать на сердце тяжелым, неподъемным грузом, покидает душу, и сердцу становится легче.

Покаяние – это путь, поиск утраченного, возвращение к Небесному Отцу. Покаяние – это духовное восхождение к Богу, которое совершается в Церкви. Святая Церковь – дом Божий (1 Тим. 3, 15), и потому только тот, кто участвует в церковной жизни, приобщается благодати Спасителя. Эта благодать украшает кающегося человека лучше, чем все драгоценности мира.

Источник: Духанин В., свящ. Покаяние как исцеление: О таинстве Исповеди. – М.: Изд-во Московской Патриархии РПЦ, 2018. С. 26-35.