8 июня—празднование Табынской иконе Божией Матери—самой загадочной иконе в России.
Табынскую икону можно назвать сверхчудотворной. По многим местам в России можно натолкнуться на смутные воспоминания о ней, а порой легендарные сказания.
Старые люди говорят: «Да, есть такая икона, как Казанская, очень старинная с темным ликом. Иконе той поклонялись казаки, потому, и называется она Табынскою. А лик иногда все же открывается, но только избранным Богородицею людям».
Название Табынского образа Пресвятой Богородицы восходит к наименованию племени табынцев, в древности населявших территорию нынешней Башкирии. В 1574 году по просьбе всего башкирского народа для защиты от ордынских набегов атаман Иван Нагой основал на двух реках, Уфе и Белой Воложке, острог. В край устремился поток русских людей, стали возникать поселения и монастыри. У ключей с пресной водой в притоках рек русские монахи основали Воскресенскую пустынь. Здесь и была впервые явлена Табынская икона.
По легенде, имевшей хождение в Китае:
«Согласно старинному преданию Табынская Чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда он ночевал в стогу сена близ станицы Табынской (ныне территория Башкирии). О видении монах – провидец рассказал своему другу монаху – иконописцу. И тем же летом, икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской»
Еще больше легенд о том, где теперь находится Табынская икона. И в сокровищницах Папы Римского, и в сейфах Зарубежной церкви, в музеях Харбина и Москвы или в частных коллекциях австралийцев.
Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом, как гласит предание:
После Божественной литургии и акафиста, на иконе Пресвятой Богородицы появилась слеза, которую запечатлели на фото. О случившемся чуде быстро узнали жители Белграда и его окрестностей
Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса. И проходя мимо соленого источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить внимания. На третий день проходя там же он снова услышал неземной глас: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего».Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божией Матери. Камень был действительно большим, около 3-х метров в высоту и ширину. Этот камень нависал над двумя источниками один из которых был соленый, другой пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме. Но на утро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели ее на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили, построить над вратами часовню там стали молиться ей. Дальше произошло новое явление Табынской иконы. Как говорит сказание: «Пречистая икона была перенесена братию в монастырь. И была носима и в Казань и в Уфу, но как бы не обретшая там себе места, она снова явилась на камне и снова была поставляема в монастырь» Это стало известно царю Федору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген основал монастырь «Пречистенский».
Второе явление Табынской иконы в 1765 году в том же месте, что и первый раз.
Предание рассказывает:
Три пастуха башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Они бросились рубить ее топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Стали плакать и молиться: «Не уйдем пока нас русский Бог не исцелит» Самый молодой башкир из них 14-15 лет особо сильно молился и прозрел. Он подвел своих товарищей к соленому источнику. И они, каясь в содеянном умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию. Перенесли икону в церковь, но утром икону не обнаружили, а в Табынском храме. Известно, что молодой башкир принял святое крещение и проводя особую подвижническую жизнь, умер в возрасте 130 лет во время крестного хода в г. Челябинске.
Согласно преданию, Табынская икона явилась в 9 пятницу после праздника Пасхи. Ныне этот день празднуется всем народом, а Божия Матерь отмечает этот день великими чудесами.
Много раз икону пытались переместить, но Божия Матерь всякий раз чудесным образом возвращала ее в Табынск. С тех пор образ и стал называться Табынским.
Почитание Табынской иконы было чрезвычайно велико. Шествия с ней продолжительностью более 4 тысяч километров проходили согласно повелению императора. Икона перевозилась в сопровождении нескольких священников, в закрытом экипаже, запряженном лошадьми, на которых никто никогда ни садился. Особо любили Табынскую святыню в Уфимской, Оренбургской, Тюменской, Кустанайской, Астраханской, Самарской, Челябинской, Уральской и Казанской губерниях. Люди вспоминают, что от одного присутствия чудотворного образа больные исцелялись, обновлялись старые иконы, а за два месяца до прихода иконы колдуны и бесноватые начинали мучиться.
Во время трагических событий гражданской войны чудотворная Табынская икона была вывезена атаманом Оренбургского казачьего войска в Китай, где во время культурной революции она бесследно пропала. Но память о дивной святыне живет среди верующих и ныне, и многие надеются на ее грядущее великое прославление.