Знаки милости. Митрополит Питирим (Нечаев)

Толкование 10-го воскресного Евангелия и притчи о сеятеле

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Надеюсь, что вы уже привыкли к тому, что мы раз от разу все более усложняем наши вечерние беседы [1], и вот сейчас я хочу взойти на новую ступеньку, все более и более пробуждая ваше собственное участие в нашем христианском православном образовании.

Ответьте мне кивком головы, кто был вчера за всенощной. Так. Мало. А кто был сегодня за Литургией? Так, примерно те же. А кто помнит, о чем читали вчера Евангелие за всенощной? Вероятно, никто, да? А о чем сегодня читали Евангелие за Литургией? Вот, уже хорошо… Так вот, я умышленно сегодня сделал отступление в нашем богослужении за акафистом – прочитал Евангелие не такое, какое обычно читают, посвященное Богоматери, а прочитал я вчерашнее за всенощной, так называемое утреннее Евангелие, и сегодняшнее, литургийное. Как вы думаете, для чего я это сделал? Для напоминания.

Вчерашнее, 10-е по счету, так называемое воскресное утреннее Евангелие (Ин. 21, 1-14) – одно из одиннадцати воскресных Евангелий. Вы знаете, что все евангелисты: Матфей и Марк, Лука и Иоанн – писали о Воскресении Христовом. И вот эти одиннадцать повествований читаются в течение всего года практически каждую субботу. Так проходит от первого до одиннадцатого, потом опять от первого и до последнего. В году 52 недели, и более четырех раз проходит этот круг. Притча о сеятеле читается несколько раз в году, она содержится у трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. И то, что на утрени в субботу за всенощной прочитали именно это десятое Евангелие, а на Литургии пришлось чтение притчи о сеятеле, для нас имеет очень важное и серьезное значение.

Итак, вот о чем говорится в этом Евангелии. Дважды являлся Господь Своим ученикам после Воскресения, когда они были все вместе. Единожды явился Деве Марии, единожды Марии Магдалине и единожды путникам, которые путешествовали в Эммаус. В первый раз, когда Он являлся ученикам, не было Фомы, и он усомнился в Воскресении Христовом. Когда же Господь явился ученикам вновь, то и Фома там был, и, вложив в рану Воскресшего свои персты, уверовал, и горячо воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28). И Христос ответил: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

l8smj_zeV_A_01.jpg

Евангелие повествует, что затем вновь явился Воскресший Христос Своим ученикам, – на берегу Геннисаретского озера (называемого иначе Тивериадским морем). Можно представить, как тосковали ученики, когда хотели Его увидеть, но Он не являлся. И тогда апостол Петр, порывистый и нетерпеливый, а вслед за ним и другие апостолы вновь взялись за сети и пошли ловить рыбу, словно забыв о своем новом предназначении, о своей духовной миссии – быть ловцами человеков (Мф. 4, 19; Мк. 1, 17). Всю ночь они ловили, но не поймали ничего. И в ту ночь, как сказано, не ели ничего. А утром, в предрассветной мгле, в тумане, вдруг услышали голос с берега: «Дети, – так обращается человек уже почтенный к незнакомым даже людям, – нет ли у вас чего-нибудь съестного?» Путник, видимо, какой-то. Они отвечают: «Нет». Тогда этот человек, эта тень, призрак, говорит им сквозь туман: «А ну-ка закиньте сеть по правую сторону вашей лодки» (см.: Ин. 21, 6). Апостол Петр, наверно, подумал: «Ну что ты нам говоришь, уже рыба ушла на дно, утром какая может быть рыбная ловля? Мы всю ночь трудились и ничего не поймали». Но затем передумал: «Впрочем, коли ты нам сказал – они уже привыкли к чудесам, – по слову твоему выполним». И вот представьте себе мокрую сеть, которая уже перепуталась, ее надо распрямить, распластать по дну лодки и спустить туда, в глубину… А когда спустили и потянули, то не могли ее вытащить из-за обильного улова. Петру, самому пылкому из апостолов, пришлось даже сбросить с себя одежду, чтобы не мешала тащить эту тяжелую, переполненную рыбой сеть, которая едва не прорвалась. Оказалось, что они поймали множество больших рыб, число их было сто пятьдесят три.

