Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть»

Афон твердо встал между небом и землей, чтобы примирить род человеческий
с Богом и задержать в отношении множества людей праведный суд Божий,
возбуждаемый человеческим предательством.
Старец Иосиф Ватопедский

Есть места на земле, которые как одинокие свечи озаряют мрак нашей греховной жизни. Святые отцы, сподобившиеся видеть мир духовными очами, говорят, что связаны они с небесами некими световыми столпами. Таковым местом является и Святая Гора. Уже второе тысячелетие отмаливают нашу землю великие подвижники Афона. Сама Пречистая Дева взяла Святую Гору под Свое особенное покровительство. В 667 году благочестивый инок, преподобный Петр Афонский увидел в тонком сне Богородицу, которая изрекла: «Афонская гора есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили жизнь свою без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную. Весьма люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет во веки к тем, кои будут там иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в Горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря и до моря, и имя их прославлю по всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться». Прибыв на Афон по велению Владычицы, преподобный Петр провел там более полувека в пещере, не видя ни кого из людей и разговаривая лишь с Богом, морем и звездами.

На Афоне воссияли многие из чудотворных икон Богородицы: Иверская, Всецарица, Иерусалимская, Экономисса и иные. Наш рассказ об иконе Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»). Сей чудотворный образ пребывает в удивительном, единственном в мире городе — в административном центре Святой Горы, носящем имя Карея. Некогда именно здесь на месте языческого капища равноапостольный император Константин Великий воздвиг в 335 году первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, доныне являющийся духовным центром Кареи. Вокруг него собирались первые афонские насельники. Возникшая позднее здесь Карейская лавра процветала, ее игумен стал первенствующим на Афоне и именовался «протом» — первым или старшим. При проте собирался Собор или Синод из почетных старцев. Общее собрание иноков Святой Горы традиционно проходило в Карее в ее престольный праздник, в день Успения Пречистой.

Так продолжалось вплоть до XVII века, когда турки обложили лавру столь непосильной данью, что обитель сия вынуждена была продавать отдельные участки своих земель другим монастырям, которые тем самым делались самостоятельными, лавра же как единое целое свое существование прекратила. Тогда Собором Святой Горы и было решено преобразовать Карею в город — центр духовного управления монашеской республикой. И доныне на Афоне общими делами всех обителей Святой Горы управляет Священное Собрание, или Киное, собирающееся в здании Протата. Духовным же центром Кареи остался Протатон — храм, посвященный Успению Богородицы, не раз разрушаемый и вновь возрождавшийся. Уже в 362 году он был сожжен по велению императора Юлиана Отступника. В Х веке, при императоре Никифоре II Фоке, храм был восстановлен; в XIV столетии сильно пострадал от рук латинян, затем вновь воссоздан тщанием болгарских царей. Внутри собора сохранились бесценные фрески работы знаменитого византийского изографа XIV века Мануила Пансенилоса.

С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но оставалась невредимою и вот уже второе тысячелетие озаряет весь православный мир.

Как явствует из самого ее названия, история этой иконы связана с православным песнопением «Достойно есть». В X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник этому не удивился — обителей на Афоне много, многие отшельники живут и в горах, порою спускаясь к своим собратьям. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному ? добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, сделался невидимым, а икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет. Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери — еще одну в чреде тех, что люди узнавали от ангелов («Слава в Вышних Богу», «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», Трисвятое «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»).

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру — везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть…», камень же с начертанными на нем словами отправили в Константинополь патриарху как свидетельство чуда. А икона, перед которой впервые на земле была воспета сия молитва, с тех пор и стала называться «Достойно есть». Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне.

Неподалеку от Кареи, на восточном скате Святой Горы близ Эгейского моря, расположен русский Андреевский скит, а близ него — и тот узкий овражек со стремительным потоком воды, возле которого стояла та келия, куда снизошел небесный вестник.

Более тысячи лет минуло с тех пор. За это время икона всего четыре раза покидала Афон, чтобы утешить, поддержать, вразумить тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Первый раз это произошло только в 1963 году, когда праздновалась тысячелетие Святой Горы и по случаю этого юбилея чудотворная посетила греческую столицу Афины; второй ? в 1985 году, когда по случаю 2300-летия града Солуни (ныне Салоники) ее привозили туда; в третий раз — осенью 1987 года, когда святыня вновь навестила столицу Эллады, была с почетом встречена на пристани портового предместья Афин Пирея торжественным крестным ходом с хоругвями, свечами, венками из живых цветов и в течение восемнадцать дней пребывала в храме Благовещенья, днем, и ночью принимая чаявших к ней приложиться. Все это время у иконы неотступно находились иноки-святогорцы. Наконец, осенью 1994 года, дивная гостья посетила город Ларнака на острове Кипр. Промыслом Божиим именно тогда в порту Ларнаки стоял корабль с паломниками из России. Вечером, всего за час до отхода теплохода, паломники поспешили через весь город, чтобы приложиться к чудотворной, но увидели длинную, уходящую за горизонт очередь. Но толпа благочестивых греков вдруг расступилась, пропустив русских одноверцев к великой святыне.

Издавна изливала Пречистая Свою милость на русских христиан. Списки с чудотворного образа «Достойно есть» имелись в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь Милующей Богоматери величественный псевдовизантийский храм. А 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами — насельниками афонского Никольского скита («Белозерки»), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.

По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пречистой, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. Празднование этой чудотворной совершается 11 июня по христианскому летоисчислению — в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость:

Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице,

к смиренному послушнику горы Афонския,

в пустынней келии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою,

да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели в Сионе горнем.

Темже и мы дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление,

со благодарением вопием Ти сице:

Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел;

Радуйся, ублажаемая от всех небесных сил.

Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная;

Радуйся, Матерь Бога нашего.

Радуйся, Честнейшая Херувим;

Радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.

Радуйся, без истления Бога Слова рождшая;

Радуйся, воистину сущая Богородице.

Надежда Дмитриева. Из книги «О Тебе радуется!»

Почитание святыни в Свято-Николаевском женском монастыре

Список с этой чудотворной иконы, в то время еще не известной в России, настоятель Русского Пантелеимонова монастыря архимандрит Герасим прислал через Елабужского купца Кирилла Ивановича Стахеева настоятельнице Арзамасской Алексеевской обители Прасковье Александровне Щетининой. На самой иконе есть об этом надпись: “Пред сею чудотворною иконою св. Архангел Гавриил пел: Достойно есть яко воистину и проч. Она находится на св. горе Афонской в Протатской церкви, в благословение препровождается от Русского Пантелеимонова монастыря, что на св. горе Афонской, Алексеевской Арзамасской Обители 1853 года”.

Кирилл Иванович в вечное поминовение своего рода пожертвовал также для этой иконы серебряную с позолотой ризу, которую сестры Алексеевской общины украсили жемчугом и каменьями.

С приходом Советской власти начался процесс разграбления и разрушения этой обители, а осенью 1924 года решением Губернского исполкома было принято постановление о закрытии монастыря. Сестер выселили в Николаевский монастырь, а храмы со временем были поруганы и осквернены.

Пострадала и икона Божией Матери “Достойно есть”. Драгоценную ризу сняли, а саму икону разрубили топором. Особенно богоборцы изувечили лик Пресвятой Богородицы.

Образ был найден в 1997 году жителями города в хозпостройке старинного дома и принесен в монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаза Богородицы.

В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того, как сестры взяли его на крестный ход. Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма монастыря.

У образа появилось много почитателей — людей с израненными, как лик Богородицы, душами. В народе икону прозвали «Изрубленной».

Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем не бывает.

Чудесное проявление глаз усилило интерес к иконе. Многие паломники и прихожане прибегают к чудотворной иконе Божией Матери “Достойно есть” и получают исцеления и помощь. Известны случаи исцеления от глазных болезней и головных болей.

Интересно свидетельство рабы божией Людмилы из Оренбургской области. На рассвете в тонком сне ей явился Господь, указал путь и на облаке показал серого гуся. Послышался голос: “Ищи город, в котором растили гусей для торга и боев. Там есть храм, при храме Икона чудотворная. Найдешь гуся, найдешь город, найдешь женский монастырь, найдешь Икону “Чудотворную-Рубленную”, обретешь откровение, получишь благословение”. Проснулась она, стоя на коленях, в слезах. Долго искала, пока в издательском доме ей указали на город Арзамас. Женщины приехали в Арзамас, сами на машине из Оренбурга. Утешения и радости не было конца! Неспроста иное название иконы “Достойно есть” — “Милующая”…

Есть такая икона и в Троице-Сергиевой Лавре. Дореволюционный список чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» или «Милующая», написанной на горе Афон в русском Пантелеимоновом монастыре, находится в Трапезном храме во имя преподобного Сергия Радонежского в центральном приделе с правой стороны у правого клироса.

Эту икону еще до революции привез с Афона насельник Лавры о. Аристоклий. И она сразу стала почитаться верующими как чудотворная, потому что люди получали помощь перед ней по своим молитвам. Господь хранил эту святыню и во время революции, и в Гражданскую войну и после — в годы репрессий она всегда оставалась в монастыре. Когда богоборческие власти закрыли Лавру, по благословению старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о. Аристоклий передал на хранение эту икону своим духовным чадам монахине Евфросинии (Богословской, 1892-1974) и инокине Пелагее, проживающим в городе Сергиев Посад, ул. Кирова, д. 47. Все время до своего возвращения в Лавру икона «Достойно есть» находилась в этом доме. И не просто находилась, она утешала, исцеляла, вразумляла, научала. Все, кто молился перед этой иконой в эти годы, чувствовали ее благодать, каждому она давала по силам. А помолиться в этот дом приходили многие, особенно, когда тайно служилась литургия. Открыто службы стали проводиться в 1946 году. Когда открыли Лавру, в доме матушек стало что-то вроде подворья Лавры. Приезжали многие батюшки, семинаристы из Москвы. Тогда еще академия и семинария находились в Москве. Лавра медленно возвращалась к духовной жизни. Передавали ее Церкви частями. В Трапезном храме находился Дом Культуры, с его возвращением монастырю власти тянули особенно долго. А когда, наконец, отдали, то оказалось, что зданию требуется серьезный ремонт. На то, чтобы возвратить ему первозданный вид, ушли долгие годы. Только в 1961 году в храме возобновились службы. К тому времени ни монахини Евфросинии, ни инокини Пелагеи уже не было в живых. И родственники монахини Евфросинии прот. Владимир и Валентина Недосекины вернули эту икону в Трапезный храм, где она находится и доныне.