Проповедь в Неделю о расслабленном. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос воскресе!

«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» — так сказал Спаситель расслабленному (Ин. 5:14), которого исцелил от тяжелой болезни. Но, к сожалению, получивший такую великую милость от Бога оказался очень неблагодарным. Он не только не поблагодарил Господа за исцеление, но поспешил объявить «иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин. 5:15-16).

А в синаксаре сегодняшнего дня повествуется, что этот самый человек, исцеленный Господом, ударил Спасителя по лицу, когда Он находился на суде у архиерея Каиафы и получил еще большее расслабление; уже не на тридцать восемь лет, но на вечное мучение.

Значит, дорогие братия и сестры, тяжелая болезнь, от которой он лежал тридцать восемь лет, была наказанием Божиим за грех, соделанный им. Какой это был грех, Евангелие не говорит и тем дает знать, что подобное несчастье может постигнуть человека за всякий грех и что причиной болезней в основном является грех. Это — яд, который разрушительно действует на наше тело, иногда медленно, а иногда с поразительной быстротой, но всегда разрушительно. Об этом свидетельствуют и ежедневный опыт каждого человека, и слово Божие, и история. «Многи раны грешному (Пс. 31:10). Нет мира в костях моих от грехов моих (Пс. 37:4) — говорит святой Давид. — Кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих» (Пс. 54:24). От греха происходят и все наши несчастья.

А между тем, какие радости и удовольствия обещает нам грех!

«На небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой… буду подобен Вышнему», — мечтал Денница (Ис. 14:13-14). И вот конец мечтаниям: «Ныне же во ад снидеши и во основания земли»! (Ис. 14:15). «Будете, как боги», — шепчет диавол человеку (Быт. 3:5), и человек, возмечтавший быть богом, прилагается скотом бессмысленным и уподобляется им. «Тогда я буду только спокоен, когда не буду видеть брата моего», — думает Каин (Быт. 4:5-8) и поднимает руку на брата своего и с тех пор ни минуты ни днем ни ночью не имеет покоя, стеня и трясясь проводит свою мятежную жизнь, всех людей боится, собственной тени страшится. «Сломаю житницы мои и построю большие, и скажу душе моей: …ешь, пей, веселись», — говорит сам себе богач (Лк. 12:18-19). Вот он ест и не насыщается, пьет и не напивается; собрал много, а хочет собрать еще больше; удовлетворения у него нет; о счастье нечего и говорить. Деньги, говорят, бог, которому все служат; на деньги все можно купить. Все? Но не купить мира душевного, не купить счастье. «Соберу побольше, и все будут служить мне: тогда-то я буду свободен». Собирает, и что же? Сам становится рабом этих денег. Мечтает ученик пророка Елисея Гиезий, как хорошо ему будет, когда он обманом получит от Неемана (которого исцелил пророк Елисей) два таланта золота! Получает, но, увы, получает с ними и проказу Неемана (4 Цар. 5:20-27). Сколько богатых, страдающих от болезней! Они никогда не знали бы этих болезней, если бы не были богаты. Сластолюбец, конечно, в сластолюбии видит верх удовольствия, но кто более всех лечится? Кому более всех, не по названию только известны эти многоразличные недуги чрева, как не чревоугоднику? И что более всего сокращает нашу жизнь, как не этот порок? Сладострастник подвергается таким болезням, о которых даже стыдно говорить. Иногда он, как Ирод, убийца вифлеемских младенцев, заживо сгнивает. Лжец, конечно, лжет, чтобы ему верили, а кончает тем, что ему не верят, когда он и правду говорит. Гордый хочет возвышаться, быть выше всех, но как часто оказывается ниже всех! Вавилонский царь Навуходоносор от гордости стал безумным и семь лет пасся вместе со скотом. Аман повешен на той висилице, которую приготовил бедному Мардохею, вельможи вавилонские погибают в львином рве, который они приготовили пророку Даниилу. Взявшие меч от меча погибают. Захватывающие чужое теряют и свое, а кроткие наследуют землю. Верно слово и всякого принятия достойно: Изрываяй яму искреннему впадется в ню (Притч. 26:27).

Кто чем согрешает, тот тем и наказывается. Печальные последствия греха идут и в потомство, заражают наших детей и внуков, так как они уже рождаются со склонностью ко греху родительскому, а иногда и прямо с болезнями их родителей. «Как ты забыл закон Бога твоего, — говорит Господь, — то и я забуду детей твоих» (Ос. 4:6). Какие страшные слова: «Я, Господь Бог твой, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:7).

Итак, дорогие братия и сестры, грех поражает не только душу, но и тело. В одних случаях это очевидно, а в других, хотя и не так ясно, но истина остается истиной: все болезни тела всегда от грехов и из-за грехов. Грех совершается в душе и делает ее больной, но так как жизнь тела зависит от души, то от больной души жизнь тела, конечно, нездоровая. Уже одно то, что грех наводит мрак и тоску, должно неблагоприятно действовать на нервную систему, которая управляет всем организмом человека, и, стало быть, через нее — на кровь, на органы и ткани. Но когда припомнишь, что грех отделяет нас от Бога — Источника жизни и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом, и в природе, то еще можно удивляться, как грешник остается в живых после того, как согрешит. Это проявление великой милости Божией, ожидающей покаяния и обращения. Следовательно, больному прежде всего нужно поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим будет проложен путь для благотворного действия лекарств. Бывали раньше и сейчас есть такие замечательные врачи, которые не приступают к лечению, пока больной не поисповедуется и не причастится святых Христовых тайн; и чем серьезнее болезнь, тем они настойчивее этого требуют. Но больше всего будем бояться греха. Господь на всяком месте не только Своей благодатью, но и правосудием Своим. Будем помнить слово Божие, что только род правый благословится и семя их наследит землю. А беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены на ней. Аминь.

Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. — С. 192-195.