Сколько может весить рыба в Геннисаретском озере? Господь удостоил меня быть там. Я видел и больших сомов, видел и нормальную рыбу, такую, которую обычно ловят, ну, до двух килограммов. Вот представьте себе мокрую сеть и в ней триста килограммов богатого улова! Это первое, на что я хотел обратить ваше внимание.

Второе. Притча о сеятеле (см.: Мф. 13, 1-9). Ну, я думаю, что она всем вам известна хорошо и понятна. Здесь говорится о том, как человек воспринимает слово Божие: одни принимают его с радостью, но, не имея глубокой земли, хорошей почвы, быстро загораются и быстро остывают; другие, отягченные за- ботами житейскими, как терниями, заглушают это посеянное слово Божие; а третьи – как камень: что говори, что не говори – все равно мимо проходят, и птицы небесные, и враг похищают это семя. Но обратите внимание опять-таки на окончание: те, кто слышат слово Божие и воспринимают его сердцем добрым и благим и плод творят в терпении, вот те действительно есть подлинные ученики Христовы.

Итак, три качества от нас требуются, когда мы слушаем слово Божие: иметь сердце доброе, сердце благое, то есть совершенное, и плод приносить в терпении. Нетерпеливость – плохое свойство. И вот теперь сопоставим оба эти повествования. Вот нетерпеливый Петр. Нет учителя – ну и ладно, пойду рыбу ловить. А каков результат? Всю ночь трудился – и ничего не поймал. Но стоило получить благословение от Господа, послушаться, и результат был совсем иным – совершилось нечто невероятное.

Господь не нуждается в том, что мы Ему даем, но Он ждет, как сказано в Библии: Сын мой! Отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои (Притч. 23,26). Апостол Павел пишет ученикам, которые щедро давали милостыню бедным церквам, что он ищет не их (имущества), а их самих (2 Кор. 12,14), то есть не внешнего подаяния, а расположения сердца.

Вот, братья и сестры, теперь перейдем к нашей повседневной жизни. Кому мы чаще всего уподобляемся? Да вот тому самому апостолу Петру. Просим – не получаем. Ну и ладно! Обижаемся сердцем или в уныние впадаем, забывая о том, что нужно иметь сердце доброе, благое и плод свой приносить в терпении. Очень часто Господь обращается к нам по-разному. Мы много раз уже об этом говорили. Нужно учиться читать знамения милости Божией. Встретили вы человека на дороге, увидели вы чужую радость или чужое горе, пришла вам какая-то добрая мысль, удалось вам что-то сделать хорошее, доброе – прочтите в этом знак милости Господа, Который обращается к нам повсечасно, повсеместно, на каждом шагу и каждый день. И если мы узнаем Его, то пристанем к берегу с богатым уловом, внутренним душевным уловом. И Господь напитает нас у тепла Своего церковного очага доброй приготовленной пищей. Если же не узнаем, то так и останемся с пустой лодкой посреди бушующих волн житейского моря. Вот почему я прочитал повторно, несколько отступая от нашего уставного обычая, эти два повествования евангелиста Иоанна Богослова.

Посмотрите на свою собственную жизнь: сколько знамений вы получали, на сколько ответили и на сколько прошли мимо. Сколько раз Господь обращался к нам, а мы, не услышав Его голоса, уходили опять в ту же туманную даль на своей пустой лодке безутешными, скорбящими. И как редко откликались мы на зов Божий! Я часто напоминаю вам слова покойного святейшего патриарха Алексия, который своих младших помощников за службой учил тому, что благодарная молитва – это рука, протянутая за получением новых милостей Божиих. Церковь учит нас, когда мы входим в храм, прежде всего поблагодарить Господа за то, что мы пришли сюда, за то, что мы достигли храма, что ничего не случилось с нами по дороге, что мы вновь все вместе и вновь слышим Божественную службу, – значит, можем наполнить свою ладью богатым духовным уловом. Это первое.

spas_seyatel.jpg

Второе. Надо прислушаться, какие новые знаки милости Своей дает нам Господь. Мы призваны сердцем добрым и благим плод творить в терпении. Человек не духовный, как правило, терпеть не может. Младенец, как правило, нетерпелив, капризничает, когда не получается сразу. Взрослый человек, умудренный, терпелив. Сколько на наших глазах, братья и сестры, прошло людей, страдающих тяжелой неизлечимой болезнью, но глубоко верующих в милость Божию, переносивших с благодарностью в благодушии свою физическую боль. Скольких мы знаем с вами людей бедных, которые переносят свою нужду без ропота, потому что знают, что это для какой-то более высокой цели. Очень часто говорим, когда нас постигает какое-то несчастье: «За что?» Да мало нам этого. Есть за что, ибо несть человек иже жив будет и не согрешит (3 Цар. 8, 46). Каждый знает за собой большие и малые согрешения. Таким образом, те беды, которые мы переносим, они не «за что», а «зачем». Для того чтобы пробудить нашу совесть, поднять наш дух, оторвать его от повседневной заботы, от каменистой почвы нашего сердца, от терниев (сорняков), которые заглушают в нас все доброе, от птиц и зверей, от тех дурных помыслов и дурных поступков, которые мы совершаем, чтобы плод свой творить в терпении. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, – сказал в прощальной беседе Господь ученикам (Ин. 13, 35). Это относится к нам.

Но есть и другое значение этих Евангелий, которые мы прочитали. Дело, начатое без благословения Божия, начатое по нетерпению, по каким-то своим внутренним побуждениям и по раздражению, не бывает успешным. Перед началом всякого дела нужно просить благословения Господа. Краткой молитвой или долгой, особым богослужением, крестным знамением, призыванием имени Божия, словами «Господи, благослови!» И только тогда дела наши будут успешны… Поэтому каждое утро надо просить благословения Божия всему роду человеческому, всем нашим людям, соотечественникам, всей нашей стране, всем труженикам, которые начинают свой трудный день. Мы всех их должны мысленно благословить, прося Бога, чтобы каждому Он дал благословение в труде и знамение, которое рано или поздно, но они прочтут.

Апостол Павел в Послании к Римлянам очень мудро сказал: когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон, они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14-15); ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1, 20).

И мы знаем, что и в высокой науке, и в быту, и в простой жизни люди постепенно все-таки приходят к мысли о Боге. Но, не имея подготовленного сердца, часто проходят мимо этой мысли. Имея же перед собой пример Церкви, которая ко всем обращена своей любовью, в которой, они знают, молятся о них, они уже не пройдут мимо этих знаков. И голос совести каждому не однажды, а много раз в жизни напомнит об этом.

Поэтому, братья и сестры, еще раз повторяю: на нас лежит и ответственность, и обязанность молиться. И Господь спросит с нас, как мы молимся за тех, которые пока еще не пришли к вере, к Церкви. Вот этим-то назиданием и хочется мне закончить и отпустить вас с миром домой, чтобы вы запомнили, что выносите сегодня из храма, – начинать дело свое с благословения, усовершенствовать свое сердце, взрыхлить его, питать его, всевать в него семя слова Божия и трудиться и за себя, и за тех, которые этого не знают. Посмотрите, как Церковь молится: и о плавающих, и о путешествующих. Сегодня утром мы молились о Святейшем Патриархе Алексии II († 2008), который с большим риском отправился в Киев, где нестроения церковные и волнения, чтобы принести туда свое отеческое благословение, а с ним – мир и умиротворение. Ибо сила Церкви – в самообладании, духовном трезвении, смиренном следовании за Христом. Самообладание – это и наша с вами христианская обязанность. Да будет же милость Божия и покров Царицы Небесной нам всем в помощь. И не забудем урока, извлеченного ныне из Священного Писания. Аминь.

28 октября 1990 г.

Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В.А. Никитин; предисл. Е.М. Яковлевой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 312-317.


Примечание

[1] Здесь приводится одна из бесед митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003), проводимых им в разные годы с прихожанами храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. Беседы совершались после воскресного вечернего богослужения с пением акафиста пред святыней храма – чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших».